Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись, играя" (начальные классы)
рабочая программа (2 класс)

Усачева Виктория Олеговна

Пояснительная записка

Актуальность программы базируется на анализе педагогического опыта и опросе родителей, исходя из современных требований модернизации системы образования.

Задача учителя: бережно направлять познавательный интерес в русло тех знаний, которые позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир и найти свое место в нем.

Данная программа даёт детям возможность развить психические, познавательные, мыслительные, эмоциональные, групповые/парные (процесс коммуникации) процессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа "Учись, играя"45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

 

 Государственное автономное образовательное учреждение  высшего образования города Москвы 

«Московский городской педагогический университет» 

 

Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского  

Учебный корпус «Колледж Черемушки»  

 

Усачёва Виктория Олеговна

Программа внеурочной деятельности «Учись, играя».

Специальность – 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Уровень подготовки - углубленный  

(очная форма обучения)  

4КПд35ш – 18 группы

 

Преподаватель

 

Колокольчикова Екатерина Сергеевна

(подпись)  

 

Москва, 2021


Пояснительная записка

Актуальность программы базируется на анализе педагогического опыта и опросе родителей, исходя из современных требований модернизации системы образования.

Задача учителя: бережно направлять познавательный интерес в русло тех знаний, которые позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир и найти свое место в нем.

Данная программа даёт детям возможность развить психические, познавательные, мыслительные, эмоциональные, групповые/парные (процесс коммуникации) процессы.

Устраняет такие недостатки, как:

  • недостаток знаний;
  • узкое мышление;
  • маленький словарный запас;
  • невнимательность;
  • бедное воображение;
  • замедленность восприятия;
  • необщительность;
  • невыразительность дикции.

Программа «Учись играя» - это цикл занятий направлен на познание окружающего мира вокруг нас через игровую деятельность детей. Обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено двумя курсами: «Флора и фауна» (1 полугодие), «Страницы истории» (2 полугодие). Весь курс программы рассчитан на 1 год.

Занятия курса «Флора и фауна» направлены на изучение природного и животного мира. Одно занятие рассчитано на 1 академический час (45 минут). В процессе занятий дети учатся воспринимать мир вокруг нас, как единое целое. Установят причинно – следственные связи между флорой и фауной.

«Страницы истории» - курс занятий, в котором имеются игровые упражнения с тематикой истории. Где дети смогут совершить виртуальные путешествия по Древним странам мира, изучить их традиции и законы, а также познакомиться с их мифологией.

Она разработана на основе таких нормативных документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СанПин, ФГОС НОО, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.

Цель программы – создание условий для формирования у детей знаний, умений, навыков в области «Окружающий мир», через игровую деятельность.

Задачи программы –

1) формировать интерес к окружающему миру вокруг нас;

2) способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»;

3) дополнить и систематизировать знания об окружающем мире через игровую деятельность, способствовать развитию психических процессов;

4) воспитывать бережное отношение к окружающему миру; 

Направленность программы «Учись играя» - познавательная. По содержанию является   биолого-исторической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 9 лет.

Программа предназначена для обучающихся с предварительной подготовкой;

Наличие способностей: не обязательно;

Пол: не важен;

Физическое здоровье: дети с нормой + дети с лёгкой степенью ЗПР;

Наполняемость групп: (18 человек);

Состав групп: одно возрастной

Условия приема: наличие базовых знаний в определённой области.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (+ дети с ЗПР)

Сроки реализации образовательной программы: 1 год обучения, составлена из расчета два занятия в неделю, но 1,5 часа – это составило 52 часа в год.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуальные;

Формы занятий: дидактические и ролевые игры, решение кроссвордов, ребусов, викторины для почемучек, конкурсы знатоков, загадки, просмотр мультфильмов, беседы, виртуальные экскурсии.

Режим занятия: в процессе занятия будут осуществляться физкультминутки; 

Ожидаемые результаты 

Предметные результаты:

1 уровень

приобретение обучающимися знаний о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2 уровень

развитие ценностных отношений школьника к миру животных, миру природы и человеку

3 уровень

приобретение обучающимися опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

Личностные результаты: развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты: опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, позиции, опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков.

Основные требования к результатам освоения программы кружка «Учись играя» 

Ученик научится:

 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Подведение итогов:

Реализация образовательной программы осуществляется с помощью таких форм занятий: дидактические и ролевые игры, решение кроссвордов, ребусов, викторины для почемучек, конкурсы знатоков, загадки, просмотр мультфильмов, беседы, виртуальные экскурсии.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Формы организации внеурочной

деятельности

Всего

Теория

Практика

1

РАЗДЕЛ 1. Флора и Фауна

1.1

Тема 1. Вводное занятие

 «Разнообразие растений и животных»

1

1

-

Беседа

1.2

Тема 2. Загадки растительного мира

3

       1

          2

Викторина

1.3

Тема 3. Растения моего края

3

1

2

Экскурсия

1.4

Тема 4. Секреты животного мира

3

1

2

Игра

1.5

Тема 5. Братья наши меньшие

4

1

3

Мастер класс

1.6

Тема 6. Пернатые друзья

3

1

2

Выставка

2

РАЗДЕЛ 2. Страницы истории

2.1

Тема 7. Вводное занятие

«Путешествие в мир истории»

1

1

-

Беседа + игра

2.2

Тема 8. Тайны богов Древней Греции

    3

1

2

Викторина

2.3

Тема 9. Олимпийские игры

    2

1

1

Соревнования

2.4

Тема 10. Жизнь первобытных людей

    3

1

2

Виртуальная экскурсия

2.5

Тема 11. Русские летописцы

   4

1

3

Мастер класс

2.6

Тема 12. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

   3

1

2

Интерактивная экскурсия

2.7

Тема 13. Итоговое занятие

1

1

-

Беседа

ИТОГО

34

13

21

Содержание изучаемого курса.

Тематическое содержание программы курса «Учись, играя» 7 – 9 лет (34 часа).

Раздел 1. Флора и Фауна (17 часов)

Тема 1. Вводное занятие «Разнообразие растений и животных».

Теория.

Термины: флора, фауна, зоолог, биолог, млекопитающие, земноводные, паукообразные, пресмыкающиеся, моллюски, травянистые растения, кустарники.

Живая и неживая природа, ознакомление с царствами растений и животных, места обитания животных, территориальное расположение растений, характерные отличительные черты животных и растений.

Тема 2. Загадки растительного мира.

Теория.

Термины: название деревьев, кустарники + использование пословиц, поговорок

Практика.

Форма занятия – викторина. Делятся на команды, выполняют задания: загадки, анаграммы, ребусы и другие. Присутствует межпредметная связь с другими предметами. Команды получают поощрения.

Тема 3. Растения моего края.

Теория.

Термины: название растения.

Практика.

Форма занятия – экскурсия. Учитель проводит экскурсию в ботаническом музеи, где раскрывает подробно характеристику, строение данных растений и многое другое. Присутствует межпредметная связь с ботаникой.

Тема 4. Секреты животного мира.

Теория.

Термины: названия животных.

Практика.

Форма занятия – игра. Учитель разрабатывает игры по данной теме на онлайн платформе (Laerning apps), таких игр в разных оболочках должно быть не менее 5 штук. Каждый ученик проходит эти игры. За правильное прохождение игры, ученик получает поощрение. Межпредметная связь с информатикой.

Тема 5. Братья наши меньшие.

Теория.

Термины: домашние и дикие животные

Практика.

Форма занятия – мастер – класс. На нём дети научатся рисовать домашних или диких животных и потом уметь презентовать свою работу. После представления своей работы, каждый ребёнок выставит её на стенд и получится выставка работ. А также будет устроено тайное голосование для детей, предупредив, что за свою работу голосовать нельзя. Дети на маленьких листочках будут писать номер работы, которая им понравится и чей рисунок наберёт больше всего голосов, та и победит. (Рисунки будут пронумерованы) Листочки будут положены в шляпу, после того, как все проголосуют, учитель считает и определяет победителя. Победитель получит сладкий подарок, а те, кто не победили, получат небольшие сладкие поощрительные призы.

Тема 6. Пернатые друзья.

Теория.

Термины: названия птиц. Интересные факты. Рассказы учителя + сказки или рассказы про птиц

Практика.

Форма занятия – выставка. После теории, дети из пластилина будут вылепливать разных птиц по своему усмотрению. Учитель будет контролировать процесс. Также перед глазами детей будут висеть разные фотографии, иллюстрации птиц. (Наглядность). Во время выполнения работы дети будут слышать аудиозаписи пения разных птиц.

Раздел 2. Страницы истории (17 часов)

Тема 7. Вводное занятие «Путешествие в мир истории».

Теория.

Термины: история, как предмет, артифакт, устаревшие названия предметов, городов, стран, территорий, дань, династия, власть

Тема 8. Тайны богов Древней Греции.

Теория.

Термины: бог, Древняя Греция, народ, традиции, обычаи, законы.

Практика.

Форма занятия – викторина. Делятся на команды, выполняют задания: загадки, анаграммы, ребусы и другие. Присутствует межпредметная связь с другими предметами. Команды получают поощрения.

Тема 9. Олимпийские игры.

Теория.

Термины: олимпийские игры, виды игр, название городов, где они проходили.

Практика.

Форма занятия – соревнования. Делятся на команды, выполняют физические задания: дойти до конуса при этом чеканить баскетбольных мяч, прыгать до конуса двумя ногами и другие. Присутствует межпредметная связь с другими предметами. Команды получают поощрения.

Тема 10. Жизнь первобытных людей.

Теория.

Термины: жизнь, люди, законы, традиции, еда, быть.

Практика.

Форма занятия – виртуальная экскурсия. Дети будут учить иероглифы и учиться их писать, а также делать небольшие зарисовки наскальных рисунков.

Тема 11. Русские летописцы.

Теория.

Термины: летописцы, летопись, древняя Русь.

Практика.

Форма занятия – мастер - класс. На занятие учитель приносит бересту, которую заранее готовит. Детям учитель выдаёт палочки от деревьев и дети учатся писать на бересте.

Тема 12. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

Теория.

Дети отправляются в  музей на Поклонной горе, где им показывают и рассказывают все то пережитое людьми, все горе, которое они испытали за время Великой Отечественной войны. Межпредметная связь с историей.

Термины: Великая Отечественная Война, народ, страны, смерть, победа.

Практика.

Дети принимают участие во всех интерактивных мероприятиях, играх.

Тема 13. Итоговое занятие.        

Теория

Подводится итог всего цикла занятий. Дети делятся своими впечатлениями.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Дидактическое обеспечение курса.

Образцы готовых изделий, книги, альбомы, краски, карандаши, пластилин, баскетбольный мяч, конусы и другой инвентарь для спорта, подборки рисунков и фотографий, плакатов для наглядности, природный материал.

Материально-техническое обеспечение программы.

Кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: шкаф для хранения учебной литературы, наглядных пособий, парты, стулья, доска школьная.

Технические средства обучения: аудио-видеоаппаратура;

Методическое обеспечение: наличие фонотеки с пением птиц и звуков животных, гимн олимпиады, песни военных лет, музыка разных стран.

Материальная база: наличие баскетбольных мячей в количестве 20 штук, деревянные палочки – 20 штук, конусы 10 штук, береста - 20 штук.

К материально-техническому оснащению, необходимому для реализации программы  «Учись, играя» относится:

  • Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;
  • Мультимедийные проекторы, интерактивные доски, ПК.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:

  • баскетбольные мячи, конусы и др.
  • природного материала (деревянные палочки);  

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах: различные виды мозаики, конструкторов; пазлы; простые и цветные карандаши;  игрушки-шнуровки; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;  различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.

Список литературы.

Для учителя:

  • Плешаков А. А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Издательство «Просвещение», 2020 год – 160 стр.
  • Козленко А. В. Древняя Греция. Издательство «Эскимо», 2018 год – 96 стр.
  • Галев К. Ю. Герои Великой Отечественной Войны. Издательство «Эксмодетство», 2018 год – 64 стр.
  • Кун Н. А. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Издательство «Эксмодетство», 2018 год – 64 стр.
  • Карни Элизабэт Весь мир. Моя первая энциклопедия. Издательство ««Эксмодетство», 2020 год – 128 стр.
  • Флорес Синтия. Животный мир. Иллюстративный атлас. Издательство «Махаон», 2020 год – 264 стр. (Амченков Юрий и Свечников Владимир выполнили перевод с английского на русский язык)
  • Рублёв С. Большая энциклопедия животного мира. Издательство «Владис», 2020 год – 256 стр.
  • Байнум Хелена, Байнум Уильям Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь. Издательство «КоЛибри», 2020 год – 240 стр.
  •  Афонькин С. Ю. Иcтория Олимпийских игр. Школьный путеводитель. Издательство «Балтийская книжная компания», 2015 год – 80 стр.

Для ученика:

  • Банникова Н., Антонова А. Большая энциклопедия в дополнительной реальности (+ 100 оживающих страниц) Издательство «Devar», 2020 год – 256 cтр.
  • Голь. Николай. Жизнь замечательных растений. Издательство «БХВ – Петербург», 2017 год – 149 стр.
  • Бианки В. В. Сказки и рассказы про животных. Издательство «АСТ» 2017 ГОД – 272 стр.
  • Чарушин Е. Рассказы про зверей и птиц. Издательство «Самовар», 2017 год – 94 стр.
  • Бианки В. В. Лесные домишки. Издательство «Эксмодетство», 2016 год – 128 стр.
  • Бианки В. В. Кто чем поёт? Издательство «Детская литература», 2019 год – 30 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...