НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shakirova_e.e._-_publikatsiya.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Шакирова Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 108»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из важнейших направлений в работе учителя является взаимодействие с родителями воспитанников. Основная цель взаимодействия - это повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание своего ребенка.
При работе с семьями учеников я ставлю перед собой следующие задачи:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- повышение воспитательного и творческого потенциала семьи;
- оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Я использую различные формы работы с родителями:
- Совместные театральные постановки.
- Вечера доброты.
- Совместные соревнования.
- Выезды на природу.
- Праздники, в которых активное участие принимают родители.
- Мама, папа, я – артистичная семья.
- Дни открытых дверей, когда родители имеют возможность посетить любые уроки.
- Ведение социальных карт, в которых прописана работа с детьми «группы риска», с многодетными, неполными, малообеспеченными семьями, с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.
- Проведение совместных учебных мероприятий: выставок, конкурсов, семинаров, проектов, творческих работ.
10. Родительские чтения.
11. Тематические марафоны.
Традиционная форма работы с родителями – это родительское собрание.
Чаще всего родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие мамы и папы целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат.
Когда я начинала свой профессиональный путь, то твердо решила, что на моих собраниях родителям должно быть интересно. Мне хотелось, чтобы родители всегда посещали собрания, чтобы мероприятия, которые я провожу, пробуждали в них творческие способности, настраивали на сотрудничество со школой и учителем.
Для себя я определила несколько принципов, которым следую при подготовке к собранию:
1. Оповещать родителей о собрании за неделю, чтобы они могли спланировать свое время.
2. Родительское собрание должно длиться не больше 1 часа.
3. Общее собрание 1 раз в четверть. Наибольшее внимание уделять индивидуальной работе с родителями.
4. Пока родители собираются, в классе звучит спокойная музыка. Или я готовлю слайд-шоу из школьных фотографий, которые были сделаны за последнее время.
Хочется поделиться некоторыми приемами, которые способствуют сплочению родителей, помогают создать на родительском собрании доброжелательную и доверительную атмосферу, настраивают родителей на дальнейшее сотрудничество с классным руководителем.
1. Первое собрание – 1 класс, родители знакомятся с учителем, с другими родителями.
Такое знакомство можно провести в игровой форме. Родители вытягивают из коробочки фразы, называют свое имя и заканчивают фразу. Примеры фраз:
Самый лучший подарок на мой взгляд – это…
Я никогда не жалею денег на…
Я никогда не выхожу на улицу без…
Я горжусь тем, что мой ребенок …
Я мечтаю побывать в …
Мой любимый праздник – это..
Самое ценное в моей жизни – это …
2. «Волшебные очки»
На последующих собраниях перед тем, как приступить к основной теме, целесообразно также проводить небольшие игры, направленные на раскрепощение родителей.
Учитель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других. Даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки: «Ой, какие вы красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».
Родители по очереди примеряют волшебные очки, называя достоинства ближнего, что несомненно вызывает улыбку и положительные эмоции.
3. Собрание на тему «Как сохранить здоровье своего ребенка»
Можно предложить родителям игру «Слово-эстафета». Участники должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребенок будет здоров, если я……», при этом они будут передавать мяч друг другу.
Таким образом, родители проговаривают свои действия и помощь, которую могут оказать своему ребенку. В конце собрания учитель подводит итог сказанным словам. Делает вывод.
4. Собрание на тему «Умей говорить НЕТ»
Будет интересно, если устроить на собрании проигрывание ситуации: «Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – «ребенок». По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача остальных родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки. Цель такого приема в том, чтобы родители поняли, как порой тяжело дать отказ. А если решили учить ребенка говорить «нет», то он должен четко аргументировать свою позицию, как в предложенной выше игре.
5. Собрание на тему «Почему ребенок обманывает? Как научить ребенка говорить правду»
На этом собрании происходит проигрывание ситуации: «Это не я!». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Остальные родители его в этом уличают. Задача «ребенка» – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду. Эта игра выводит родителей на откровенный разговор о том, почему дети обманывают, как взрослым разговаривать с детьми, когда знаешь, что они лгут. Как научить ребенка доверять родителю и не бояться говорить правду.
6. Собрание на тему «Младший подростковый возраст»
Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда можно найти общий язык с ребенком, стать ему мудрым другом и наставником. На таком собрании можно использовать игру «Подросток».
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль подростка. Остальные родители играют различные роли. Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к подростку и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг подростка. Затем они ходят вокруг подростка и одновременно говорят свои слова.
Роли и слова, которые можно использовать для данной игры:
Мама: Дочка, не забудь разогреть обед и накормить брата!
Папа: Оля, принеси газеты из почтового ящика!
Брат: Оля, ну, помоги же склеить самолёт, у меня ничего не получается!
Бабушка: А домашнее задание ты уже выполнила?
Учитель: Завтра в школу без родителей не приходи! Жду в кабинете директора в 8.30.
Повар: Ну что за ребёнок, опять стакан разлил! Бери тряпку, вытирай скорее!
Техничка: Опять носишься как угорелая! Марш в класс! И чтоб больше мне на глаза не попадалась!
Одноклассница: Ну и брюки! Такие только в прошлом веке носили!
После «подросток» делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать? Затем делятся впечатлениями все взрослые.
Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять, почему подросток ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком разговаривать, продолжать выстраивать доверительные отношения без лишних придирок.
7. Заключительная часть собрания
Заключительная часть собрания – это чаще всего подведение итогов, формулирование выводов. Здесь можно использовать наглядность. К примеру, раздать родителям звездочки. В центре каждой звезды написано имя ребенка. Учитель просит написать на лучиках звезд доброе слово или определение, которое начинается с той же буквы, что и имя ребенка.
Люба – любимая, ласковая,
Рома - решительный, руководитель.
Далее учитель говорит:
«Звезды – это ваши дети
Поверьте в них – и они будут ярко сиять, озаряя светом свою жизнь и жизнь других людей!»
Приемы, которые рассмотрены в данной статье, повышают эффективность родительских собраний, позволяют педагогу творчески подходить к организации воспитательного процесса, тесно взаимодействовать с родителями своих учеников.
Список литературы:
1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. – № 4.
2. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться. – М.,1989.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.
4. Байярд, Р., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. – М., 1991.
5. Бестужев-Лада, И. В. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель. – 1997. – № 1.
6. Вульфов, Б. 3., Иванов, В. Д. Время взрослых поступков: диалоги о школьной юности и ее проблемах. – М., 1993.
7. Дереклеева, Н. И. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. – 2002. – № 1.
8. Дереклеева, Н. И. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001. – № 10.
9. Дереклеева, Н. И. Организация родительских собраний в 1–11 классах. – М., 1999.
10. Курносова, Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями // Классный руководитель. – 1999. – № 5.
11. Лаврентьев, В. В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний // Классный руководитель. – 1999. – № 5.
12. Парфенова, И., Казакова, Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – № 3.
13. Скрипкина, Т. П. Психология доверия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.
14. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье // Воспитание школьников. – 2000. – № 3.
15. Шишова, Т. Как ребенку постоять за себя? // Воспитание школьников. – 2001. – № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...
Выступление «Нетрадиционные формы работа с родителями в школе».
Выступление на МО...
Статья "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" (из опыта работы)
В статье материал из опыта работы по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы"...
Использование нестандартных (нетрадиционных) форм работы на уроках в начальной школе
Статья предназначена для учителей начальных классов. Для успешного усвоения учебного материала учащимися начальной школы на разных этапах урока применяются нетрадиционные формы.Данные формы систе...