Статья "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" (из опыта работы)
статья
В статье материал из опыта работы по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статье материал из опыта работы по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями учащихся начальной школы
(из опыта работы)
Учитель начальных классов Шелестюк С.Г.
МБОУ «СОШ № 80 г.Владивостока»
Одним из основных направлений в работе каждого классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Именно поэтому очень важно наладить взаимодействие с родителями учеников. При этом приходится вкладывать в организацию такой работы большие усилия.
В своей работе я применяю следующие формы:
-индивидуальные: посещение на дому, индивидуальные консультации, приглашение в школу на личные беседы, переписка в мессенджерах, наблюдение, анкетирование;
-групповые: родительский лекторий, тематические консультации, классные детские мероприятия, мастер-классы;
-коллективные: классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки учебных работ, творческие отчёты, экскурсии, совместные праздники, открытые уроки, совместные общие дела, акции разного уровня.
Родительские собрания.
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, на них мы осуждаем проблемы жизни классного и родительского коллективов. На первом собрании в 1 классе провожу анкетирование. Из анкет узнаю важную информацию не только о семье, о детях, но и об уровне развития у ребенка навыков и умений. Какие шаги к сотрудничеству готовы сделать мамы и папы /анкета в приложении/.
На каждом собрании обязательно провожу небольшие лекции. Темы зависят от класса, уровня развития учащихся, других факторов. Примеры тем:
-Как помочь первокласснику учиться;
-Как развить память?
-Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка;
-Ребёнок и компьютер;
-Наказания детей. Какими им быть?
-Друзья детей - друзья или враги?
-Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления;
-Гиперактивный ребёнок;
Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
Работа с родительским комитетом.
На первом же родительском собрании выборы родительского комитета. В родительский комитет выбираются люди только по их желанию. Как правило, в первом классе всегда такие находятся. И они являются хорошими помощниками учителю. Они решают:
1.Организационные вопросы;
2.Финансовые;
3.Воспитательные.
Также члены родительского комитета выступают посредниками между семьёй и школой, инициаторами по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальные беседы, консультации.
В своей работе с родителями часто провожу индивидуальные консультации. Как правило, по мере необходимости, чаще даже по просьбе самих родителей. В беседе обсуждаем самые разнообразные вопросы относительно ребенка: здоровье, хобби, особенности поведения, способности к тому или иному предмету, черты характера и т.д. Консультации позволяют разрешить многие противоречия, принести пользу не только родителям и ребенку.
Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Проведение мероприятий совместно с родителями.
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», походы, экскурсии, посещение театров, музеев, проведение праздников, участие в субботниках, акциях разного уровня, проведение классных часов родителями.
Особенно интересны классные часы, на которых родители знакомят ребят со своими профессиями. Включаю родителей в проведение праздников. Родители являются главными моими помощниками в организации внеурочной деятельности.
В период перехода на дистанционное обучение несколько изменились и формы общения с родителями. Школа вернулась в очный формат обучения, но родители всё же стали реже посещать школу. Зато очень активно началось общение через электронный дневник, социальные сети и конечно же через мессенджеры. В своей работе я стала чаще информировать родителей о проведении мероприятий, общаться через мессенджеры. Это оказалось очень эффективно, ведь информация доходит гораздо быстрее. В мессенджерах выставляю детские достижения/дипломы, грамоты, благодарности/, выражаю благодарности родителям и детям. Если необходимо, то и даю рекомендации. Но и личное общение, конечно же присутствует в прежнем виде.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». И я стараюсь всегда помнить об этом.
Приложение
Анкета для родителей первоклассников
1. Общие сведения о ребенке и семье: Адрес_______________________________________________
Телефоны: домашний _________ мамы________________________ папы________________________
1.1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка
_______________________________________________________________________________________
1.2. Какой ребенок по счету в семье? ___________ Имена, возраст других детей, место учебы и нахождения____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
1.3. Посещал ли ребенок дошкольное образовательное учреждение или был на домашнем воспитании (если «да», то какое и в течение скольких лет)?____________________________________
1.4. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес?
_______________________________________________________________________________________
1.5. Состав и тип семьи (полная, неполная - развод, сирота, полусирота, одинокая мать, под опекой)
Мать: а) фамилия, имя, отчество __________________________________________________________
б) дата рождения ____________в) образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное)
г) место работы, должность ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Отец: а) фамилия, имя, отчество __________________________________________________________
б) дата рождения ____________в) образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное)
г) место работы, должность ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
1.6. Характеристика материального положения семьи (низкий, средний, высокий уровень)
1.7. Бытовые условия семьи: отдельная квартира, частный дом, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира
Площадь жилья ________________________ количество комнат_________________________________________________
Наличие отдельной комнаты у ребенка ДА/НЕТ Наличие у ребенка отдельного письменного стола ДА/НЕТ
2. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы:
2.1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок? _______________________________________
_______________________________________________________________________________________
2.2. С кем чаще всего ребенок проводит время? _____________________________________________
Кто чаще всего гуляет с ребенком? _______________ Кто чаще всего играет с ребенком? _______________
Кто чаще всего читает ребенку? __________________ Занятия семьи в выходные дни______________________________
_______________________________________________________________________________________
2.3. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье:
Поощрения_____________________________________________________________________________
Наказания______________________________________________________________________________
2.4. Какие игры, игрушки и материалы для занятий имеются у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специально отведенное для игр место)?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
2.5. Назовите:
• любимые игрушки и игры вашего ребенка:_________________________________________________
• его любимые сказки и книги:____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2.6. Какие кружки, секции посещает ребенок? _______________________________________________
3. Уровень развития у ребенка навыков и умений:
3.1. Как ваш ребенок помогает в работе по дому? ____________________________________________
3.2. Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?
4. Шаг к сотрудничеству:
4.1. Каким образом вы проводили подготовку ребенка к школе?_______________________________
______________________________________________________________________________________
4.2. Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените__________________________
_______________________________________________________________________________________
4.3. От каких дурных привычек вы стремитесь отучить вашего ребенка?________________________
4.4.Что бы вы хотели узнать какую помощь, какие советы получить от педагога, школьного психолога, логопеда, других специалистов нашего образовательного учреждения?________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4.5.Какую помощь школе могли бы оказать?________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Анкета опубликована 14.01.2018 - Голубева Ольга Викторовна:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/01/14/anketa-dlya-roditeley
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).
Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и расходы были значительно меньше, начинайте покупки заранее. Так как в авгус...
Статья "Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы)
Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы является одной их главных проблем соременной школы. На протяженнии 50-ти лет работы в начальной шклоле меня волновала эта проблема. В своей статье...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)
Подробное содержание действий обоих субъектов образовательного процесса при работе над проектом....
Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).
Развитие исследовательского поведения учащихся начальной школы на уроках русского языка....
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...