Нетрадиционные формы работы с родителями обучающихся
опыты и эксперименты на тему

Кудасова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty.docx874.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Конкурс «Социальное партнерство школы и семьи в условиях реализации ФГОС НОО»

Название номинации: Описание  нетрадиционных форм работы педагога начальной школы с родителями

Информационно – практико – ориентированный проект

 «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!»

                       Выполнил учитель начальных классов

         МБ ОУ Починковской СОШ  

Починковского района

Ф.И.О._Кудасова Ольга Александровна

                                                Квалификационная категория  1

                                                Стаж работы учителем начальных классов 20 лет

                                                Контактная информация:

                                                телефон:   89023080019

e-mail: o.kudasowa27@yandex.ru

Н. Новгород

2014

«Родить ребенка, вырастить, как сад –

Нет счастья выше и трудней от века,

Но только тот, кто сам душой богат,

Даст миру не жильца, а Человека».

Владимир Сапронов

Введение

        Воспитание современного человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, социума и семейного воспитания. Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться в условиях введения ФГОС без широкого сотрудничества с семьей на уровне социального партнерства. И если школа сможет сделать семью своим партнером, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И это должно происходить не когда-то завтра, а уже сейчас. Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Эффективность воспитания личности ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Именно поэтому необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

        Мною разработана модель социокультурного пространства, это проект взаимодействия семьи, школы и различных социальных партнеров с учетом современных технологий обучения и воспитания. В практике работы с родителями учащихся мною используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги. А для того чтобы объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, я разработала и апробировала на практике свои нетрадиционные формы общения с родителями.

Главная опора любого общества и государства - благополучная полноценная семья, а родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути. Семья – колыбель духовного рождения человека. И поэтому, самое первое и важное понятие, на основе которого строится вся учебная и воспитательная деятельность – это «семья».

В семье ребенок учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он учится любви и ненависти. Горше сиротства бывает воспитание во зле, но счастлив человек, если через любовь отца и матери на протяжении всей жизни он получает урок человеколюбия. Потому первостепенной задачей для учителя считаю необходимость научить ребенка любить и беречь свою семью, дух своего дома. С этой целью с первого года обучения в нашем классе стартовал долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!»

Проект является одним из главных направлений воспитательной деятельности в нашем классе. Он позволяет систематизировать знания, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создает предпосылки поисковой деятельности и соответствует принципам ФГОС.Создание и продвижение проекта способствует социализации личности обучающегося, что является одной из стратегических задач современного воспитания.

Данный проект адаптирован для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Цель проекта:

Создание социокультурного пространства через вовлечение обучающихся, родителей, общественных организаций и административных структур в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию здорового, культурного, высокообразованного ученика.

Задачи проекта:

- создать условия для всемерного развития личности;

- воспитывать социально успешную личность;

- совместно с семьей воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям инновационных, экономических, общественных задач построения гражданского демократического общества;

- создать положительную эмоциональную и продуктивную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

- обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
- повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

- создать условия для профориентационной работы с учащимися через инновации в области социального партнёрства;

-работать над развитием духовного мира и креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

-формировать медиакомпетентность и информационную грамотность обучающихся и их родителей путем активного внедрения ИКТ технологий в практику воспитания.

Актуальность проекта заключается в том, что в процессе его реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на Земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, укрепляя и сохраняя здоровье, стать образованным, духовно  воспитанным и трудолюбивым патриотом своей Родины.

Эффективность проекта обеспечивается четким планированием; адекватной оценкой имеющихся ресурсов и возможностей.

Новизна разработки - новая форма работы с родителями и социальными партнерами: создание творческого клуба с целью развития  единого социокультурного пространства при реализации проекта «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!»

Проект предлагается для учащихся 1- 4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно – воспитательного процесса.

Участники проекта: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальная служба школы, социальные партнеры.

Предполагаемый результат реализации проекта:

- единение и сплочение семьи, детского коллектива и школы;

- постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

- овладение родителями новыми  знаниями в области воспитания и психологии ребенка;

- успешная социализация обучающихся;

-повышение мотивации к обучению и  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;

- создание комфортных благоприятных условий для развития творческих и коммуникативных способностей, стремления к восприятию прекрасного.

Модель проекта

Дружная

Заботливая

Современная

Счастливая  Семья

        Современная счастливая семья

Нетрадиционные формы работы

Родительские чтения

         Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения. Чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Это одна из наиболее любимых форм общения с родителями для меня как классного руководителя. Благодаря существующей рубрике «Настольная книга», родители узнают о предстоящих чтениях и начинают готовиться к чтениям заранее. Например, изучив литературу по теме «Культура поведения. У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление», многие родители искренне высказывались о том, что серьезно задумались о культуре поведения и общения, пересмотрели свое отношение к окружающему миру.

C:\Users\1\Desktop\ф - моб +  фото библиотека\Библиотека 24 апреля 2014 г\БИБЛИОТЕКА 24 АПРЕЛЯ 2014 Г. 188.jpg  C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\День открытых дверей\DSCN2976.JPG  C:\Users\1\Desktop\DPSCamera_0189.JPG

Родительские вечера

Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.Мы организуем родительские вечера с использованием материала по краеведению, истории, географии, литературе. Например, вечер воспоминаний - «Умели люди работать и отдыхать!», вечер православной культуры «Сказочное Рождество в нашем доме».

F:\фото\фотографии\Выпускной 1 класс\ЗОЯ-выпусной 075.jpg  F:\Новый кон начальная школас 2014\материал конкурс в конце года НАч шк\фотор поход с классом 2013\болдино 153.JPG

Литературно-музыкальные вечера.

Интересной формой работы с родителями являются  литературно-музыкальные вечера: вечер фольклора «День Кузьмы и Демьяна», обрядовый «Не жизнь, а Масленица» и мероприятие, связанное с русской трапезой «Что за чудо этот чай!». На вечере посвященном истории, например, «Наши славные предки славяне» мы знакомимся с понятием «язычество» и подробно изучаем всех богов и духов, в которых верили наши предки – славяне. Семейные коллективы пишут сочинения на исторические темы, составляют кроссворды и изготавливают историческое лото.

F:\Мамино\Все фотографии\DSCN2694.jpg   C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\«Не жизнь, а Масленица»\DSC01370.JPG   F:\фото\фотографии\фото Вздыхалиных\март\DSCN3495.jpg

Литературно-музыкальные гостиные.

В нашем классном коллективе литературно-музыкальные гостиные – это мероприятия, объединяющее всех родителей, которые любят искусство и путешествия. Например: гостиная о творчестве А. С. Пушкина «Незаходящее солнце русской поэзии», «Влияние классической музыки на эмоциональное состояние человека», «Мы – ценители искусства».  А так как наряду с родной культурой и искусством мы изучаем особенности развития культуры других стран мира. Родители представляют в нестандартной форме материал о заграничных поездках и путешествиях «Я очарован этой страной», «Удивительное место на земле», «Карта путешествий моей семьи », «История и традиции стран мира», «Кухня разных народов».

C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\Великий А. С. Пушкин\DSCN3176.JPG    F:\фото\фотографии\Низяевыа\DSC01068.JPG  C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\«Не жизнь, а Масленица»\DSCN0178.JPG

Участие семейных коллективов в школьных, районных, областных, всероссийских и международных конкурсах:

«Подарок маме - своими руками», «Духовное и культурное наследие родного края», «Моя семья в истории страны» «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», « Мы за безопасную дорогу!», «Золотой глобус» и т.п.

Мастер - классы

В классе, народном музее и во Дворце культуры родителями обучающихся и для семей нашего класса проводятся мастер – классы: «Игрушки из бабушкиного сундука. Кукла из ниток», «Весенний букет» цветы из салфеток и др. Тематика мастер – классов самая разнообразная и она дает возможность  заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми «Идеи для дома», «Сам себе доктор», «Спортивный инвентарь из ненужных вещей» и др.

C:\Users\1\Desktop\видео и фото кукла\DSCN0326.JPG   C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\Февраль 14 098.jpg

Совместные экскурсии и поездки.

Организуется совместная обзорная поездка - экскурсия по селу. Продолжая изучать свой край, мы посещаем Починковский конный завод №23, построенный по указу Елизаветы Петровны в 1760 году, промышленную зону: завод «Починковские консервы», маслосыркомбинат, пенькозавод. В ходе экскурсии «Социально – экономическое положение села» обучающиеся знакомятся с различными предприятиями, учреждениями и организациями села. Из сообщений родителей и учителя дети узнают о том, в каких сферах производства занято население районного центра.

Совместно с родителями организуем поездку в дом – музей А. С. Пушкина в Б. Болдино и совершаем увлекательное путешествие в мир театра, посещая Мордовский республиканский драматический театр.

G:\фото пдд\Изображение 012.jpg   F:\фото\фотографии\буклет + фото прошлые\foto\P1010022.JPG   F:\фото\фотографии\буклет + фото прошлые\15jpg.jpg

Родительские тренинги

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. Тренинги проводит школьный психолог.

F:\фото\фотографии\фото Вздыхалиных\март\DSCN3503.jpg   F:\фото\фотографии\фото Разговор о правильном питании 13\Праздник фото кулинарный поединок\DSCN5324.jpg

Родительский клуб «Лучшее лекарство – это увлеченность!».

В нашем клубе есть традиция – тему заседания предлагают родители, бабушки и дедушки, известные люди – земляки. Все члены клуба с нетерпением ждут новой встречи, а по этим темам заседания уже прошли: «Комсомол не просто возраст – комсомол моя судьба», «Космические высоты каждой профессии», «Песня строить и жить помогает» и др.

F:\фотографии\фото Вздыхалиных\декабрь\DSCN2711.jpg   C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\Наши славные предки славяне\новые фото 098.jpg  C:\Users\1\Desktop\новые фото 118.jpg

Презентации позитивного опыта семейного воспитания

        Семейные коллективы охотно делятся своими секретами воспитания через тематические презентации. Такая форма по обмену опытом вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание педагога и родителей всего класса. Презентации позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

C:\Users\1\Desktop\DSCN0070.JPG   C:\Users\1\Desktop\фото проект еда\Жаворонки 2014 г денискин\Февраль 14 106.jpg   C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\Наши славные предки славяне\DSCN1512.JPG

Семейные творческие отчеты и исследовательские работы.

Семейные коллективы в занимательной форме рассказывают о себе, знакомят присутствующих с традициями, укладом, семейными ценностями, работают над составлением генеалогического дерева, составлением и презентацией герба своей семьи и подробно изучают историю своего рода. Проводят исследования на темы: «О чем рассказывает моя фамилия?», «Что скрыто в имени моем?». Все полученные материалы оформляются в портфолио.

D:\семинар\IMG_3597.JPG   C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\р.jpg   C:\Users\1\Desktop\DSCN0074.JPG

Конкурсные программы:

«Папа, мама, я – дружная активная семья», интеллектуальная игра «Звездный час», день именинника «Я играю на гармошке» и др.

F:\фото\фотографии\2011-11-28 14.00\2011-11-28 14.02\DPSCamera_0020.JPG   F:\фото\фотографии\2011-11-28 14.00\НА ДИСК\IMG_3200.JPG   C:\Users\1\Desktop\DSCN0917.JPG

Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте)

Учителю необходима помощь со стороны семейных коллективов. Совместно с родителями мы осуществляем дизайн классной комнаты, посадку растений, генеральную уборку, оформление стендов и др.

F:\фото\февраль 2014 новые\109NIKON\DSCN2932.JPG   DSCN2056  F:\фото\февраль 2014 новые\109NIKON\DSCN2903.JPG

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Совместные семейные занятия физической культурой и спортом организуемые классным руководителем, необходимо рассматривать как эффективное средство продуктивного взаимодействия семьи и школы. В своей практике я использую следующие формы и методы организации деятельности:

Совместные мероприятия: семейные эстафеты, игры, соревнования, турниры и командные веселые старты

Так, например, ко Дню учителя был организован турнир между родителями обучающихся «Родители – первые учителя своих детей».  

http://moupsh10.narod.ru/img/semeinaya_estafeta_2.1.jpg

Спортивные встречи

Один раз в неделю, желающие заняться спортом родители, могут устроить соревнования или стать участниками товарищеской встречи по любому виду спорта. Чаще всего проходят игры по волейболу, пионерболу и  теннису, а зимой мы всем классом с удовольствием катаемся на коньках и лыжах.

http://moupsh10.narod.ru/img/semeinaya_estafeta_3.1.jpg    F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\107NIKON\DSCN1742.JPG

Час родителя – профессионала

Этот вид общения предполагает «звездный час» родителей учеников. Безусловно, каждый член семьи - уникальная личность, способная поделиться своим жизненным и профессиональным опытом. Необходимо предоставить родителям возможность проявить себя. Учитель, совместно с родителями готовит мероприятие, где ведущая роль принадлежит членам семей учеников. Например,  обобщение изученного материала по теме «Что надо есть, если хочешь быть сильным» проходило в форме телепередачи «Кулинарный поединок». Работали родители – профессионалы превосходно и прекрасно справились с основной задачей – приготовить и накормить детей правильной, здоровой, полезной для организма пищей и дать определенные пояснения по каждому блюду с точки зрения калорийности для восполнения утраченной энергии ребенка, занимающегося спортом. Команды представляли на суд жюри и зрителей три блюда: салат или закуску, десерт и напиток. В состав жюри входили профессионалы своего дела: тренер ДЮСШ, врач, повар, председатель жюри – заместитель директора по воспитательной работе школы. А родитель -  спортсмен, например, организует для «группы здоровья» - родителей с избыточной массой тела, еженедельные тренировки.

F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\109NIKON\DSCN2239.JPG     C:\Users\1\Desktop\веселая олимпиада 025.JPG

Прогулки и походы  

Одним из наиболее любимых видов совместной деятельности является  - поход. Это может быть как пешая прогулка, так и прогулка на велосипеде.

C:\Users\Андрей\Desktop\104NIKON\DSCN1048.JPG   E:\фото\фотор поход с классом 2013\распеч\болдино 176.JPG   E:\фото\фотор поход с классом 2013\распеч\болдино 090.JPG

Интерактивные игровые технологии

В течение всего года проходят спортивно - оздоровительные мероприятия: «Выше, быстрее, сильнее», «Семейное многоборье», «Новогодняя семейная эстафета», «Семейная лыжня», «Наши богатыри – сыновья и отцы», «Папа, мама, я автомобильная семья», «Зов джунглей».

«Мы во всем для вас пример, от привычек до манер!»

F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\104NIKON\DSCN1053.JPG   C:\Users\1\Desktop\учитель года\Уовая папка\Материалы с сайта школы\Я не волонтер, я только учусь\DSCN0112.JPG   F:\фото\фотографии\фото Вздыхалиных\январь\DSCN2988.jpg

Практикум «Отдыхать умело - непростое дело» (пути выхода из стрессовой ситуации, релаксация, приемы самовнушения и т. п.)

Родители нашего класса – активные участники всех затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Каждый месяц сами проводят внеклассные мероприятия и игры. Но живя в современных стрессовых условиях им  необходимо уметь расслабляться, отдыхать и снимать напряжение. Считаю своей первостепенной задачей оказывать специальную психологическую помощь родителям обучающихся, организуя работу со специалистом – психологом.

F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\107NIKON\DSCN1744.JPG     C:\Users\1\Desktop\DSCF0507.JPG

Встречи с медицинскими работниками

Доказано, что здоровый человек быстрее социализируется в обществе, поэтому неотъемлемой частью воспитательного процесса являются встречи с медицинскими работниками, как для бесед с детьми, так и для общения с  родителями обучающихся.

C:\Users\1\Desktop\DSCN2446.JPG   F:\фотографии\2011-11-28 14.00\НА ДИСК\IMG_3390.JPG  F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\109NIKON\DSCN2163.JPG

Классный поход.

Стало традицией в нашем классе каждый сезон открывать «Путешествием в природу».  Цель нашего общения -  формирование необходимых знаний и развитие умений по сохранению и укреплению здоровья.

E:\фото\фотор поход с классом 2013\распеч\болдино 042.JPG   F:\фото\фотор поход с классом 2013\распеч\болдино 083.JPG   F:\фото\фотор поход с классом 2013\болдино 170.JPG

Продуктивная интеграция: семья, школа и социум.

Совместно с родителями был организован урок – экскурсия с элементами практикума в магазине «Продукты». В назначенный час в магазине нас радушно встретили начальник торгового отдела и заведующая магазином.

Была проведена увлекательная экскурсия, а затем обучающиеся и их родители стали участниками телепередачи «Контрольная закупка». Все вместе мы собрали корзину с полезными продуктами.

D:\Новая папка (3)\IMG_4388.JPG

Беседы с детьми о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека проводятся регулярно на различных уроках, но особенно яркие впечатления и необходимые знания обучающиеся получили, общаясь в районной аптеке со специалистами. Фармацевты познакомили с ассортиментом лекарственных средств, витаминов и биологически активных добавок, средствами личной гигиены и продуктами питания, реализуемыми через аптечную сеть. Специалисты продемонстрировали, как производятся многие лекарственные средства в условиях аптеки. В заключение мероприятия родители и дети под руководством врача собрали домашнюю аптечку.

C:\Users\1\Desktop\аптека\DSCN1798.JPG

По теме «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» мы работали дружной триединой командой – школа, семья и детский сад. Для изучения темы был создан интегрированный минипроект «Мы здоровьем дорожим, фрукты – овощи едим».

DSCN2108   C:\Users\1\Desktop\ф садик\DSCN2182.JPG

По инициативе родителей была организована поездка на хлебокомбинат «Починковский хлеб»

F:\фото\хлебозавод\IMG_4695.JPG   F:\фото\хлебозавод\IMG_4713.JPG   F:\фото\хлебозавод\IMG_4746.JPG

Всем классом в программе  «Разговор о правильном питании»

Программа вносит существенный вклад в «оздоровление» учебно – воспитательного процесса, рассказывая о замечательных традициях русского стола, помогает почувствовать суть русской трапезы, увидеть, какие щи и каши, пряники и блины, квасы и кисели готовились хозяйками в деревнях, и представить, какими роскошными были царские пиры. Национальная кухня – это своего рода искусство, и нужно дать ребенку возможность прикоснуться к этой доли исторического наследия. Семьи класса являются активными участниками семинаров по формированию культуры здорового образа жизни и приобщению детей к традициям и обычаям русской национальной кухни.  Участвуя в конкурсе ООО Нестле, проекты семей нашего класса ежегодно занимают призовые места на районном и областном уровне, а в номинации «Методика реализации программы» среди педагогов района  и области первое место присвоено моей конкурсной работе. На межрегиональном уровне меня признали победителем (второе место) и обладателем приза зрительских симпатий за проект «Здоровое телевидение».

F:\Фотографии со всех фотоопаратов(ОСНОВНЫЕ)\Фотоаппорат 1\DSCN0995.JPG   F:\фотографии\фото Вздыхалиных\сентябрь\DSCN1958.jpg   C:\Users\1\Desktop\DSCN0082.JPG

Практикум

Практикум - обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, по теме «Как помочь ребенку стать внимательным» участники знакомились с понятием внимания и его основными свойствами, изучали и демонстрировали игры и упражнения по развитию внимания.

F:\фотографии\2011-11-28 14.00\DPSCamera_0188.JPG

Нестандартные открытые уроки «День открытых дверей» (каждую четверть)

Этот вид деятельности, как и многие другие в нашей практике, подразумевает активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители обучающихся здесь не зрители и слушатели, а равноправные участники. Они задают вопросы, выполняют задания и объясняют новый материал.

В каждой учебной четверти предусмотрен «День открытых дверей». Выбираю темы уроков, помогающие формировать общечеловеческие ценности и конкретный социальный опыт. Первый открытый урок для родителей – это, конечно, урок литературного чтения. Отечественная литература является кладезем духовно – нравственных и патриотических идей. Это учебник жизни и побудитель к духовной работе. Именно этот удивительный школьный предмет вобрал в себя и опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» Л. Н. Толстого, и именно он помогает ребенку задуматься о нравственных и духовных ценностях, испытать первое чувство гордости за свой великий народ, восхититься подвигами настоящих патриотов России, насладиться необыкновенной красотой родной природы.

D:\Новая папка (5)\IMG_4252.JPG C:\Users\1\Desktop\IMG_0053.JPG F:\фото\фотографии\фото с урока\DSCN0540.JPG

Конференция

Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции должна быть конкретной, например: «Патриотическое воспитание в парадигме ФГОС».

http://niro.nnov.ru/_data/objects/0001/2168/image002.jpg

Педагогическая дискуссия (диспут) 

Однаиз наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «В какие игры можно и нужно играть?», «Для кого задается домашние задание?»

F:\Новая папка (8)\IMG_3781.JPG      C:\Users\1\Desktop\за нравственный повиг учителя\видео Во что верил и верит человек\DSC00137.JPG

Родительские собрания: собрание – деловая игра, собрание – конкурсы, собрание – практикум. 

В своей практике я использую нетрадиционные формы проведения собраний, используя интерактивные методы. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок намеченного плана.

F:\фото\фотографии со школьного фотика февраль2013\109NIKON\DSCN2230.JPG   DSCN2225   C:\Users\1\Desktop\полдник\DSCN2038.JPG

Рождественские чтения

В зимние каникулы семьи нашего класса являются постоянными участниками районных «Рождественских чтений». В номинациях: «Семейная реликвия», «Православие», «Судьба семьи в истории страны» дети совместно с родителями представляют работы: «Боевые награды моего прадеда», «Дорогая сердцу вещь», «Святыня». Активно принимают участие в различных районных конкурсах фотографий в различных номинациях: «Золотые купола», «Праздники в нашей семье», «Ее Величество Семья». Можно много говорить детям о любви к старшим, почитании своей родословной, но гораздо важнее сделать так, чтобы детское сердце забилось от необыкновенной радости, когда в маленьких руках находиться то, с чем соприкасались руки прабабушки и прадедушки. И я убеждена, что не слова, а в большей степени практические дела, которые идут от сердца, помогают нам воспитывать настоящих патриотов своей Родины.

F:\фото\Все фотографии\духовность фото\DSCN0519.JPG   F:\Мамино\Мама Оля\весна-09 339.jpg

Внеурочная деятельность с социальными партнерами  за пределами школы

(Клуб Веселых Математиков,  «Новогодний Счастливый случай», «Книжки добрые любить и воспитанными быть!», Флеш – моб «Город читающих людей», «Классный театр»)

В структуру социокультурного пространства семьи и школы входят различные организации и учреждения дополнительного образования:

  • МБ ОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
  • МБ ОУ ДОД Починковская ДЮСШ
  • МБ ОУ ДОД «Детская школа искусств Починковского района»
  • Районная детская библиотека
  • Центральная библиотека
  • Районный дворец культуры
  • Физкультурно – оздоровительный комплекс «Юбилейный»
  • Дворец культуры «Факел»
  • Детская консультация
  • Дошкольные образовательные учреждения
  • Районный совет ветеранов
  • ООО «Починковский хлеб»
  • Маслосырзавод «Починковский»
  • Редакция газеты «На земле починковской»

C:\Users\1\Desktop\ф - моб +  фото библиотека\Библиотека 24 апреля 2014 г\БИБЛИОТЕКА 24 АПРЕЛЯ 2014 Г. 166.jpg   C:\Users\1\Desktop\ф - моб +  фото библиотека\ФлЭШМОБ\ФЛЕШ-МОБ -  ХОЧУ ЧИТАТЬ! 011.jpg   C:\Users\1\Desktop\DSCN0991.JPG

Родительский ринг

         Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей. Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

         Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы. Вопросы выбирают сами родители. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Последнее

слово в ходе ринга остаётся за специалистами.

         Темы для проведения родительских рингов могут быть следующими:

– «Плохие привычки – наследственность или влияние социума?»

– «Что делать, если есть у ребенка проблемы с дисциплиной?»

-  «Школьная форма – за и против?»

Лекции

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например в прошлом году мы работали над темой «Что такое самообразование и самовоспитание?», а в этом году я проводила лекцию «Каждый человек – звезда, только дайте уму светить».

Дружная

семья

День творчества «Делу – время!» (для групп)

Один раз в месяц наш класс представляет собой мастерскую «Делу – время!». По желанию родителей определяется вид творческой деятельности: создание презентаций, оформление выставки, декоративно – прикладное искусство, вышивка, бисероплетение, торцевание, тестопластика и т.п.

Систематически  стали выпускаться классные издания (буклеты, журналы, сборники). Например, в каждом доме есть книга кулинарных рецептов «Классный полдник», сборник стихов «Школа» семьи Моисеевых и моя сказка «Путешествие Колобка по стране Хлебосольство».

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN2201.jpg     G:\109NIKON\DSCN2112.JPG   F:\Мамино\Все фотографии\2012-05-17\353.JPG

Акции

Важным элементом взаимодействия семьи и школы, является систематическое  участие семейных коллективов в мероприятиях социальной направленности:

- поздравление ветеранов с днем Победы

- посещение на дому пожилых людей,

- подготовка мини-концертов;

- участие в школьных и районных акциях социального характера («Игрушка» для воспитанников детского дома и др.)

C:\Users\1\Desktop\ф - моб +  фото библиотека\Библиотека 24 апреля 2014 г\БИБЛИОТЕКА 24 АПРЕЛЯ 2014 Г. 251.jpg     C:\Users\1\Desktop\ф - моб +  фото библиотека\ФлЭШМОБ\ФЛЕШ-МОБ -  ХОЧУ ЧИТАТЬ! 008.jpg

Коллективно -  творческие  дела.

Совместное оформление коллекций, создание коллажей, изготовление инвентаря и мобильных пособий, выпуск классной газеты и др.

F:\2013 учебный год\фотографии со школьного фотика февраль2013\109NIKON\DSCN2132.JPG   DSCN2087   C:\Users\1\Desktop\DSCN2604.JPG

Заботливая

семья

На первом плане — индивидуальная работа

Индивидуальные консультации: личное общение, посещение семьи, переписка с родителями по электронной почте (Интернет-консультации), переписка через родительский почтовый ящик, информационный лист ученика, портфолио учащегося, извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Истинным критерием эффективности работы в направлении успешной социализации является наличие единого информационного пространства для обучающихся, родителей и учителей. Обеспечивают это пространство в нашей школе и интернет – проект Дневник. ru, и локальная сеть, и собственный сайт, издается газета «Гиря».

Микрогрупповые собрания

Ежедневное общение с группой родителей «Пятиминутка».

G:\Новая папка\DSC02387.JPG

Работа с родительским комитетом. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

C:\Users\1\Desktop\за нравственный повиг учителя\видео Во что верил и верит человек\DSC00136.JPG

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы об индивидуальном развитии своего ребёнка (родительский день - суббота). В еженедельные встречи входят:

-консультации специалиста-профессионала для тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы «Скорая помощь»

-тематические консультации (например)

Мой ребёнок левша?!

Как развить у ребёнка интерес к чтению?

Заключение

Социальное партнерство семьи и школы представляет собой глубокую интеграцию различных форм, методов и видов деятельности.  Оно позволяет сформировать представление о единой картине окружающего мира и  о своем месте в нем. Роль этого партнерства заключается в том, чтобы воспитать социально успешную личность, помочь обучающимся найти себя в будущем, стать здоровыми, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Благодаря совместному сотрудничеству и дети, и родители с восторгом и  огромным желанием работать вступают в каждый новый день школьной жизни, а я с нетерпением ждут встречи с ними.

Литература:

  1. Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
  2. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
  3. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный      психолог. – 2006, №19.
  4. Сборник образовательных программ по духовно – нравственному развитию детей и молодежи. Нижний Новгород 2014
  5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
  6. Максимова Т. Н. Классные часы М.: ВАКО, 2011.
  7. Щербакова С. Г., Выткалоа Л. А. Организация проектной деятельности в школе Волгоград 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями".(из опыта)

Я с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, в которой познакомит вас с нетрадиционными формами работы с  родителями. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям....

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...

Нетрадиционные формы работы с родителями. " Я с бабушкой своей дружу давным - давно"

Воспитать в детях любовь, заботу, уважение к старшему поколению - одна из главных задач работы педагогов Специальной (коррекционной) начальной школы – детский сад I, V вида. Хочу поделиться опыт...

Нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников.

Повысить уровень родительской компетентности;Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе...