Использование нестандартных (нетрадиционных) форм работы на уроках в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Статья предназначена для учителей начальных классов.
Для успешного усвоения учебного материала учащимися начальной школы на разных этапах урока применяются нетрадиционные формы.
Данные формы систематически используются на уроках, повышая мотивацию и успеваемость обучающихся.
В приложении наглядно транслируются некоторые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные формы работы на уроках в начальной школе | 307.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование нестандартных (нетрадиционных) форм работы на уроках в начальной школе
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современные исследования по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе.
Нетрадиционные уроки являются одной из форм организации воспитания и обучения школьников. Такие уроки приближают к жизни и реальной действительности школьное обучение, поэтому они очень нравятся учащимся. Дети охотно включаются в такие занятия, так как на них нужно проявить не только свои знания, но и способности в творчестве.
На таких уроках учащиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. Именно на таких уроках удается создать атмосферу сотрудничества, создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока.
Современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится:
• Создается доброжелательная атмосфера.
• Формируется высокий уровень мотивации.
• Придаётся большое значение способам учебной работы.
• Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не только получение отвлеченных от жизни знаний, а еще и необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Что такое нетрадиционные методы обучения?
Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .
Нетрадиционные формы урока включают в себя: ролевые игры, урок- спектакль, исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования, урок-игра, деловая игра, урок-зачет, урок-путешествие, круглый стол или конференция, урок-состязание, пресс-конференция, урок открытых мыслей, урок-соревнование, урок-диалог и др.
Организационные принципы урока:
Работают все и работает каждый.
Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся.
Задача учителя при проведении урока– определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Приведем примеры этапа нетрадиционного урока математики.
Игровая деятельность в начальной школе играет уже не ведущую роль, но имеет место быть. Поэтому я использую различные групповые, командные игры. Например, «Самолеты». Использую в качестве разминки в начале урока.
«Математический бой»- использую на закрепление темы.
На уроках русского языка также применяю «Орфографический бой». Хороший результат этой игры прослеживается при написании словарного диктанта, если применить этот «бой» в качестве подготовки к словарному диктанту.
«Частослов»- индивидуальная работа с карточками на уроках литературного чтения, результат которого виден и на уроках русского языка. Дети читают в течение двух минут слова в заданной последовательности: по вертикали, по горизонтали, по диагонали, по порядку, с целью зрительно запомнить написание слов и повысить скорость чтения. Одна карточка используется на протяжении нескольких уроков.
На уроках окружающего мира использую такую форму урока, как «Ученик в роли учителя». Заранее готовлю ученика. Тема должна быть для него легкая, предполагающая владение примерами из его жизненного опыта, изучение дополнительной литературы.
Несмотря на то, что ребенок должен более качественно подготовиться к уроку, желающих побыть в роли учителя не убавляется. А это отличная мотивация для младших школьников.
Также мотивирую детей дополнительной оценкой за дополнительную работу. Например, на уроках окружающего мира в первом классе в начале четверти каждый ребенок мне задавал интересующие его вопросы, ответы на которые получали в конце каждого урока.
Сейчас, во втором классе мы поменялись ролями. Я задаю вопросы по теме, (но не по учебнику), которые мотивируют детей к поиску ответа. Если ответ правильный, полный, то ребенок получает оценку. Охват такой работы минимальный, т.е. это 1-2 ученика на одном уроке, но за четверть каждый имеет шанс на дополнительную оценку.
«Магический куб» я использую на различных уроках. Это тематические карточки для самостоятельной работы, которые учащиеся выбирают при помощи кубика. Таким образом, обычная карточка превращается в «магическую», где не учитель дал первый или второй вариант, а ребенок сам выбрал, а значит, ставит для себя выполнимую задачу.
Рефлексия на уроке также имеет большое значение:
- Формирование первичных навыков самоконтроля.
- Формирование умения объективно оценивать собственные усилия.
- Осмысленный подход к окружающей действительности.
- Создание и развитие критического мышления.
Здесь применяю в своей работе сигнальные карточки, сигнальный лист, «цветное настроение». Начинаем пробовать рефлексию «дебаты», это когда за три минуты до конца урока одна команда озвучивает положительные моменты на уроке, а вторая- отрицательные, т.е. менее удачные.
Конечно, педагог идет в ногу со временем. Если раньше мы использовали экран телевизора, чаще всего на часах общения, то сегодня мы заменяем это на «блогерство». В конце урока блогером назначается один из учеников, который должен рассказать своим подписчикам о самом интересном и новом, познавательном, что он увидел и услышал на уроке.
Перемена для обучающихся – это не только время для отдыха, но и приятного и полезного времяпровождения. Достаточно повесить на доску географическую карту и дать задание одному ребенку, например, найти пять городов на букву А. Тут же в эту игру вовлекаются и другие ребята. Они уже сами называют буквы и количество городов.
Таким образом, мы достигаем цели: формирование начальных умений работы с картой, развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Труд педагога – это ежедневная подготовка к проведению уроков,
подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также
увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом –тогда педагог счастлив, что всё не зря. Чтобы у ребенка выросли крылья на уроке, повысилась самооценка, мы должны создать ему такие условия.
Развивайтесь, ищите, творите, ведите за собой! Дети - это наше отражение. Отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед: учить, общаясь, а не поучая».
Список используемых источников:
Приложение 1
Математическая разминка «Самолеты»
Ученик в роли учителя
Задания для самостоятельной работы «Магический куб»
Подготовка к словарному диктанту «Орфографический бой»
Минутка чтения с использованием «Частослова» на уроках литературного чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....
Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.
Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....
Групповые формы работы на уроках в начальной школе.
Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе...