Использование нестандартных (нетрадиционных) форм работы на уроках в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ирина Алексеевна Кондрашова

Статья предназначена для учителей начальных классов. 

Для успешного усвоения учебного материала учащимися начальной школы на разных этапах урока применяются нетрадиционные формы.

Данные формы систематически используются на уроках, повышая мотивацию и успеваемость обучающихся.

В приложении наглядно транслируются некоторые формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование нестандартных (нетрадиционных) форм работы на уроках в начальной школе

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Современные исследования по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе.

Нетрадиционные уроки являются одной из форм организации воспитания и обучения школьников. Такие уроки приближают к жизни и реальной действительности школьное обучение, поэтому они очень нравятся учащимся. Дети охотно включаются в такие занятия, так как на них нужно проявить не только свои знания, но и способности в творчестве.

На таких уроках учащиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. Именно на таких уроках удается создать атмосферу сотрудничества, создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока.

Современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится:

• Создается доброжелательная атмосфера.

• Формируется высокий уровень мотивации.

• Придаётся большое значение способам учебной работы.

• Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не только получение отвлеченных от жизни знаний, а еще и необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Что такое нетрадиционные методы обучения?

Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .

Нетрадиционные формы урока включают в себя: ролевые игры, урок- спектакль, исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования, урок-игра, деловая игра, урок-зачет, урок-путешествие, круглый стол или конференция, урок-состязание, пресс-конференция, урок открытых мыслей, урок-соревнование, урок-диалог и др.

Организационные принципы урока:

Работают все и работает каждый.

Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся.

Задача учителя при проведении урока– определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Приведем примеры этапа нетрадиционного урока математики.

Игровая деятельность в начальной школе играет уже не ведущую роль, но имеет место быть. Поэтому я использую различные групповые, командные игры. Например, «Самолеты». Использую в качестве разминки в начале урока.

«Математический бой»- использую на закрепление темы.

На уроках русского языка также применяю «Орфографический бой». Хороший результат этой игры прослеживается при написании словарного диктанта, если применить этот «бой» в качестве подготовки к словарному диктанту.

«Частослов»- индивидуальная работа с карточками на уроках литературного чтения, результат которого виден и на уроках русского языка. Дети читают в течение двух минут слова в заданной последовательности: по вертикали, по горизонтали, по диагонали, по порядку, с целью зрительно запомнить написание слов и повысить скорость чтения. Одна карточка используется на протяжении нескольких уроков.

На уроках окружающего мира использую такую форму урока, как «Ученик в роли учителя». Заранее готовлю ученика. Тема должна быть для него легкая, предполагающая владение примерами из его жизненного опыта, изучение дополнительной литературы.

Несмотря на то, что ребенок должен более качественно подготовиться к уроку, желающих побыть в роли учителя не убавляется. А это отличная мотивация для младших школьников.

Также мотивирую детей дополнительной оценкой за дополнительную работу. Например, на уроках окружающего мира в первом классе в начале четверти каждый ребенок мне задавал интересующие его вопросы, ответы на которые получали в конце каждого урока.

Сейчас, во втором классе мы поменялись ролями. Я задаю вопросы по теме, (но не по учебнику), которые мотивируют детей к поиску ответа. Если ответ правильный, полный, то ребенок получает оценку. Охват такой работы минимальный, т.е. это 1-2 ученика на одном уроке, но за четверть каждый имеет шанс на дополнительную оценку.

«Магический куб» я использую на различных уроках. Это тематические карточки для самостоятельной работы, которые учащиеся выбирают при помощи кубика. Таким образом, обычная карточка превращается в «магическую», где не учитель дал первый или второй вариант, а ребенок сам выбрал, а значит, ставит для себя выполнимую задачу.

Рефлексия на уроке также имеет большое значение:

- Формирование первичных навыков самоконтроля.

- Формирование умения объективно оценивать собственные усилия.

- Осмысленный подход к окружающей действительности.

- Создание и развитие критического мышления.

Здесь применяю в своей работе сигнальные карточки, сигнальный лист, «цветное настроение». Начинаем пробовать рефлексию «дебаты», это когда за три минуты до конца урока одна команда озвучивает положительные моменты на уроке, а вторая- отрицательные, т.е. менее удачные.

Конечно, педагог идет в ногу со временем. Если раньше мы использовали экран телевизора, чаще всего на часах общения, то сегодня мы заменяем это на «блогерство». В конце урока блогером назначается один из учеников, который должен рассказать своим подписчикам о самом интересном и новом, познавательном, что он увидел и услышал на уроке.

Перемена для обучающихся – это не только время для отдыха, но и приятного и полезного времяпровождения. Достаточно повесить на доску географическую карту и дать задание одному ребенку, например, найти пять городов на букву А. Тут же в эту игру вовлекаются и другие ребята. Они уже сами называют буквы и количество городов.

Таким образом, мы достигаем цели: формирование начальных умений работы с картой, развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Труд педагога – это ежедневная подготовка к проведению уроков,

подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также

увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом –тогда педагог счастлив, что всё не зря. Чтобы у ребенка выросли крылья на уроке, повысилась самооценка, мы должны создать ему такие условия.

Развивайтесь, ищите, творите, ведите за собой! Дети - это наше отражение. Отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед: учить, общаясь, а не поучая».

Список используемых источников:

Приложение 1

Математическая разминка «Самолеты»

Ученик в роли учителя

Задания для самостоятельной работы «Магический куб»

Подготовка к словарному диктанту «Орфографический бой»

Минутка чтения с использованием «Частослова» на уроках литературного чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе...