Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников»
рабочая программа

Геворгян Ангелина Сергеевна
Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий. 

Мы знаем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_treninga.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга

«Межличностное взаимодействие младших школьников»

Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий.                                                                                                                

Мы знаем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Благоприятные  межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума  приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Поэтому проблема межличностных отношений школьников является актуальной и требует достаточно серьезного внимания.

Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь между людьми. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа.       Межличностные  отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей младшего школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ученик, общаясь и взаимодействуя с ровесниками, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.

Положение в классе может быть различным: ученик считает себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует. Такая психологическая ситуация переживается учащимися как чувство единства с группой, которое в свою очередь создает уверенность личности в себе. Неблагополучие  во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей отторгнутости от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности.

Цель программы: выявить имеющийся уровень межличностных отношений младших школьников в коллективе, освоить основные правила взаимоотношений и взаимодействий в коллективе у младших школьников, кроме того следует научить детей применять знания о вежливом и тактичном общении среди сверстников и взрослых.

Цель программы «Межличностного взаимодействия младших школьников» достигается по мере решения в единстве следующих задач: 

Образовательных- формирование системы знаний о правилах общения, этикета и поведения младших школьников при общении со сверстниками и взрослыми;                                                                                                                  Воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения со сверстниками и взрослыми;                                       Развивающих- развитие системы интеллектуальных знаний и умений по изучению, понятия «общение», «этикет», развитие внимания к окружающим, осознание своих чувств.

1. Содержание занятий

№ п/п

Тема урока

Содержание занятия

Перечень используемых упражнений.

1.

Основные способы общения.

Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты.

Секрет 1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

Беседа об общении, видах общения.

Упражнения: «Давайте познакомимся», «Лица», «Маски», «Жесты», «Иностранец», «Эти разные слова», «Тише, Танечка, не плачь».

2.

Секреты общения. Внимание к окружающим людям.

Этикет, правила поведения.

Тренинг по развитию сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Беседа об этикете, правилах поведения.

Упражнения: «Опиши партнера», «Маленький художник», «Тропинка», «Белые медведи».

3.

Секреты общения. Умение слушать.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение», «Испорченный телефон», «Слушаем тишину», «Интонация», «Сочиняем сказку», «Если б я был волшебником», «Подарок», «Встречи», «Царевна Несмеяна», «Маленький художник», «Волшебные картинки», «Вежливые слова», «Ссора», «Магазин вежливых слов», «Лужа».

Художественные произведения: Дж. Родари «Розовое слово», «Привет» (урок 5), В. Осеева «Хороший поступок» (урок 6).

4.

Секреты общения. Правила вежливости.

5.

Секреты общения. Вежливое отношение к людям

6.

Секреты общения. Взаимоуважение

7.

Секреты общения. Умение понимать состояние другого

Тренировка восприятия партнера в общении.

Беседа о причинах хорошего и плохого настроения.

Упражнения: «Маски», «Интонация», «Цветопись настроения», «Цветик-многоцветик».

8.

Секреты общения. Умение учитывать позицию другого.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Ключ», «Найди ведущего», «На узкой тропинке».

9.

Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения.

Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила «хорошего слушания». Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений.

Беседа о правилах «Хорошего слушания».

Упражнения: «Иностранец», «На улице», «Да» и «Нет» не говорите».

10.

Секреты общения. Что такое дружба?

Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Тренировка восприятия партнера в общении

Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: «Экспресс-социометрия», «Ценные качества», «Игра в другого человека», «Пожелания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Исследование "Межличностные отношения младших школьников"

Исследование межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста...

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.  Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....