Результаты исследований межличностных отношений младших школьников
статья (2 класс) на тему
В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio__professionalnoy__deyatelnosti.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное общеобразовательное учреждение
Школа №169 с углубленным изучением английского языка
Портфолио
профессиональной деятельности
Аттестационные материалы
Самойловой
Натальи Викторовны
г. Санкт-Петербург
2011 год.
Самойлова Наталья Викторовна
1959 год
высшее педагогическое
Усть -Каменогорский педагогический институт
1988 год
Русский язык и литература
Учитель русского языка и литературы
Воспитатель группы продленного дня
31 год общего стажа
21 год педагогического стажа
1 год по должности
Первая квалификационная категория.
В положении о группе продленного дня сказано, что «организация деятельности группы продленного дня основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности», являясь сторонницей системы развивающего обучения, цель своей работы воспитателем группы продленного дня я определяю как создать каждому ученику условия для развития как самоизменяющего субъекта деятельности ,человека , готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор , способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения. Мое кредо в высказывании основателя вальфдорской педагогики Р.Штейнера «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его с любовью, выпускай свободным…»
Получив результаты исследования межличностных отношений в группе продленного дня , и согласовав с учебно-воспитательным процессом школы, я выбрала несколько направлений в работе это: развитие творческого потенциала, актерских способностей детей, физкультурно-оздоровительное, познавательное, трудовое, патриотическое.
Впервые ребенок заявляет о себе в начале третьего года,( знаменитое Я САМ), к концу дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм деятельности, более того расширение сферы этой реализации, ребенок находит яркое выражение в ролевой игре. Выдающийся педагог и психолог П. Ф. Каптерев писал: «Обучение и игра- это друзья, которым сама природа указала идти одной дорогой, поддерживать друг друга.» Л. С. Выготский считал, что игра «создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.» Основной принцип в игре- добровольность, для этого я делю класс на зоны по интересам: творческая зона- на столах краски, карандаши, восковые мелки , цветная бумага, клей; зона настольных игр- «хоккей», «футбол», лего, домино, «кораблики» и т.п.; зона интересных книг- книги патриотического содержания, о родном городе Санкт-Петербурге, кроссворды., загадки, комиксы, ребусы; зона «играем в жизнь» сюжетно-ролевые игры, так решила назвать эту зону Ангелина С.; также существует зона для индивидуальной работы, дети в зонах постоянно меняются и никто не скучает. Распределение детей по зонам дает понять и определить качество межличностных отношений между детьми, процесс коррекции поведения детей в игре происходит для ребенка естественно и привычно, если все дети усвоили сюжет и правила игры, если каждый участник знает не только свою роль, но и роль своих партнеров, если процесс и цель игры объединяет детей, создают условия согласованности действий, например, Максим Е не дает играть, бегает по классу, двигает стулья, я предлагаю быть ему киномехаником в сюжетно-ролевой игре «Кинотеатр» дети распределяют роли- кассира ,контролера, готовят бумажные деньги, Максим помогает ставить стульчики, настраивает аппаратуру, включает свет, помогает рассаживать детей согласно купленным билетам, объявляет фильм ,выключает свет ,следит за качеством звука, когда дети смотрят фильм спокойно помогает кассиру считать деньги- так происходит коррекция поведения через значимость ребенка в игре, любят дети играть в «магазин», «зоопарк», «школу» и другие игры.. В процессе игры прекращается недовольства друг другом, дети с неуживчивым сложным характером подчиняются общим правилам, по мнению Д.Б. Эльконина игра – это вид человеческой деятельности которая образует вокруг себя мощное « педагогическое поле».Без игры невозможно творческое развитие личности, развитие межличностных отношений. Так слабоуспевающий Алексей С. считается среди сверстников специалистом по сбору марок машин из лего, его мнением дорожат ребята, Лиза Р. малоконтактируемая с детьми с удовольствием показывает как можно изобразить слоненка, его уши, походку, Рита Ш., которая постоянно жалуется на детей, что ее обижают, с удовольствием помогает занять малышей-первоклашек.
По результатам исследования учащихся 21% находится в неблагоприятном положении, а на положение ребенка в межличностном отношении влияет развитие речи, поэтому
вместе с детьми создали кружок - занимательно о русском языке, разгадывание ребусов, кроссвордов, слоговиц, чистоговорок, проведение конкурса скороговорок, игры домино на определение безударной гласной, на развитие речи «Закончи предложение», «Назови три слова» Что можно сварить? Читать? Рисовать? Купить?
Что может летать? Скакать? Плавать? И т.д.
«Кто кем был раньше? Что чем было?»
Кем был раньше цыпленок, лошадь, лягушка, бабочка, рыба?
Чем был раньше свитер, рубашка, ботинок?
«Секретный приказ»
Лишь буквы те что в этих строчках
Даны не более чем раз,
Тебе помогут быстро ,точно,
Секретный выполнить приказ.
З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э
Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М
Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я И З
Зачеркни буквы, которые встречаются более чем один раз, из оставшихся букв составь предложение(Будь врагом лени)- это задание выполняется группами детей, в соревновательной форме, когда дети поймут принцип этого вида работы, предлагаю самостоятельно спрятать слова, эта работа очень нравиться детям.
«Отгадай животное»
Напиши название любого животного, заверни лист бумаги и передай другому ученику по цепочке: что ест?- передать, что ловит?- передать, опиши привычки- передать, затем дети разворачивают листы и читают небылицу.
Игры «Колечко»,» Передай посылку», «Волны», «Камень, ножницы, бумага» -«Из какой мы сказки?»- развивает навык сотрудничества, учит делиться с друг другом, развивает эмоционально-волевую сферу.
Для запоминания чистоговорок дети предложили ,разбить текст на части, каждую часть зарисовать, работа проводилась в парах, каждая пара ,демонстрировала рисунки и по ним читала чистоговорку.
В конце дня, как правило, мы проводим игру-рефлексию, дети встают( сидят) в круг, и передают друг другу мяч, отвечают на вопросы воспитателя: Кто тебя сегодня порадовал? Кто тебе помог? Кто огорчил? Кому ты пришел на помощь? Кто тебя расстроил? Сегодня мне очень понравилось…От кого услышал что-то интересное? Кем ты восхищаешься? И т.п.- такая работа формирует у детей желание обмена мыслями, чувствами, учит давать адекватную оценку событиям прошедшего дня, действию своих сверстников. Игры психокоррекционного характера «Что сегодня произошло?» «За что меня должны уважать?» и другие.
Я ,как воспитатель, при работе с детьми, опираюсь на рекомендации учителя, поэтому
при запоминании словарных слов, я применила такой прием, как подбор слов по ассоциации, такая работа, проходит весело, оживленно, процент запоминания вырос с 40% до 75%.Для контроля запоминания я спокойно подхожу к ребенку и тихо говорю: « Сережа как напишешь слово- сапоги, проговори орфографически», так в течение дня спрашиваю 10-15 детей.
Театральные игры предполагают наличие зрителей( сверстников, младших детей, родителей) ,в их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств- интонации, жесты, мимикой- точно воспроизводить идею художественного произведения, авторский текст.
На постановку музыкальной сказки «Заяц, Лиса и Петух» были приглашены ученики начальных классов ,учителя, родители дети самостоятельно приготовили атрибуты, обсудили персонажей сказки: характеры, повадки, тембр голоса ,оказана помощь родителей в пошиве костюмов .Сказку репетировали буквально все дети, и поэтому роль персонажей мог сыграть любой ученик- такая работа создает предпосылки для дружеского общения, приятельских отношений, желание придти на помощь друг другу.
В группе с помощью родителей создана «Детская фильмотека»: фильмы познавательного характера «Ребятам о зверятах» , «Белка и Стрелка», фильмы о родном городе, юмористические программы «Ералаш», сказки «Сказка о потерянном времени» «Приключение Электроника» «Красная шапочка» и другие, дети выбрали ответственных ,которые следят за порядком кассет, помогают воспитателю регулировать звук, свет, изображение через пульт управления -эти просмотры помогают детям понять такие общечеловеческие ценности как доброта, совесть, стыд, милосердие, великодушие.
При организации физкультурно-оздоровительного досуга огромное значение отводится прогулке. Прогулка- это педагогическая организованная форма активного отдыха. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширяет кругозор, воспитывает навыки нравственных взаимоотношений. Прогулка-поход предполагает ориентацию на местности, где создаю ситуацию, для перемещения по местности, формирование дисциплины, навыки сотрудничества, помочь ребятам осознать себя членом данной группы, повысит уровень доверия- такие игры «Найди посылку» «Телеграмма для друзей» и т.п.- где указан маршрут для движения( в последствии дети самостоятельно составляют маршруты для поиска).Прогулка-творчество- постройки из снега фигур, рисование на асфальте- вызывает у детей эмоциональный подъем и организует их творческую деятельность. Спортивные прогулки- игры в футбол, волейбол, хоккей- несколько ребят посещают кружки и поэтому я предложила быть им консультантами при организации игр. Большое значение я отвожу совместным играм, где товарищество -важнейшее условия детской игры. Игры-соревнования «Чья команда быстрее?» «Чья упряжка быстрее?» и т.д.- воспитывают волю к победе, эмоции. Прогулки- развлечения- где можно повеселиться ,пошутить, проявить творческую инициативу , приучают к взаимопомощи, честности и правдивости : «Красочки» «Гуси-лебеди» «У медведя во бору» «Бездомный заяц» «Золотые ворота», очень любят играть в такую игру «Гусеница»- встают в круг, выбирают водящего , водящий ходит по кругу и выбирает себе «хвостик» «Будешь моим хвостиком?», выбранный проползает между ног водящего встает сзади, берет его за талию- так формируется огромная гусеница- игра способствует сплочению и раскрепощению учеников.
В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки для возникновения чувства патриотизма, чтобы пробудить у ребят любовь к Родине, интерес к истории своей страны, города, уважение к историческому опыту- проводили клубные часы , посвященные «Снятию Блокады» «День Победы» «День Космонавтики», на торжественный час пригласили уборщицу нашей школы Галину Анатольевну блокадницу ,учительница Анна Валерьевна показала куклу, сохраненную в блокадном Ленинграде, которая как реликвия передается из поколения в поколения в ее семье, просмотр слайдов о Великой Отечественной Войне, конкурс рисунков «Нет войне»- все это прививает чувство гордости за людей, прошедших такие испытания и выживших, воспитывает патриотов своей Родины.
Трудовое воспитания- одна из важнейших сторон подготовки ребенка к дальнейшему обучению, профессиональной деятельность в жизни, клубные часы «Мир профессий» «Все работы хороши», викторины по произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, проведение экскурсии-занятия в районную библиотеку, где дети из подручного материала(картонные коробки из-под яиц), проявив творческую инициативу, создавали различные поделки для школьной выставки, составляли вместе с родителями осенние букеты из листьев, цветов, поделки из овощей, вырезание снежинок, гирлянд для новогодней елки- все это создает предпосылку для формирования трудовых навыков.
Я считаю, что воспитатель должен максимально опираться на индивидуальные особенности ребенка, индивидуальный подход создает наиболее благоприятную возможность для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика .В своей работе я опираюсь только на то « положительное» что есть в каждом ученике, дети очень ценят , что им доверяют, несмотря на их « плохую » репутацию среди сверстников. Маша Н.- гиперактивный ребенок, в столовой не умет себя вести: крутится, кричит, эмоционально неустойчива, я доверяю ей вести первоклассника Роберта Ф. в столовую, очень ответственно , спокойно берет Роберта за руку, за столом ухаживает за ним, своим примером демонстрирует культуру поведения.
Особое внимание в планировании отвожу беседам ,занятиям, играм по профилактике дорожно-транспортных происшествий, безопасности жизнедеятельности: экскурсии в медицинский кабинет, беседы «Осторожно дорога» «Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом» «Для чего нужен переход» «Как вести себя с незнакомым человеком», игры на прогулке «Светофор» на закрепление правил дорожного движения, формирование понятия о важности знаний безопасности жизнедеятельности.
Большая проблема возникла при проведении посиделок с чаепитием: дети совершенно не знакомы с культурой поведения за столом, каждый думает только о том, как побольше положить на свою тарелку, не внимание к воспитателю или учителю ,находящемуся в это время классе, дети во время чаепития кричат, громко смеются, толкаются. Очень показателен в этом случае опыт белорусских коллег М. П.Осиповой, С. И. Козлович и других, разработавших модель «Ориентир», на следующий учебный год я поставила задачу основательно изучить этот опыт и взять на вооружение. Очень интересная форма планирования работы в группе продленного дня- недельная циклограмма расписаний, по-моему, помогает выстроить работу по определенной системе, определить механизмы и принципы при работе с детьми.
Мое исследование межличностных отношений младших школьников будет продолжено в следующим учебном году, я поставила перед собой задачи: повысить нравственное воспитание младших школьников, более четко наладить контакт с родителями, с неполными семьями, запланировать работу с одаренными детьми, продолжать работу в тесном сотрудничестве с учителями, школьным психологом, по развитию личностных качеств учеников.
К. Д.Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца .Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»,поэтому я уделяю большую работу по самообразованию: являюсь слушателем факультета «Реформа образования» и пройдя дистационный курс обучения «Активные методы обучения», применяю методы в своей работе, прошла курсы повышения квалификации по программе «Стандарты второго поколения: содержания и технология реализации»,также приняла участие в 4 всероссийской педагогической конференции, где рассматривалась тема «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации», мой девиз «Быть для учащихся фонтаном идей, знаний, света, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающий свет, да и то, только для тех, кто рядом, а те, что подальше, да ну их…»
Такими образом, главная моя задача, как педагога группы продленного дня- это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта и уюта, и закончить я хочу словами великого русского писателя М. Горького «В каждом человеке есть бубенчик, и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нем есть».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.
Представленный материал, показывает, результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....
Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников
Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...
Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"
В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...
Исследование "Межличностные отношения младших школьников"
Исследование межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста...
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника. Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"
Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....
Использование ролевых игр как средства оптимизации межличностных отношений младших школьников
Работа посвящена рассмотренюв возможности ролевых игр в оптимизации межличностных отношений....