Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"
методическая разработка (2 класс)
Данная программа способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в рамках духовно-нравственного воспитания и развития, основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Я-гражданин России" | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Направление: духовно-нравственное
Составитель:
Габова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Сыктывкар
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в рамках духовно-нравственного воспитания и развития, основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Программа «Я - гражданин России» составлена в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, опирается на Основную образовательную программу начального общего образования.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Современное общество находится в постоянном динамическом развитии, политических и экономических изменениях. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Очевидно, что развитие таких базовых ценностей как: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовая грамотность, поликультурный мир и т.д. необходимы для воспитания подрастающего поколения. Необходимо формировать гражданскую позицию школьников, развивать потребность в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко – культурному наследию своего народа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы, т.к. должна охватывать различные грани гражданско-патриотического воспитания. Так же воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и ценностям человека является одним из направлений концепции духовно-нравственного воспитания. Такое воспитание не может происходить разрозненно, частично, являясь лишь частью урока или отдельным мероприятием. Для результативной и продуктивной работы необходима система занятий.
Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств.
Программа ориентирована на осознание ответственности младших школьников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
Обучающиеся получат ценный жизненный опыт. Кроме того, получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру, технологии).
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.
Программа включает в себя 4 раздела:
- «Я – гражданин России»
- «Я – житель Республики Коми»
- «Я - сыктывкарец»
- «Эжва – это мы»
Так же в программу включен принцип сезонности и календарные праздники.
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» представляет собой систему занятий для кружковой работы по внеурочной деятельности учащихся 1 классов, 1 раз в неделю, 33 часа в год (1 класс). Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г., модифицирована.
Цель программы:
Формирование у учащихся первоначальных понятий по гражданственности, становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, социальной активности, любви к Родине.
Задачи:
- Создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников.
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.
- Формирование у учащихся правовой культуры.
- Воспитание чувства толерантности.
- Воспитание чувства любви к Отечеству и ее многонациональному народу.
- Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям, воспитание уважения к Российской Армии.
- Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию.
2 уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
1 класс – 1 уровень результатов и частично 2 уровень результатов. Это может быть участие в социально-значимых акциях, проектах, общественных делах.
В рамках ФГОС можно определить следующие результаты:
Личностные результаты отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за родину; российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
З) формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты освоения отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике Н.П.Капустиной;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;
• методика «Пословицы» (С.М. Петрова)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Наша большая Родина – Россия.
Страны мира. Что такое Россия? Уникальность России. Кто я в России? Понятие «гражданин». О чём будет кружок – анонс интересного. Что такое Родина?
Форма: круглый стол.
Вид: художественное творчество.
Тема 2. Россия на глобусе и карте.
Очертания России. Россия на глобусе. Россия на карте. Особенности Росси – большая территория, разнообразный растительный и животный мир. Узнавание месторасположения России на разных картах, глобусе.
Форма: беседа.
Вид: познавательная деятельность.
Тема 3. Символы России – флаг и герб.
Что такое символ. Символ – флаг. Цвета флага и их расположение. Символ герб. Цвета герба, изображение на гербе.
Форма организации: беседа.
Вид деятельности: художественное творчество, игровая детельность.
Тема 4. Символы Росси – гимн. Президент России.
Что такое гимн? Слушание гимна Росси. Особенности России в гимне. Другие песни о России. Глава государство – президент. Знакомство с ФИО президента, его роль в России.
Форма организации: исследование.
Вид деятельности: художественная деятельность.
Тема 5. Москва – столица нашей родины.
Что такое столица? Для чего нужна столица? Достопримечательности Москвы.
Форма организации: мини-конференция.
Вид деятельности: художественное творчество, игровая деятельность.
Тема 6. Традиционные праздники России.
Календарные праздники. Народные праздники. Традиции россиян. Покров день – главный осенний праздник.
Форма организации: праздник.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 7. Твои права и обязанности.
Что такое права и что такое обязанности. Права и обязанности ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Форма организации: круглый стол.
Вид деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Тема 8. «Что я знаю о России?»
Итоговое занятие.
Форма организации: конкурс.
Вид деятельности: игровая деятельность
Тема 9. Республика Коми
Регионы России. Республика коми – часть России. Особенности нашего региона.
Форма организации: исследование.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тема 10. Республика Коми на глобусе и карте.
Республика Коми на карте России. Особенности северного региона – климат, географические особенности, богатства нашего края.
Форма организации: устный журнал.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тема 11. Символы РК.
Флаг и герб Республики Коми. Что обозначают цвета флага. Особенности герба РК. История герба.
Форма организации: беседа.
Вид деятельности: художественная деятельность.
Тема 12. Коми язык.
Коми язык – второй язык нашего региона. Особенности коми алфавита. Сказки народа коми. Коми орнамент.
Форма организации: беседа.
Вид деятельности: познавательная деятельность, художественная деятельность.
Тема 13. Достопримечательности нашего края.
Достопримечательности РК – памятники природы и архитектуры. Выдающие люди РК.
Форма организации: устный журнал.
Вид деятельности: познавательная деятельность
Тема 14. Традиционные праздники России.
Календарные праздники. Народные праздники. Новый год.
Форма организации: праздник.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 15. «Что я знаю о Республике Коми?»
Итоговое занятие. Игра.
Форма организации: конкурс.
Вид деятельности: игровая деятельность
Тема 16. Традиционные праздники россиян.
Календарные праздники. Народные праздники. Традиции россиян. Рождество – великий праздник во все времена.
Форма организации: праздник.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 17. Сыктывкар – моя столица.
Города РК. Сыктывкар – столица РК. От Усть-Сысольска до Сыктывкара.
Форма организации: устный журнал.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 18. Символы Сыктывкара.
Герб Сыктывкара. Флаг Сыктывкара. Гимн Сыктывкара.
Форма организации: устный журнал.
Вид деятельности: познавательная деятельность, художественное творчество.
Тема 19. Достопримечательности Сыктывкара.
Улицы нашего города. Памятные места Сыктывкара.
Форма организации: проект.
Вид деятельности: познавательная деятельность
Тема 20. Наш город нам дорог.
Сыктывкар и его окрестности. Районы Сыктывкара.
Форма организации: круглый стол.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 21. 23 февраля – День защитников Отечества.
Из истории праздника. Игровая познавательная программа для мальчиков.
Форма организации: праздник.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 22. Правила дорожного движения на улицах нашего города.
Правила дорожного движения больших городов, малых городов, сельской местности. Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Тема 23. Промышленность Сыктывкара.
Товары производителей Сыктывкара и его окрестностей.
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Тема 24. «Что я знаю о Сыктывкаре?»
Итоговое занятие. Игра.
Форма организации: конкурс.
Вид деятельности: игровая деятельность
Тема 25. Традиционные праздники россиян.
Календарные праздники. Народные праздники. Традиции россиян. Масленица пришла – весну встречай.
Форма организации: праздник.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность.
Тема 26. Эжва – район Сыктывкара.
Что означает название Эжва. Чем интересен и славен Эжвинский район.
Форма организации: круглый стол.
Вид деятельности: художественное творчество.
Тема 27. Всему начало Слобода.
От Слободы до Эжвы.
Форма организации: ролевая игра.
Вид деятельности: досугово-развлекательная деятельность, познавательная деятельность.
Тема 28. Гигант на Вычегде.
Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Продукция СЛПК.
Форма организации: виртуальная экскурсия.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Тема 29. Улицы Эжвы.
В честь кого названы улицы в Эжве? Какая улица самая старая? Какая улица самая протяженная?
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 30. Как бумага к нам на стол пришла.
Экскурсия к фотопостерам на стадионе СЛПК.
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Тема 31. Памятные места Эжвинского района.
Экскурсия к памятным местам Эжвинского района. Экскурсия по улицам района.
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Тема 32. «Что я знаю об Эжве»
Итоговое занятие. Экскурсия в музей им.Дьяконова.
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество, игровая.
Тема 33.»Я – гражданин России»
Итоговое занятие.
Форма организации: проект.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Всего часов |
Раздел 1 «Я - гражданин России» - 8 часов | ||
1 | Наша большая Родина – Россия. | 1 |
2 | Россия на глобусе и карте. | 1 |
3 | Символы России – Флаг и герб. | 1 |
4 | Символы России – гимн. Президент России. | 1 |
5 | Москва – столица нашей Родины. | 1 |
6 | Традиционные праздники России. Покров. | 1 |
7 | Твои права и обязанности. | 1 |
8 | Что я знаю о России? | 1 |
Раздел 2 «Я живу в Республике Коми» - 7 часов | ||
9 | Республика Коми. | 1 |
10 | РК на глобусе и карте. | 1 |
11 | Символы РК. | 1 |
12 | Коми язык. | 1 |
13 | Достопримечательности нашего края. | 1 |
14 | Традиционные праздники России. День народного единства. | 1 |
15 | Что я знаю по РК? | 1 |
Раздел 3 «Я - Сыктывкарец» - 10 часов | ||
16 | Традиционные праздники России. Рождество. | 1 |
17 | Сыктывкар – моя столица. | 1 |
18 | Символы Сыктывкара. | 1 |
19 | Достопримечательности Сыктывкара. | 1 |
20 | Наш город нам дорог. | 1 |
21 | 23 февраля – День защитников Отечества. | 1 |
22 | ПДД на улицах нашего города. | 1 |
23 | Промышленность Сыктывкара. | 1 |
24 | Что я знаю о Сыктывкаре. | 1 |
25 | Традиционные праздники России. Масленица. | 1 |
Раздел 4 «Эжва – это мы» - 8 часов. | ||
26 | Эжва – район Сыктывкара. | 1 |
27 | Всему начало Слобода. | 1 |
28 | Гигант на Вычегде. | 1 |
29 | Улицы Эжвы. | 1 |
30 | Как бумага к нам пришла | 1 |
31 | Памятные места Эжвинского района. | 1 |
32 | Что я знаю об Эжве? | 1 |
33 | Я – гражданин России. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю – 33 часа в год
№ | Дата | Тема | Примечание |
1 четверть Раздел 1 «Я - гражданин России» | |||
1 | Наша большая Родина – Россия. | ||
2 | Россия на глобусе и карте. | ||
3 | Символы России – Флаг и герб. | ||
4 | Символы России – гимн. Президент России. | ||
5 | Москва – столица нашей Родины. | ||
6 | Традиционные праздники России. Покров. | ||
7 | Твои права и обязанности. | ||
8 | Что я знаю о России? | ||
2 четверть Раздел 2 «Я живу в Республике Коми» | |||
9 | Республика Коми. | ||
10 | РК на глобусе и карте. | ||
11 | Символы РК. | ||
12 | Коми язык. | ||
13 | Достопримечательности нашего края. | ||
14 | Традиционные праздники России. День народного единства. | ||
15 | Что я знаю по РК? | ||
3 четверть Раздел 3 «Я - Сыктывкарец» | |||
16 | Традиционные праздники России. Рождество. | ||
17 | Сыктывкар – моя столица. | ||
18 | Символы Сыктывкара. | ||
19 | Достопримечательности Сыктывкара. | ||
20 | Наш город нам дорог. | ||
21 | 23 февраля – День защитников Отечества. | ||
22 | ПДД на улицах нашего города. | ||
23 | Промышленность Сыктывкара. | ||
24 | Что я знаю о Сыктывкаре. | ||
25 | Традиционные праздники России. Масленица. | ||
4 четверть Раздел 4 «Эжва – это мы» | |||
26 | Эжва – район Сыктывкара. | ||
27 | Всему начало Слобода. | ||
28 | Гигант на Вычегде. | ||
29 | Улицы Эжвы. | ||
30 | Как бумага к нам пришла | ||
31 | Памятные места Эжвинского района. | ||
32 | Что я знаю об Эжве? | ||
33 | Я – гражданин России. | ||
Итого | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...