Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orlyata_rossii.doc669.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Принята на заседании»                                                «Утверждаю»

Педагогического совета                                                                Директор

МБОУ Вязьма-Брянской СОШ

                                                                Вяземского района

Смоленской области

Данкова Елена Владимировна                

Протокол №                                                         Приказ №                 от                

От  «____» ________ 20 __ года                                «____» ________ 20 __ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОРЛЯТА РОССИИ»

Направление: коммуникативная деятельность

Возраст: 7-10 лет

Срок реализации:   4 года (237 часов)

Автор//Составитель:

ФИО: Докучаева Л. И.,

учитель  начальных классов

село Вязьма-Брянская, 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность.

 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании рабочей программы воспитания МБОУ Вязьма - Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области.

Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:

  • «Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанный ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок». Авторы- составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022 год
  • Цифровые образовательные ресурсы.

Актуальность. Рабочая программа «Орлята России» ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся,  «поощрение социальной активности обучающихся» в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и        опыта        позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей,   накопленных предыдущими        поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана  в 1 классе на 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео.

Коммуникативные результаты:

формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.

Предметные результаты:

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Подготовительный этап к участию в Программе

1

1

2

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в  Программе

1

1

3

«Кто        такой       эрудит?»

0,5

0,5

1

4

« эрудит-это...»

0,5

0,5

1

5

«Всезнайка»

0,5

0,5

1

6

«Встреча с интересным эрудитом – книгой»

1

1

7

«Подведём итоги»

1

1

8

«От слова к делу»

0,5

0,5

1

9

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

1

10

«Совместное родительское собрание «Наша    забота!»

1

1

11

«Доброволец – это   доброе сердце» «Подведём итоги»

0,5

0,5

1

12

«Мастер – это …»

1

1

13

«Мастерская Деда  Мороза…»

1

1

14

«Класс мастеров»

1

1

15

«Классная елка!» «Новогоднее  настроение»

1

1

16

«Утро начнем с  зарядки!»

1

1

17

«Сто затей для всех   друзей»

1

1

18

«Весёлые старты» «Самые спортивные   ребята моей школы»

1

1

19

«Азбука здоровья»

1

1

20

«Орлёнок – Хранитель                    исторической памяти»

1

1

21

«История школы – моя  история»

1

1

22

«Поход в музей»

1

1

23

«Историческое                          чаепитие»

0,5

0,5

1

24

«ЭКОЛОГиЯ »

0,5

0,5

1

25

«Каким должен быть  настоящий эколог?»

0,5

0,5

1

26

«В гости к природе»

1

1

27

«Мы друзья природе»

0,5

0,5

1

28

«Орлята – экологи»

1

1

29

«Лидер – это …»

0,5

0,5

1

30

«Я могу быть    лидером!»

1

1

31

«С командой  действую!»

0,5

0,5

1

32

«Как становятся  лидерами?»

1

1

33

«Мы дружный класс»

0,5

0,5

1

Итого:

23

10

33

Содержание программы

1 класс

                                                               (33 часа)

 Введение (2ч.)  

Трек «Орлёнок – Эрудит» (5 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

Трек «Орлёнок – Доброволец» (4 ч.)

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями

«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.

Трек «Орлёнок – Мастер» (4 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (4 ч.)

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (4 ч.)

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом

«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.

Трек «Орлёнок – Эколог» (5 ч.)

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.

Трек «Орленок-лидер» (5 ч)

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.

1 класс

(1 час в неделю; 33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

1

Подготовительный этап к участию в Программе

1

2

Вводный «Орлятский урок» для детей первого

года участия в             Программе

1

«Орлёнок – Эрудит» (5 ч.)

3

«Кто        такой       эрудит?»

1

4

« эрудит-это...»

1

5

«Всезнайка»

1

6

«Встреча с интересным эрудитом – книгой»

1

7

«Подведём итоги»

1

«Орлёнок – Доброволец» (4 ч.)

8

«От слова к делу»

1

9

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

10

«Совместное родительское собрание «Наша забота!»

1

11

«Доброволец – это   доброе сердце» «Подведём итоги»

1

«Орлёнок – Мастер» (4 ч.)

12

«Мастер – это …»

1

13

«Мастерская Деда  Мороза…»

1

14

«Класс мастеров»

1

15

«Классная елка!» «Новогоднее  настроение»

1

«Орлёнок – спортсмен» (4 ч.)

16

«Утро начнем с  зарядки!»

1

17

«Сто затей для всех   друзей»

1

18

«Весёлые старты» «Самые спортивные   ребята моей школы»

1

19

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (4 ч.)

20

«Орлёнок – Хранитель                    исторической памяти»

1

21

«История школы – моя  история»

1

22

«Поход в музей»

1

23

«Историческое                          чаепитие»

1

«Орлёнок – Эколог» (5 ч.)

24

«ЭКОЛОГиЯ »

1

25

«Каким должен быть  настоящий эколог?»

1

26

«В гости к природе»

1

27

«Мы друзья природе»

1

28

«Орлята – экологи»

1

«Орленок-лидер» (5 ч.)

29

«Лидер – это …»

1

30

«Я могу быть    лидером!»

1

31

«С командой  действую!»

1

32

«Как становятся  лидерами?»

1

33

«Мы дружный класс»

1

33 часа

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» рассчитана  во 2 классе на 68 учебных часов (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть организатором и инициатором;

развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.

Метапредметные результаты:

познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами, свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование информации, нахождение причинно-следственные связи; умение объединять существенные признаки, классифицировать и делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации, представленной в объяснении педагога ориентация в терминах, используемых в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее.

Коммуникативные:

развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять уважение к мнению других.

Регулятивные:

формирование понимания значимости достижения общей цели для класса;

умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к педагогу; умение выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлёнок- доброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и планировать действия.; планирование действия по решению практической задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий; умение проявлять самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении задания.

Предметные результаты:

знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

1

2

«Лидер – это …»

1

1

3

«Я могу быть    лидером!»

0,5

0,5

1

4

«Как стать лидером?»

0,5

0,5

1

5

«С командой действовать готов!»

0,5

0,5

1

6

«Верёвочный курс»

0,5

0,5

1

7

«КЛАССный                              выходной»

0,5

0,5

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

2

2

9

«Мы дружный класс!»

1

1

10

«Кто        такой       эрудит?»

0,5

0,5

1

11

«Я – эрудит, а это  значит...»

1

1

12

«Развиваюсь я играя!»

1

1

13

«Воображари УМ»

1

1

14

«Могу быть изобретателем»

1

1

15

КТД «Что такое? Кто такой?»

0,5

0,5

1

16

Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё   знать»

2

2

17

Итоги трека «На старте новых открытий»

1

1

18

«Мастер – это …»

1

1

19

«Мастерами славится                       Россия»

1

1

20

«От идеи – к делу»

1

1

21

«Город Мастеров»

0,5

0,5

1

22

«В гости к мастерам»

0,5

0,5

1

23

КТД        «Классный   театр»

0,5

0,5

1

24

«Мастер – это звучит                       гордо!»

1

1

2

25

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

1

26

«От слова к делу»

0,5

0,5

1

27

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

1

28

КТД «Создай хорошее настроение»

0,5

0,5

1

29

«С заботой о старших»

1

1

30

КТД «Коробка  храбрости»

0,5

0,5

1

31

КТД «Братья наши меньшие»

1

1

32

«Добровольцем будь всегда!»

1

1

2

33

«Портрет добровольца»

1

1

34

«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»

1

1

35

«Должен быть режим у дня»

1

1

36

«О спорт, ты – мир!»

1

1

37

«Сто затей для всех          друзей»

1

1

38

«Готовимся к спортивным состязаниям»

1

1

39

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

1

40

«Быстрее! Выше!  Сильнее!»

2

2

41

«Азбука здоровья»

0,5

0,5

1

42

«ЭКОЛОГиЯ »

0,5

0,5

1

43

«Каким должен быть              настоящий эколог?»

0,5

0,5

1

44

«Мой след на планете»

0,5

0,5

1

45

«Что должен знать и уметь эколог?»

1

1

46

«Восхищаемся красивым миром»

1

1

47

«Экология на                  практике»

1

1

48

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

1

2

49

«Шагая в будущее - помни о планете»

1

1

50

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

0,5

0,5

1

51

«Хранитель семейных                  традиций»

0,5

0,5

1

52

«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»

0,5

0,5

1

53

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

0,5

0,5

1

54

«Знать, чтобы  хранить»

1

1

55

«Историческое   чаепитие»

1

1

56

«Расскажи мне о России»

1

1

2

57

«Я – хранитель, мы – хранители»

0,5

0,5

1

58

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

2

2

4

Итого:

38

30

68

Содержание программы

2 класс

                                                               (68 часов)

Введение (1 ч.)  

Трек «Орлёнок – Лидер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор

«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.

Трек «Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек

«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок – Доброволец»  (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен»  (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить

мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом

«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году (4 ч)

2 класс

(2 часа в неделю; 68 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

«Орленок-лидер» (9 ч.)

2

«Лидер – это …»

1

3

«Я могу быть    лидером!»

1

4

«Как стать лидером?»

1

5

«С командой действовать готов!»

1

6

«Верёвочный курс»

1

7

«КЛАССный выходной»

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

9

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

10

«Мы дружный класс!»

1

«Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

11

«Кто        такой       эрудит?»

1

12

«Я – эрудит, а это  значит...»

1

13

«Развиваюсь я играя!»

1

14

«Воображари УМ»

1

15

«Могу быть изобретателем»

1

16

КТД «Что такое? Кто такой?»

1

17

Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё   знать»

1

18

Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё   знать»

1

19

Итоги трека «На старте новых открытий»

1

«Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

20

«Мастер – это …»

1

21

«Мастерами славится                       Россия»

1

22

«От идеи – к делу»

1

23

«Город Мастеров»

1

24

«В гости к мастерам»

1

25

КТД        «Классный   театр»

1

26

«Мастер – это звучит                       гордо!»

1

27

«Мастер – это звучит                       гордо!»

1

28

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

«Орлёнок – Доброволец» (9 ч.)

29

«От слова к делу»

1

30

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

31

КТД «Создай хорошее настроение»

1

32

«С заботой о старших»

1

33

КТД «Коробка  храбрости»

1

34

КТД «Братья наши меньшие»

1

35

«Добровольцем будь всегда!»

1

36

«Добровольцем будь всегда!»

1

37

«Портрет добровольца»

1

«Орлёнок – спортсмен» (9 ч.)

38

«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»

1

39

«Должен быть режим у дня»

1

40

«О спорт, ты – мир!»

1

41

«Сто затей для всех          друзей»

1

42

«Готовимся к спортивным состязаниям»

1

43

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

44

«Быстрее! Выше!  Сильнее!»

1

45

«Быстрее! Выше!  Сильнее!»

1

46

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

47

«ЭКОЛОГиЯ »

1

48

«Каким должен быть  настоящий эколог?»

1

49

«Мой след на планете»

1

50

«Что должен знать и уметь эколог?»

1

51

«Восхищаемся красивым миром»

1

52

«Экология на практике»

1

53

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

54

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

55

«Шагая в будущее - помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

56

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

57

«Хранитель семейных                  традиций»

1

58

«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»

1

59

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

60

«Знать, чтобы  хранить»

1

61

«Историческое   чаепитие»

1

62

«Расскажи мне о России»

1

63

«Расскажи мне о России»

1

64

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

65

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

66

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

67

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

68

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

68 часов

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» рассчитана  в 3 классе на 68 учебных часов (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

формирование        уважительного        и        доброжелательного                отношения        друг        к        другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие, основ экологической культуры; формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущее своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны

Метапредметные (развивающие):

Коммуникативные:

умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Познавательные:

умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.

Регулятивные:

формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности.

Предметные (обучающие):

знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

1

2

«Лидер – это …»

1

1

3

«Я могу быть    лидером!»

0,5

0,5

1

4

«В команде рождается  лидер»

0,5

0,5

1

5

«КЛАССный  выходной»

0,5

0,5

1

6

«От идеи – к делу!»

0,5

0,5

1

7

КТД «Вместе мы сможем всё!»

0,5

0,5

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

1

2

9

«Мы дружный класс!»

1

1

10

«Кто        такой       эрудит?»

1

1

11

«Я – эрудит, а это  значит...»

0,5

0,5

1

12

«Игра – это полезно и  интересно»

1

1

13

«Эрудит – это широкий кругозор»

1

1

14

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

1

15

КТД «Играй, учись и  узнавай»

1

1

16

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

2

2

17

Итоги трека «На старте новых открытий»

0,5

0,5

1

18

«Мастер – это …»

0,5

0,5

1

19

«Россия мастеровая»

1

1

20

«Город Мастеров»

1

1

21

«В гости к мастерам»

1

1

22

«От идеи – к делу»

1

1

23

КТД «Мастер своего дела»

0,5

0,5

1

24

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

1

2

25

«Путь в мастерство»– подводим итоги

0,5

0,5

1

26

«От слова к делу»

0,5

0,5

1

27

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

0,5

0,5

1

28

КТД «Создай хорошее            настроение»

1

1

29

«С заботой о старших»

0,5

0,5

1

30

Подготовка КТД «От идеи – к делу»

1

1

31

КТД «Подари улыбку миру!»

0,5

0,5

1

32

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

1

2

33

«Портрет добровольца»

0,5

0,5

1

34

«Движение – жизнь!»

1

1

35

«Основы ЗОЖ»

1

1

36

«Мы гордимся нашими спортсменами»

0,5

0,5

1

37

«Сто затей для всех  друзей»

0,5

0,5

1

38

КТД «Спортивное»

1

1

39

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

1

40

«Встреча – подарок»

1

1

2

41

«Азбука здоровья»

0,5

0,5

1

42

«ЭКОЛОГиЯ »

1

1

43

«Страна экологии»

0,5

0,5

1

44

«Мой след на планете»

0,5

0,5

1

45

КТД «Знаю, умею, действую»

1

1

46

Экологический квест «Ключи природы»

1

1

47

Игра по станциям «Путешествие в  природу»

1

1

48

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

2

2

49

«Шагая в будущее - помни о планете»

0,5

0,5

1

50

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

0,5

0,5

1

51

«Традиции моей  страны»

0,5

0,5

1

52

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

1

53

«Знать, чтобы               хранить»

1

1

54

КТД «История становится ближе»

1

1

55

КТД «Мы хранители   памяти»

1

1

56

«Расскажи мне о  России»

2

2

57

« Мы – хранители»

0,5

0,5

1

58

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

2

2

4

Итого:

37

31

68

Содержание программы

3 класс

                                                               (68 часов)

 Введение (1 ч.)  

Трек «Орлёнок – Лидер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор

«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений

Трек «Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек

«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок – Доброволец» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника .

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом

«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году (4 ч.)

3 класс

(2 часа в неделю; 68 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

«Орленок-лидер» (9 ч.)

2

«Лидер – это …»

1

3

«Я могу быть    лидером!»

1

4

«В команде рождается  лидер»

1

5

«КЛАССный  выходной»

1

6

«От идеи – к делу!»

1

7

КТД «Вместе мы сможем всё!»

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

9

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

10

«Мы дружный класс!»

1

«Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

11

«Кто        такой       эрудит?»

1

12

«Я – эрудит, а это  значит...»

1

13

«Игра – это полезно и  интересно»

1

14

«Эрудит – это широкий кругозор»

1

15

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

16

КТД «Играй, учись и  узнавай»

1

17

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

1

18

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

1

19

Итоги трека «На старте новых открытий»

1

«Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

20

«Мастер – это …»

1

21

«Россия мастеровая»

1

22

«Город Мастеров»

1

23

«В гости к мастерам»

1

24

«От идеи – к делу»

1

25

КТД «Мастер своего дела»

1

26

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

27

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

28

«Путь в мастерство»– подводим итоги

1

«Орлёнок – Доброволец» (9 ч.)

29

«От слова к делу»

1

30

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

31

КТД «Создай хорошее            настроение»

1

32

«С заботой о старших»

1

33

Подготовка КТД «От идеи – к делу»

1

34

КТД «Подари улыбку миру!»

1

35

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

36

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

37

«Портрет добровольца»

1

«Орлёнок – спортсмен» (9 ч.)

38

«Движение – жизнь!»

1

39

«Основы ЗОЖ»

1

40

«Мы гордимся нашими спортсменами»

1

41

«Сто затей для всех  друзей»

1

42

КТД «Спортивное»

1

43

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

44

«Встреча – подарок»

1

45

«Встреча – подарок»

1

46

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

47

«ЭКОЛОГиЯ »

1

48

«Страна экологии»

1

49

«Мой след на планете»

1

50

КТД «Знаю, умею, действую»

1

51

Экологический квест «Ключи природы»

1

52

Игра по станциям «Путешествие в  природу»

1

53

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

54

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

55

«Шагая в будущее - помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

56

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

57

«Традиции моей  страны»

1

58

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

59

«Знать, чтобы               хранить»

1

60

КТД «История становится ближе»

1

61

КТД «Мы хранители   памяти»

1

62

«Расскажи мне о  России»

1

63

«Расскажи мне о  России»

1

64

« Мы – хранители»

1

65

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

66

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

67

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

68

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

68 часов

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» рассчитана  в 4 классе на 68 учебных часов (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

формирование        уважительного        и        доброжелательного                отношения        друг        к        другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие, основ экологической        культуры; формирование сопричастности к прошлому, настоящему        и будущее своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны

Метапредметные (развивающие):

Коммуникативные:

умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Познавательные:

умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование

потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.

Регулятивные:

формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности

Предметные (обучающие):

знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр»,

«добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,

«хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.

По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в

быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

1

2

«Лидер – это …»

1

1

3

«Я могу быть    лидером!»

0,5

0,5

1

4

«В команде рождается  лидер»

0,5

0,5

1

5

«КЛАССный  выходной»

0,5

0,5

1

6

«От идеи – к делу!»

0,5

0,5

1

7

КТД «Вместе мы сможем всё!»

0,5

0,5

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

1

2

9

«Мы дружный класс!»

1

1

10

«Кто        такой       эрудит?»

1

1

11

«Я – эрудит, а это  значит...»

0,5

0,5

1

12

«Игра – это полезно и  интересно»

1

1

13

«Эрудит – это широкий кругозор»

1

1

14

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

1

15

КТД «Играй, учись и  узнавай»

1

1

16

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

2

2

17

Итоги трека «На старте новых открытий»

0,5

0,5

1

18

«Мастер – это …»

0,5

0,5

1

19

«Россия мастеровая»

1

1

20

«Город Мастеров»

1

1

21

«В гости к мастерам»

1

1

22

«От идеи – к делу»

1

1

23

КТД «Мастер своего дела»

0,5

0,5

1

24

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

1

2

25

«Путь в мастерство»– подводим итоги

0,5

0,5

1

26

«От слова к делу»

0,5

0,5

1

27

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

0,5

0,5

1

28

КТД «Создай хорошее            настроение»

1

1

29

«С заботой о старших»

0,5

0,5

1

30

Подготовка КТД «От идеи – к делу»

1

1

31

КТД «Подари улыбку миру!»

0,5

0,5

1

32

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

1

2

33

«Портрет добровольца»

0,5

0,5

1

34

«Движение – жизнь!»

1

1

35

«Основы ЗОЖ»

1

1

36

«Мы гордимся нашими спортсменами»

0,5

0,5

1

37

«Сто затей для всех  друзей»

0,5

0,5

1

38

КТД «Спортивное»

1

1

39

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

1

40

«Встреча – подарок»

1

1

2

41

«Азбука здоровья»

0,5

0,5

1

42

«ЭКОЛОГиЯ »

1

1

43

«Страна экологии»

0,5

0,5

1

44

«Мой след на планете»

0,5

0,5

1

45

КТД «Знаю, умею, действую»

1

1

46

Экологический квест «Ключи природы»

1

1

47

Игра по станциям «Путешествие в  природу»

1

1

48

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

2

2

49

«Шагая в будущее - помни о планете»

0,5

0,5

1

50

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

0,5

0,5

1

51

«Традиции моей  страны»

0,5

0,5

1

52

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

1

53

«Знать, чтобы               хранить»

1

1

54

КТД «История становится ближе»

1

1

55

КТД «Мы хранители   памяти»

1

1

56

«Расскажи мне о  России»

2

2

57

« Мы – хранители»

0,5

0,5

1

58

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

2

2

4

Итого:

37

31

68

Содержание программы

4 класс

                                                               (68 часов)

Введение (1 ч.)  

Трек «Орлёнок – Лидер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор

«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений

Трек «Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек

«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок – Доброволец» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника .

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом

«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году (4 ч.)

4 класс

(2 часа в неделю; 68 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

1

Вводный «Орлятский урок» для     детей первого года участия в Программе

1

«Орленок-лидер» (9 ч.)

2

«Лидер – это …»

1

3

«Я могу быть    лидером!»

1

4

«В команде рождается  лидер»

1

5

«КЛАССный  выходной»

1

6

«От идеи – к делу!»

1

7

КТД «Вместе мы сможем всё!»

1

8

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

9

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1

10

«Мы дружный класс!»

1

«Орлёнок – Эрудит» (9 ч.)

11

«Кто        такой       эрудит?»

1

12

«Я – эрудит, а это  значит...»

1

13

«Игра – это полезно и  интересно»

1

14

«Эрудит – это широкий кругозор»

1

15

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

16

КТД «Играй, учись и  узнавай»

1

17

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

1

18

Встреча с интересным                          эрудитом «Хотим всё знать»

1

19

Итоги трека «На старте новых открытий»

1

«Орлёнок – Мастер» (9 ч.)

20

«Мастер – это …»

1

21

«Россия мастеровая»

1

22

«Город Мастеров»

1

23

«В гости к мастерам»

1

24

«От идеи – к делу»

1

25

КТД «Мастер своего дела»

1

26

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

27

«Мастер – это звучит  гордо!»

1

28

«Путь в мастерство»– подводим итоги

1

«Орлёнок – Доброволец» (9 ч.)

29

«От слова к делу»

1

30

«Спешить на помощь            безвозмездно! »

1

31

КТД «Создай хорошее            настроение»

1

32

«С заботой о старших»

1

33

Подготовка КТД «От идеи – к делу»

1

34

КТД «Подари улыбку миру!»

1

35

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

36

«Доброволец – это  доброе сердце»

1

37

«Портрет добровольца»

1

«Орлёнок – спортсмен» (9 ч.)

38

«Движение – жизнь!»

1

39

«Основы ЗОЖ»

1

40

«Мы гордимся нашими спортсменами»

1

41

«Сто затей для всех  друзей»

1

42

КТД «Спортивное»

1

43

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

44

«Встреча – подарок»

1

45

«Встреча – подарок»

1

46

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Эколог» (9 ч.)

47

«ЭКОЛОГиЯ »

1

48

«Страна экологии»

1

49

«Мой след на планете»

1

50

КТД «Знаю, умею, действую»

1

51

Экологический квест «Ключи природы»

1

52

Игра по станциям «Путешествие в  природу»

1

53

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

54

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»

1

55

«Шагая в будущее - помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (9 ч.)

56

Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

57

«Традиции моей  страны»

1

58

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

59

«Знать, чтобы               хранить»

1

60

КТД «История становится ближе»

1

61

КТД «Мы хранители   памяти»

1

62

«Расскажи мне о России»

1

63

«Расскажи мне о России»

1

64

« Мы – хранители»

1

65

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

66

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

67

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

68

Подведение итогов участия в Программе в  текущем учебном году

1

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя". 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Россия - Родина моя". 3 класс...