Программа внеурочной деятельности Орлята России
рабочая программа (2 класс)

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlyata_rossii.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Орлята России»

на 2022/2023 учебный год

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

Направленность

патриотическое воспитание

Срок реализации: с 01.09.2021г. до 25.05.2025 учебного года

Тип программы общеразвивающая

 Вид программы авторская

Уровень базовый

Возраст обучающихся 7- 8 лет

Пояснительная записка

Введение

Нормативно-правовое обеспечение сферы дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Орлята России» составлена на основе следующих документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитании обучающихся».
  • Приказ № 1204 от №16.07.2021 Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об автоматизированной информационной системе Республики Крым «Навигатор дополнительного образования детей Республики Крым»».
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 № 28.
  • Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844 – в части структуры программы).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

    Направленность дополнительной образовательной программы:

патриотическая. Главное в программе  системный подход к формированию гражданской и патриотической позиции обучающегося, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью.

Вид программы:

авторская.

Новизна программы.

Новизна и индивидуальность предлагаемой программы заключается в том, что  данная программа рассчитана на  обучающихся начальной школы, в тесном взаимодействии с их родителями, городской общественностью.

Актуальность:

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

        Педагогическая целесообразность  данная программа предусматривает воспитание гражданина и патриота через изучение истории, культуры и природы.

       Цель и задачи дополнительной образовательной программы:

        Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

         Задачи:

Образовательные:  формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность, формировать лидерские качества и умение работать в команде.

Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России,  воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности, содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

Рабочая программа составляется с учетом рабочей программы воспитания.

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:

Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных программ патриотической направленности заключаются:

- в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического воспитания;

- использование технологии дифференцированного обучения;

- приобщение воспитанников к проектно-исследовательской  деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы(адресат):

Программа адресована на учащихся 8-9 лет.

Сроки реализации - 136часов, 1 год обучения.

В процессе занятий используются различные формы :

-репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;

-дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными учебными возможностями);

-индивидуализированная (обучающиеся  выполняют задания, соответствующие их учебным возможностям).

Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со старожилами, праздники, работа в музее.

Режим занятий. Набор учащихся осуществляется по желанию детей в одну группу. Количество детей в группе – 29 человек. Проводится по 2 занятию в день 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут. 

Планируемые результаты

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность к саморазвитию и к самообразованию;
  • потребность в самовыражении;
  • формирование ответственного отношения к  порученному делу;
  • развития опыта участия в социально значимом труде;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • оптимизм в восприятии мира;
  • позитивная моральная самооценка.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание, включая постановку новых целей;
  • умение определять проблемные ситуации;
  • умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
  • умение составлять план работы;
  • умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
  • адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
  • умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить логическое рассуждение;
  • умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
  • умение представлять, информацию для других.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
  • умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке  общего решения;
  • умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение сравнивать разные точки зрения;
  • овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

  • применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо-вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

  • демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)  программы «Орлята» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини - проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я это город знаю».

Оценочные материалы:

В период реализации программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе: конкурсные программы, викторины, открытые занятия. Учащиеся  проходят аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний, умений и навыков по завершении изучения каждого раздела программы (Приложение 1, 2, 3).

Критерии оценки:

Результат диагностики заносится в лист оценки достижений учащихся (Приложение 4).

 Условные обозначения сокращений:

 «∆» – достаточный уровень – учащийся овладел не в полной мере знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при выполнении практических занятий, выполняет лишь простейшие практические задания;

«□» – средний уровень у учащихся объем усвоенных умений и навыков достаточно высок, практические занятия выполняет с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;

«○»– высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практические задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход при выполнении заданий

Учебный план

«Орлята России»

на 2022-2023 учебный год

Устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени.

п\п

Тема раздела

Кол-во часов

Старт программы

16ч

Орлёнок – Лидер

16ч

Орлёнок – Эрудит

14ч

Орлёнок – Мастер

16ч

Орлёнок – Доброволец

16ч

Орлёнок – Спортсмен

16ч

Орлёнок – Эколог

12 ч

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

18ч

Подведение итогов

12 ч

Календарно-учебный график

Начало учебного года: 01.09.2022г.

Окончание учебного года: 26.05.2023г.

Каникулы:

Осенние: 29.10.2022-06.11.2022г.

Зимние: 30.12.2022-08.01.2023г.

Весенние: 18.03.2023-26.03.2023г.

Содержание изучаемого курса

1. Трек «Орлёнок – Лидер»

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

2. Трек «Орлёнок – Эрудит»

Ценности, значимые качества трека: познание.        

Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.

– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

3. Трек «Орлёнок – Мастер»

Ценности, значимые качества трека: познание

В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека

«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.

4. Трек «Орлёнок – Доброволец»

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться

к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

6. Трек «Орлёнок – Эколог»

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.

Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с

посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.

Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.

Мы (класс) – хранители своих достижений.

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

8. Подведение итогов

Методическое обеспечение программы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ  презентаций,  иллюстраций, готовых работ);
  • наблюдение;
  • показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
  • практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).        

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные  способы деятельности поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
  • индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
  •   групповой   (организация работы в группах);
  • индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

    Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:

Для организации качественных занятий необходимо:

  • Кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для хранения краеведческой литературы.
  • Инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки.
  • Разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик.
  • Участие в работе методических объединений педагогов дополнительного образования.
  • Оформление информационных стендов.

Календарно-тематическое планирование.

Составлено в соответствии с Учебным планом МБОУ «ОКЛ им.Г.Т.Берегового» г.Симферополя на 2022/2023 учебный год, согласно Годового  календарного графика на 2022/2023 учебный год (с учётом федеральных и региональных праздников)  на  134 часов из расчета 4 часа в неделю.

Тема

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата по факту

Примечание

Старт программы – 16 ч

1-2

Встреча с игрой

2

01.09

01.09

3-4

Интеллектуально-познавательные  игры

2

05.09

05.09

5-6

Подвижные игры

2

08.09

08.09

7-8

Интеллектуально-познавательные  игры

2

12.09

12.09

9-10

Подвижные игры

2

15.09

15.09

11-12

Интеллектуально-познавательные  игры

2

19.09

19.09

13-14

Подвижные игры

2

22.09

22.09

15-16

Вводный «Орлятский урок»

2

26.09

26.09

Орлёнок – Лидер –  16 ч

17-18

Лидер – это…

2

29.09

29.09

19-20

Я могу быть лидером

2

03.10

03.10

21-22

Как стать лидером?

2

06.10

06.10

23-24

С командой действовать готов

2

10.10

10.10

25-26

Верёвочный курс

2

13.10

13.10

27-28

КЛАССный выходной

2

17.10

17.10

29-30

Встреча с тем, кто умеет вести за собой

2

20.10

20.10

31-32

Итоги трека «Мы дружный класс!

Тест « Я -  лидер»

2

24.10

24.10

Орлёнок – Эрудит – 14 ч

33-34

Кто такой эрудит?

1

27.10

27.10

35-36

Развиваемся, играя!

1

07.11

07.11

37-38

Я – эрудит, а это значит…

1

10.11

10.11

39-40

ВоображариУМ

1

14.11

14.11

41-42

Могу быть изобретателем

1

17.11

17.11

43-44

КТД «Что такое? Кто такой?»

Викторина « Я - эрудит»

1

21.11

21.11

45-46

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий»

1

24.11

24.11

Орлёнок – Мастер  16 ч

47-48

Мастер – это…

1

28.11

28.11

49-50

Мастерами славится Россия

1

01.12

01.12

51-52

От идеи – к делу!

1

05.12

05.12

53-54

Город Мастеров

1

08.12

08.12

55-56

В гости к мастерам

1

12.12

12.12

57-58

Мастер – это звучит гордо!

1

15.12

15.12

59-60

КТД «Классный театр

1

19.12

19.12

61-62

Путь в мастерство» – подводим итоги

1

22.12

22.12

Орлёнок – Доброволец – 16 ч

63-64

От слова к делу.Спешить на помощь безвозмездно!        

1

26.12

26.12

65-66

КТД «Создай хорошее настроение»

1

29.12

29.12

67-68

С заботой о старших

1

09.01

09.01

69-70

КТД «Коробка храбрости»

1

12.01

12.01

71-72

КТД «Братья наши меньшие»

1

16.01

16.01

73-74

Добровольцем будь всегда

1

19.01

19.01

75-76

Добровольцем будь всегда

2

23.01

23.01

77-78

«Портрет добровольца» - итоги трека

1

26.01

26.01

Орлёнок – Спортсмен – 16 ч

79-80

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!

1

30.01

30.01

81-82

Должен быть режим у дня

1

02.02

02.02

83-84

О спорт, ты – мир!

1

06.02

06.02

85-86

Сто затей для всех друзей

1

09.02

09.02

87-88

Готовимся к спортивным состязаниям

1

13.02

13.02

89-90

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

16.02

16.02

91-92

Быстрее! Выше! Сильнее!

1

20.02

20.02

93-94

«Азбука здоровья» - итоги трека

1

27.02

27.02

Орлёнок – Эколог – 12 ч

95-96

ЭКОЛОГиЯ.Мой след на планете

1

02.03

02.03

97-98

Каким должен быть настоящий  эколог?Что должен знать и уметь эколог?

1

06.03

06.03

99-100

Восхищаемся красивым миром

1

09.03

09.03

101-102

Экология на практике

1

13.03

13.03

103-104

Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

1

16.03

16.03

105-106

«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека

1

27.03

27.09

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 9 ч 18

107-108

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

1

30.03

30.03

109-110

Хранитель семейных традиций

1

03.04

03.04

111-112

Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны

1

06.04

06.04

113-114

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1

10.04

10.04

115-116

Знать, чтобы хранить

1

13.04

13.04

117-118

Историческое чаепитие

1

20.04

20.04

119-120

Расскажи мне о России

1

24.04

24.04

121-122

Расскажи мне о России

2

27.04

27.04

123-124

«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека

1

04.05

04.05

Подведение итогов – 6 ч

125-126

Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году

1

11.05

11.05

127-128

Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году

1

15.05

15.05

129-130

Интеллектуально-познавательные  игры

1

18.05

18.05

131-132

Подвижные игры

1

22.05

22.05

133-134

Интеллектуально-познавательные  игры. Тест  по  теме « Россия – родина  моя»

1

25.05

25.05

Список используемой литературы


      1. Конституция РФ.

       2. .Конвенция ООН «О правах ребенка».

       3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2010 г.

       4.Закон «Об образовании Российской Федерации».

       5.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от 11.12.2006, № 06-1844.

       6. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003 г.

      7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/ Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2010 г.

  1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

      9.Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатоваи др. – Волгоград: Учитель, 2012 г.

  1. Озеров А.Г. Методические рекомендации “Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению” (работа, приложение, презентация).
  2. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела / авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев.  – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

Приложение №1

Тест « Я -  лидер»

 Вопросы:

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие.
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.


После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Приложение 2

Викторина « Я эрудит»

 1 тур «Смекалка»

  1. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? Ответ: 6 тракторов
  2. Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц? Ответ: 5 минут
  3. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног? (Всего 4)
  4. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (Стакан то пустой) 
  5. Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух) 
  6. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка)
  7. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей (5 птиц, а щука и угри не птицы) 
  8. Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг) 

2 тур«Дальше, дальше, дальше»

Блок 1

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (Ёж)
  4. Юный волшебник, у которого есть сова? (Гарри Поттер)
  5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  6. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  7. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  8. Зимой и летом одним цветом? (Ель)
  9. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  10. В какое время года появляются подснежники? (Весной)
  11.  Что значит «прикусить язык? (Замолчать)
  12. Какой первый день недели? (Понедельник)
  13. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
  14. Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)
  15. Пальто, платье, свитер это... (Одежда)

Блок 2

  1. Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)
  2. Сколько дней в недели? (7)
  3. Курица в детстве? (Цыпленок)
  4. Вредная старуха из русских народных сказок?(Баба - Яга)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  7. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
  8. Висит груша - нельзя скушать? (Лампочка)
  9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполлино)
  10. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной)
  11. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать)
  12. Первый месяц года? (Январь)
  13. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Алёнушка)
  14. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
  15. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь)

3 тур «Путешествие по сказкам»

  • Назовите летательный аппарат Бабы Яги
  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.
  • Что принадлежит фее?
  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.
  • Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?
  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза
  • Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?
  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.
  • Кого поймал Емеля?
  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.
  • Что хранилось в сундуке Кощея?
  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

4 тур «Отгадай загадки»

1. Она весну встречает - сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты... (березку).

2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый... (дятел).

3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ежик).

4. Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зеленые выставил... (лук)

5. Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней... (помидора).

6. На спине свой носит дом. Не нуждается ни в ком.

При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки).

7. Солнце греет и печёт,

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла …(весна)

8. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

9. Лейся, дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по… (лужам)

10. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…(капуста)

11. Злая как волчица.

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же… (крапива)

12. В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс... (звонок).

13. Кто же ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит... (черепаха).

14. На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза).

15. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это?... (слон).

16.Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

17.Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

18. Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

19.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Приложение №3

Тест  по  теме « Россия – родина  моя»

1. Что является символом государства?

А ) медаль

Б ) герб

В) орден

2. Что означает слово «федерация»?

А)  общая родина

Б) самая большая страна на Земле

В) добровольное объединение равноправных народов

3. Столицей государства называют

А) Самый древний город

Б) Главный город государства

В)  Самый современный город

4. Граждане - это

А) Жители одного государства

Б) Люди, живущие в одной местности

     5.Какие три полосы на Российском флаге:

А) синяя, красная, белая;

Б) белая, синяя, красная;

В) белая, красная, синяя

6. Как называют жителей нашей столицы?

А)  россияне

Б)  горожане

В)  москвичи

7. Выбери полное название нашей страны?

А) Россия;

Б) Российская Федерация;

В) Союз Советских Социалистических Республик.

8. Столица России:

А)Саратов

Б)Москва

В)Санкт -Петербург

9.На каком  материке  находится  наша  страна?

А) Африка

Б) Евразия

В) Австралия

10. Какой  город  является  главным для  нашей  области?

А) Тобольск

Б) Москва

В) Тюмень

11. В какой  части света  расположена наша страна?

А) Европа

Б) Америка

В) Азия

Приложение №4

Лист оценки достижений учащихся

ФИО

Я - лидер

Я - эрудит

Россия – родина моя

Итог

1

Акимов Муслим

2

Антоненко Никита

3

Буфалова Вероника

4

Воробьева Полина

5

Денисов Тимофей

6

Ермоленко Анна

7

Жукова Дарина

8

Иванова Алиса

9

Калялин Константин

10

Котова Виктория

11

Кулибаныч Кристина

12

Кульбацкий Максим    

13

Курочкин Матвей

14

Кухарский Иван

15

Кучерявый Кирилл

16

Лебедева Елизавета

17

Магомедова Самира

18

Матяжов Никита

19

Михайлова Алиса

20

Михайлов Кирилл

21

Мустафаева Эмилия

22

Недилько Даниил

23

Протасеня  Мария

24

Работягов Владислав

25

Рудницкий Мирон

26

Рудь Илья

27

Смолов Николай

28

Шалин Олег

29

Лучкевич Дмитрий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" ДЛЯ 3 КЛАССА...