"Сто дорог - одна моя" программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности по направлению "социальное"
статья
Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся знаний о профессии инженер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sto_dorog_-_odna_moya.docx | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №12»
«СТО ДОРОГ – ОДНА МОЯ»
Программа и методические указания к курсу внеурочной деятельности
по направлению «социальное»
для учащихся 2-3 классов
Составители:
Васильева Л.А., Луценко И.В.,
почетные работники общего образования РФ,
учителя начальных классов,
тел. 89050799650
Ленинск – Кузнецкий ГО
2021
Основные разработчики программы:
Васильева Л.А., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Луценко И.В., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся знаний о профессии инженер.
Сто дорог – одна моя: Программа курса внеурочной деятельности по направлению «социальное» для учащихся 2-3 классов / Л.А. Васильева, И.В. Луценко. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2021. – 17 с.
Ленинск-Кузнецкий,
МБОУ «Гимназия №12»,
2021
Содержание
Введение | с. 4 |
Программа курса внеурочной деятельности по направлению «социальное» для учащихся 2-3 классов «Сто дорог – одна моя» | с. 6 |
Литература | с. 17 |
Введение
В последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Такой человек обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Поэтому сейчас как никогда актуальна проблема формирования инженерного мышления у школьников. Она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, концепцией развития инженерного образования в Кузбассе. Формирование инженерного мышления – процесс длительный, а основа, являющаяся предпосылкой для его развития, закладывается еще в младшем школьном возрасте.
А как же формировать инженерное мышление у учащихся младшего школьного возраста? Посредством чего?
Инженерное мышление можно формировать на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. И большие возможности дают занятия внеурочной деятельности.
В 2020 году МБОУ «Гимназия №12» получила статус региональной инновационной площадки «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в образовательной школе».
С первых дней работы перед нами возникла проблема: «Где взять методический материал для занятий?», «Что рассказать ученикам о профессии инженер, если сам еще плохо владеешь информацией по данной теме?» За помощью обратились к ученикам гимназии, чьи родители работают инженерами на предприятиях города. В результате были подготовлены индивидуальные проекты «Мой папа - инженер», а у нас появился материал о профессии, так необходимый для занятий.
Взяв за основу профориентационный проект Кузбасса «Сто дорог – одна моя», мы разработали свою рабочую программу внеурочной деятельности, наполнив ее новым содержанием, которое направлено на изучение инженерных специальностей нашего края.
Цель программы: формирование у учащихся знаний о профессии инженер.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с разнообразием мира профессий, в том числе с профессией инженер;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Программа курса внеурочной деятельности по направлению «социальное» для учащихся 2-3 классов «Сто дорог – одна моя»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Сто дорог – одна моя»
Личностные результаты
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) умение работать в материальной и информационной.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
2 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие «В мире профессий». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Игра «Угадай профессию!» | Беседа, анкетирование, игры, проблемные ситуации | Проблемно-ценностное общение, игровая |
Занятие 2 Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Беседа, игра, проблемная ситуация | Проблемно-ценностное общение, игровая |
Занятие 3 Тема: «Чем пахнут ремесла | Беседа, дискуссия «Почему бездельник не пахнет никак?», чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | Проблемно-ценностное общение, познавательная |
Занятие 4 Тема: «Банк современных профессий». Встреча с представителями Центра занятости | Беседа, игра, конкурс загадок, анкетирование, | Познавательная, игровая |
Занятие 5 Тема: «Знакомство с профессией инженер». Кто такой инженер? Проблемная ситуация: каким должен быть инженер? Роль профессии инженер на рынке труда. Инженерные виды деятельности. | Беседа, проблемная ситуация | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
Занятие 6 Тема: «Профессия «Инженер связи». Знакомство с профессией | Беседа | Познавательная |
Занятие 7 Тема: «Встреча с представителем компании «Ростелеком». | Встреча с представителем профессий | Досугово-развлекательная |
Занятие 8 Тема: «Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс». Презентация «Инженер связи». | Виртуальная экскурсия, ролевая игра | Познавательная, игровая |
Занятие 9 Тема: «Экскурсия на Главпочтамт города». Встреча с работниками Главпочтамта города. | Экскурсия, интервьюирование | Досугово-развлекательная |
Занятие 10 Тема: «Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 11 Тема: «Подготовка к защите индивидуального проекта». | Сбор материала | Познавательная |
Занятие 12 - 13 Тема: «Защита индивидуальных проектов» | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 14 Тема: «Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина, игра | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 15 Тема: «Профессия «Инженер-технолог». Знакомство с профессией. Роль профессии инженер-технолог на рынке труда. | Беседа | Познавательная |
Занятие 16 Тема: «Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат». | Экскурсия. Встреча, интервью с работниками Хлебокомбината | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 17 Тема: Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль». | Виртуальная экскурсия, просмотр информационного фильма, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 18 Тема: Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс. | Встреча с представителем профессий, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 19 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 20 Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта. | Сбор информации | Познавательная |
Занятие 21 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 22 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина | Познавательная, игровая |
Занятие 23 Тема: Профессия «Горный инженер». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеороликов | Познавательная |
Занятие 24 Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть». | Встреча с представителем профессий, интервьюирование | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 25 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс, беседа. | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 26 Тема: Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова» | Экскурсия, встреча, интервью с работниками ОАО «Шахта им. С.М. Кирова». | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 27 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 28 Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта. | Сбор и обработка материала | Познавательная |
Занятие 29 - 30 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 31 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина | Познавательная, игровая |
Занятие 32 Тема: Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!». | Конкурсы, загадки, викторины, ролевые игры | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 33 Тема: Подготовка к коллективному проекту. | Сбор информации | Познавательная |
Занятие 34 Тема: Итоговое занятие. Защита коллективного проекта | Защита проекта | Социальное творчество |
3 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер | Беседа, игры, викторина, загадки | Познавательная, игровая |
Занятие 2 Тема: Профессия «Инженер по охране труда». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеоматериалов | Познавательная |
Занятие 3 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, беседа, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс. | Досугово-развлекательная |
Занятие 4 Тема: Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС». | Виртуальная экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 5 Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть | Встреча с представителем профессии, круглый стол, дискуссия | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 6 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество, игровая |
Занятие 7 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 8 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 9 Тема: Профессия «Инженер по пожарной безопасности». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеороликов | Познавательная |
Занятие 10 Тема: Экскурсия в ФГУП ВГСЧ. | Экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 11 Тема: Экскурсия в Пожарную часть № 1. | Экскурсия, интервью | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 12 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, интервью, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 13 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество |
Занятие 14 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная, игровая |
Занятие 15 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 16 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина. игры | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 17 Тема: Профессия «Инженер-эколог». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр мультфильмов, видеороликов, беседа | Познавательная |
Занятие 18 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 19 Тема: Экскурсия в Администрацию города. | Экскурсия, беседа, интервью | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 20 Тема: Встреча с представителем профессии. Дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога. Качества личности в профессии. | Встреча с представителем профессии, дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога, круглый стол | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 21 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество, игровая |
Занятие 22 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная |
Занятие 23 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 24 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Игровая |
Занятие 25 Тема: Профессия «Инженер по производству». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеоматериалов | Познавательная |
Занятие 26 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 27 Тема: Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец». | Виртуальная экскурсия, просмотр видеороликов, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 28 Тема: Встреча с представителем АО «Автодор». | Встреча с представителем профессии | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 29 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество |
Занятие 30 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная, игровая |
Занятие 31 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 32 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Игровая |
Занятие 33 Тема: Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций. Конкурс загадок, викторины | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 34 Тема: Итоговое занятие. Обобщение полученных знаний. | Защита итогового проекта | Социальное творчество |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие «В мире профессий» | 1 | 1 | - |
2 | Зачем человек трудится? | 1 | 1 | - |
3 | «Чем пахнут ремесла?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Банк современных профессий | 1 | 1 | - |
5 | Знакомство с профессией инженер | 1 | 1 | - |
6 | Профессия «Инженер связи» | 1 | 1 | - |
7 | Встреча с представителем компании «Ростелеком» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Экскурсия на Главпочтамт города | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
11 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
13 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
14 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
15 | Профессия «Инженер-технолог» | 1 | 1 | - |
16 | Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат» | 1 | - | 1 |
17 | Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль» | 1 | - | 1 |
18 | Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс | 1 | - | 1 |
19 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
20 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
22 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
23 | Профессия «Горный инженер» | 1 | 1 | - |
24 | Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
28 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
30 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
31 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
32 | Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!» | 1 | - | 1 |
33 | Подготовка к коллективному проекту | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Итоговое занятие. Защита коллективного проекта | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 12,5 | 21,5 |
3 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Профессия «Инженер по охране труда» | 1 | 1 | - |
3 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
7 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
8 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
9 | Профессия «Инженер по пожарной безопасности» | 1 | 1 | - |
10 | Экскурсия в ФГУП ВГСЧ | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Экскурсия в Пожарную часть № 1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
14 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
15 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
16 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
17 | Профессия «Инженер-эколог» | 1 | 1 | - |
18 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Экскурсия в Администрацию города | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Встреча с представителем профессии | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
22 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
23 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
24 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
25 | Профессия «Инженер по производству» | 1 | 1 | - |
26 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Встреча с представителем АО «Автодор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
30 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
31 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
32 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
33 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | - | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 10,5 | 23,5 |
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорогою добра" 1 класс
духовно-нравственное направление...
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – Златоустовец»
Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом»....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...