Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")
план-конспект занятия (2 класс)

Марина Николаевна Самородова

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова "геометрия", закреплены и углублены знания детей о геометрических фигурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта 

занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Учитель: Самородова М.Н.

2020 - 2021 уч. год

Тема: Геометрический калейдоскоп

Класс: 2 «А» класс (I отделение)

Дата проведения: 12.02.2021

Цель: познакомить обучающихся со значением слова «геометрия», систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

Планируемые результаты

Предметные

- формирование  понятия «геометрия».

- развитие умения называть геометрические фигуры;

- формирование умения отгадывать ребусы на материале занятия;

- развитие умения отгадывать загадки на материале занятия;

- формирование умения составлять фигуры из частей танграма.

Метапредметные

познавательные УУД:

- расширение и уточнение значения слов по данной теме;

- обогащение словарного запаса обучающихся на материале занятия;

коммуникативные УУД:

- формирование осознанного построения речевого высказывания;

- формирование точного выражения своих мыслей;

- участие в речевой коммуникации;

- составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова.

регулятивные УУД:

- развитие умения постановки учебной задачи,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выполнение учебного действия в парах и малых группах.

Коррекционно-развивающие

- развитие связной речи обучающихся на материале занятия;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале занятия;

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

- формирование положительного отношения к учению;

- развитие навыка рефлексии: выражение эмоций при оценке своей деятельности на занятии;

- развитие навыка понимания причин успеха и неудачи;

- формирование навыка оценки деятельности товарищей на занятии, понимание их причин успеха и неудачи;

- формирование навыка контроля результатов своей деятельности и товарищей;

- формирование модели поведения в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

Межпредметные связи:

«Математика» - темы «Квадрат», «Прямоугольник» 2 кл.

Литературное чтение

Ресурсы занятия (оборудование): карточки с геометрическими фигурами для ракеты, математический человечек, ребусы, загадки, таблички с речевым материалом, танграмы в конвертах, геометрические фигуры.


Ход занятия

Этапы занятия

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Реализация коррекционно-развивающей направленности занятия

I. Организация начала урока

1. Приветствие

2. Проверка работы слухового аппарата/

кохлеарного импланта

3. Мотивация на учебную деятельность

Побуждает к приветствию.

Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/кохлеарного импланта.

Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

Просит проявлять инициативу

- Ребята, поздоровайтесь.

- Какое сейчас занятие?

- Вспомните, как надо работать на занятии?

Приветствуют учителя.

Сообщают учителю о готовности к уроку.

Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя, определяют форму работы.

- Здравствуйте.

- Сейчас занятие «Занимательная математика».

- На занятии внимательно слушаем учителя и друг друга, не перебиваем друг друга, отвечаем на вопросы, выполняем задания.

Слово учителя.

На всех этапах занятия с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (с использованием экрана / смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия.

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

II. Основной этап урока

1. Постановка учебной задачи

2. Прогнозирование плана учебной деятельности

3. Объяснение оценивания своей деятельности на уроке

4. Знакомство с понятием «геометрия».

5. Подготовка к деятельности

1) Задание «Собери ракету для путешествия»

2) знакомство с математическим человечком.

6. Работа по теме занятия.

а) повторение геометрических фигур

Задание «Разгадай ребус»

б) работа с математическим человечком

в) знакомство с геометрическими инструментами

Задание «Отгадай загадки»

7. Знакомство с новым видом головоломок «Таграм»

8. Игра «День – ночь»

Просит обучающихся определить цель и задачи занятия (чему будут учиться на занятии)

- Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на занятии?

Предлагает определить тему занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну очень необычную страну.

- Интересно вам узнать, что это за страна?

Но чтобы узнать её название, необходимо выполнить первое задание.

Обучающимся предлагается расставить цифры в порядке возрастания, каждой цифре соответствует буква, в результате выполненного задания на доске появляется слово «геометрия»

Предлагает прочитать слово, появившееся на доске.

Вот в страну геометрию мы с вами сегодня и отправимся.

Кто-нибудь знает, что такое геометрия?

- В этой удивительной стране мы с вами вспомним, какие знаем геометрические фигуры, какие геометрические инструменты используем, выполним задания.

- На чём же можно отправиться в путешествие?

- А мы отправимся на ракетах. Путешествовать будем парами. Возьмите геометрические фигуры, которые лежат у вас на столах, соберите ракету, приклейте её на лист бумаги.

- С нами в путешествие сегодня отправится математический человечек. Почему он так называется, как думаете?

- А посмотрите, какой он грустный. Как думаете, почему?

Побуждает обучающихся к высказыванию своей точки зрения, задаёт наводящие вопросы.

- Я узнала, почему. Оказывается, он очень плохо знаком со страной геометрией и даже не помнит, как называются его части тела. Напомним ему?

- Тогда выполним задание и вспомним названия геометрических фигур.

Предлагает выполнять задание – разгадать ребус. На доску вывешивается карточка с ребусом, ведётся обсуждение, коллективное выполнение.

- Будем разгадывать ребус.

На доске карточка с ребусом, думайте, с места не выкрикивайте, поднимайте руку.

В процессе отгадывания на доску вывешиваются таблички с названием геометрических фигур и картинки геометрических фигур.

Предлагает прочитать названия геометрических фигур.

- Давайте прочитаем слова, которые мы отгадали.

 

- Как можно назвать все эти слова?

На доску вывешивается карточка «геометрические фигуры».

- Молодцы, вспомнили названия геометрических фигур. Давайте же подскажем нашему математическому человечку, из каких фигур состоит его тело. Сколько квадратов/треугольников/кругов?

- Оказывается, в стране геометрии не обойтись без специальных инструментов. Интересно узнать, каких?

Предлагает отгадать загадки.

- Будем отгадывать загадки.

Учитель читает загадки. На доску прикрепляет таблички с правильными ответами (линейка, карандаш, ножницы).

Предлагает прочитать отгаданные слова.

- Как можно назвать все эти слова?

На доску прикрепляется табличка «Геометрические инструменты». Предлагает прочитать получившуюся запись.

- Страна геометрия интересна тем, что она развивает нашу память воображение, внимание и мысли.

Мы с вами решали головоломки с палочками, а сегодня познакомимся с головоломкой, которая называется Танграм.

Предлагает прочитать запись на доске запись «Танграм – головоломка»

На столах у детей конверты с геометрическими фигурами. Учитель предлагает достать фигуры (они разного цвета).

 - Из 7 геометрических фигур можно сложить фигуру животного, человека, цифры и т.д. Сегодня мы с вами по схеме попробуем сложить зайчика.

На доске схема зайчика. Оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

- А теперь проверим вашу внимательность. Поиграем в игру «День-ночь». Когда я говорю «день»,  вы запоминаете фигуры на доске, а когда говорю «ночь», закрываете глазки, а я убираю одну фигуру. Затем вы должны сказать, какая фигура «пропала».

На доске расположены фигуры.

Слушают учителя. Обсуждают. Отвечают на вопрос. Формулируют.

Определяют тему занятия

- Да, интересно.

Выходя к доске, обучающиеся выполняют задание. Помогают друг другу при возникновении затруднений.

Читают слово хором с учителем и по цепочке.

Слушают учителя. Предлагают свои варианты ответа.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание в парах, сообщают о готовности к дальнейшей работе.

Слушают учителя. Смотрят на доску.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

- Да.

Слушают учителя.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Отгадывают слова – геометрические фигуры, зашифрованные в ребусах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямугольник, ромб)

Слушают учителя. Обсуждают.

Отвечают. Формулируют.

Синхронное проговаривание отгаданных слов.

- Геометрические фигуры.

Чтение записи, получившейся на доске.

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

Считают количество геометрических фигур.

Слушают учителя.

- Да, мне интересно.

Слушают учителя. Отгадывают загадки.

- Геометрические инструменты.

Слушают учителя, читают.

Слушают учителя, читают сопряжённо с учителем и по цепочке.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы. По схеме складывают фигуру зайчика.

Слушают, принимают участие в игре.

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Фронтальная работа с индивидуальным подходом

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

На протяжении всего занятия осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, орфоэпические нормы, слитность, интонация).

В ходе занятия исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос

с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

При затруднениях в построении речевого высказывания обучающиеся используют опорные речевые таблицы, наглядность, учебные ситуации.

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

Осуществляется индивидуальный подход к «слабым» обучающимся (индивидуальные карточки с опорным словарём, таблички с вариантами ответов).

III. Организация окончания занятия

  1. Рефлексия учебной деятельности

  1. организация подведения итогов.

  1. самооценка достижений обучающихся

  1. общая оценка учителя

Подводит итог занятия.

- Что мы делали сегодня на занятии?

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии.

- Ребята, как вы думаете, поднялось настроение у нашего человечка? Дорисуйте ему улыбку, если считаете, что настроение стало лучше.

- А у вас какое настроение?

- Расскажите, как вы работали на занятии.

Оценивает деятельность, речевую активность и произносительную сторону речи детей на занятии.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают, высказывают свою точку зрения.

Оценивают свою и коллективную деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Определяют, чему научились, как исправить ошибки.

Фронтальная работа

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.


Приложения

Приложение 1.

Слово «геометрия»


Приложение 2.

 

Ракета


Приложение 3.

Математический человечек


Приложение 4.

Загадки


Приложение 5.

Танграм

Схема «Зайчик».


Приложение 5.

Танграм (геометрические фигуры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по курсу "Окружающий мир.4 класс"

Комбинированный урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир", тема "В пустыне". Урок включает в себя практическую работу учащихся, анализ репродукции картины, презентацию, музыкальное сопровождение....

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка для курса ОРКСЭ.

Образей родительского собрания по курсу ОРКСЭ....

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – златоустовец»

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности  «Я – златоустовец»...

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности «Я – Златоустовец»

Тема урока: « Быт горожан вчера и сегодня».Форма урока: урок путешествие «Дом златоустовца в прошлом»....