Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Безопасная дорога" для 1 - 4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Файзуллина Виктория Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности   "Безопасная дорога" для 1 - 4 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnaya_doroga.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

социальной направленности  «Безопасная дорога»

для 1 – 4 классов

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

  • Направление программы: социально-гуманитарная

Т.к. создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, сознательного поведения на улице. На занятиях ребята приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают Правила дорожного движения. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Знания и навыки, получаемые в результате освоения программы «Безопасная дорога», необходимы не только для формирования культуры грамотного и вежливого участника дорожного движения, но и для общего развития личности.

Актуальность данной программы заключается в том, что становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города, села. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты. Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а также Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что для эффективного развития коммуникативных навыков необходимо такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики.

Отличительные особенности данной дополнительной программы

Программа может использоваться как один из вариантов углубленного изучения правил дорожного движения младшими школьниками, впоследствии вступающими в отряды «Юных инспекторов движения» Программа приближена к требованиям жизни. Она не дублирует курс ОБЖ, а является логическим её продолжением. Данная программа представляет собой систему непрерывного образования в области безопасности дорожного движения, разработана с учётом физиологических и психологических нагрузок.

Адресат программы:  учащиеся начальных классов

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы - 7-10 лет.

  • Состав: постоянный
  • Набор: свободный.
  • Категории участников: обучающиеся 1-4 классов, родители обучающихся, классный руководитель.

Уровень программы, объем и сроки реализации  дополнительной общеразвивающей программы

Срок реализации программы – 4 года.

Форма обучения - очная

Режим занятий

            1 год обучения - 33часа (1 час в неделю);

            2 год обучения - 34 часа (1 час неделю)

            3 год обучения - 34 часа (1час в неделю)

            4 год обучения - 34 часа (1час в неделю)

Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 30 - 35  минут в 1-м классе, 1 раз в неделю по 45 минут в 2-м классе, 3-ем классе и в 4-ом классе.

Особенности организации образовательного процесса

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая   педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.

На каждом занятии присутствует элемент игры.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей  обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

  Цель программы – формирование осознанной культуры поведения, которая   обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.

 Задачи программы:

  1. Личностные:

  •  воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга.
  • воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Метапредметные:

  • воспитывать ответственное отношение к здоровью и человеческой жизни;
  • создавать условия для повышения культуры безопасного поведения на дороге и в чрезвычайных ситуациях
  • повышать социальную активность обучающихся по профилактике детского травматизма через агитационную, творческую деятельность по пропаганде безопасного поведения и здорового образа жизни
  • формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях при возникновении ЧС и на дороге
  • вести совместную работу с работниками ГИБДД, МЧС, ВДПО для пропаганды безопасного поведения в ЧС и содействия профессиональному самоопределению обучающихся. 

 3. Образовательные:

  • развитие детского технического творчества,
  • развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками ГИБДД.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                        

1 класс

Тема занятия

Количество часов

Виды

деятельности, контроль

всего

теория

практика

1.

Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход.

1

1

Беседа,  Ролевые игры

2.

  Микрорайон, где живут и ходят дети в школу.  

1

1

Экскурсия, оформление выставки рисунков

3.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

1

1

Наблюдение, разбор ситуации

4.

Мы идем в школу. Безопасный маршрут движения детей в школу и домой.

2

0, 5

1,5

Практическое

ознакомление

5.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель)

1

1

наблюдение

6.

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)

1

1

наблюдение

7.

Правила движения пешеходов  по тротуару.

1

1

Практическое ознакомление

8.

Праздник «Посвящение в пешеходы»

1

1

9.

История происхождения Правил дорожного движения

1

1

Беседа,

 разгадывание ребусов

10.

Правила движения пешеходов  по пешеходной дорожке и обочине.

2

2

Наблюдение,

ролевые игры,

дидактические игры

11.

Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города.

1

1

экскурсия

12.

Светофорное регулирование.

2

2

Ролевые игры, наблюдение

13.

Нерегулируемые перекрестки.

2

1

1

Ролевые игры, наблюдение Изготовление памятки

14

Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров.

2

1

1

Наблюдение, моделирование перекрестка  дорог

15.

Климатические особенности времени года.

2

1

1

наблюдение

16

Дорожные знаки и их назначение.

10

5

5

Практическое ознакомление.

Изготовление знаков

17

Места для игр. Зачет.

2

1

1

Сюжетная игра

 Итого:

33

12,5

20,5

2 класс

Тема занятия

            Количество часов

всего

теория

практика

Виды

деятельности, контроль  

1.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

3

0,5

2,5

Разгадывание ребусов, кроссворда

Игра-конструирование

2.

Пешеходные переходы.

4

1

3

Сюжетные игры,

Просмотр фильма

3.

Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.

6

1

5

Сюжетные игры,

Разучивание сигналов регулировщика, создание пособия «Сигналы регулировщика»

4.

Регулируемые перекрестки. Светофор.

6

1

5

Ролевые и сюжетные игры

5.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

4

1

3

Составление памятки для пассажира

6.

Дорожные знаки

10

1

9

Ролевые игры,

Беседы с сотрудниками ГИБДД

7.

Защита проекта.

1

1

Защита проекта

   Итого:

34

6,5

27,5

3 класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Виды

деятельности, контроль

1.

Виды кровотечений.

4

2

2

Ролевая игра

2.

Регулировщик и его сигналы.

4

1

3

Сюжетно-подвижная игра

3.

Правила безопасного вождения велосипеда.

6

1

5

Составление памятки,

4.

История появления автомобиля и правил дорожного движения.

2

1

1

Чтение книг, экскурсия

5.

Причины  дорожных аварий

2

1

1

Обсуждение ситуации

6.

Светофор и дорожные знаки

10

1

9

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям

7.

Перекресток и опасный поворот транспорта.

2

0,5

1,5

Обсуждение проблемных ситуации, рассматривание иллюстрации, чтение и обсуждение пословиц

8.

Правила перехода проезжей части дороги.

2

1

1

Обсуждение проблемных ситуации,

9.

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

1

Обсуждение ситуации, демонстрация опытов

10.

Экскурсия «Я пассажир и пешеход»

1

1

Экскурсия, рисунки, оформление выставки

 Итого:

34

8,5

25,5

4 класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Виды

деятельности, контроль

1.

Виды кровотечений.

4

1

3

Ролевая игра, составление памятки

2.

  Регулировщик и его сигналы.

4

1

3

Создание пособия «сигналы регулировщика»

3.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.

6

2

4

Создание пособия «Безопасное вождение», ролевая игра

4.

Регулируемые перекрестки. Светофор.

6

1

5

Ролевые игры

5.

Причины  дорожных аварий

3

1

2

Обсуждение причин дорожных аварии

6.

Светофор и дорожные знаки

10

2

8

Дидактические и ролевые игры

7

Экскурсия «Я - пешеход»

1

1

Экскурсия, рисунки, оформление выставки

 Итого:

34

8

26

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры, выставки, экскурсии т.д.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1 класс  (33 часа)

Тема 1. Введение. Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Тема 2.  Микрорайон, где живут и ходят дети в школу.

Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе.Викторина «Мой город», «Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения транспортных средств.

Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах

Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.

Тема 4. Дорога в школу и домой

Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.

Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.

Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром

 Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры

 Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.

Тема 6. Движение пешеходов и машин.

Практика.  Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.

Тема 7. Правила движения пешеходов  по тротуару.

Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»

Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения

Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с рисунка  

Тема 10. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине

Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»

Тема 11. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города

Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный, специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие № 1.

 Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.

Тема 12.  Светофорное регулирование

Практика. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.

Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.

Тема 13. Нерегулируемые перекрестки

Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.

Тема 14.Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных светофоров

Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.

Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные сигналы. Правила движения пешеходов  по пешеходной дорожке и обочине.

Правила движения пешеходов  по пешеходной дорожке и обочине.

Тема 15. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по дорогам

Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман, дождь, снегопад и другое.

Практика. Игры для эрудитов.

Тема 16.Дорожные знаки иих назначение

Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.

Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»

Тема 17.Места для игр.  Зачет

Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.

Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я применяю»

2 класс  ( 34 часа)

Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.

Практика. Наблюдение за дорогой: слушаем дорогу, учимся ходить по дороге. Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, поребрик, тротуар, дорожная  разметка. Решаем кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». Разучивание песен на дорожную тематику.

Тема 2. Пешеходные переходы

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.

Практика. Настольные игры на развитие памяти: «Движение с уважением», «Дорожные знаки», дорожное лото «Бинго». Рассматривание буклета «Как не попасть в беду на дороге», рисование участников дорожного движения.

Тема 3. Нерегулируемые перекрестки

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.

Практика. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход», «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды».

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.  Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.

Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.

Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае

Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.

Практика. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге»

Тема 6. Дорожные знаки Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».

Тема 7. Зачет

Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Устройство велосипеда, правила эксплуатации велосипеда, роликовых коньков. Правила катания на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста.

Практика. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов.

3 класс   (34 часа)

Тема 1. Виды кровотечений.

Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях.

Тема 2. «Дорожная безопасность»

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения.

Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда.

Устройство велосипеда. Правила вождения.

Тема 4. История появления автомобиля.

Тема5. Причины дорожных аварий.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Тема 6. Светофор и дорожные знаки.

Пешеходный  светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Тема 7. Перекресток и опасный поворот.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.

Тема 8. Правила перехода проезжей части дороги.

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Тема 9. Регулировщик и его сигналы.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.

Светофорное регулирование

Светофорное регулирование является самым распространенным. Официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же для удобства поделим их на транспортные, реверсные, для трамваев и маршрутных транспортных средств, железнодорожные и пешеходные.

Транспортные светофоры

Светофоры этой группы.

Водитель. Правила безопасного вождения велосипеда; история появления автомобиля и правил дорожного движения;

Причины дорожных аварии,  новое  о дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде.

4 класс   (34 часа)

Тема 1. Виды кровотечений.

Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях

Тема 2. «Дорожная безопасность»

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила езды на велосипеде и мопеде; экскурсия: «Я – пешеход».

Тема 3. Регулировщик и его сигналы.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.

Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.

Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).

Пешеходная и велосипедные дорожки

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор

Перекресток

Светофор – наш верный друг

Тема 5. Светофор и дорожные знаки

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями

           

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Безопасная дорога» достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные универсальные учебные действия

- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;

- умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования;

Регулятивные универсальные учебные действия

- планирование и выполнение мини- проектов;

- подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем;

Познавательные универсальные учебные действия

- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;

  - умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог;

- обучение постановки вопросов;

 - участие в коллективных творческих делах;

- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;

- работа в группах;

- ролевые игры;

В результате освоения программы «Безопасная дорога» формируются следующие предметные умения:

-    выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- объяснять значение и функции конкретного знака;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Календарный учебный график  программы

на 2020-2021 учебный год,

Продолжительность учебного года  в МБОУ Кодунская СОШ

Начало учебного года – 01.09.2020 г.;

Продолжительность учебного года:

в 1  классе – 33 недели

во 2-11 классах – 34 недели

Вид учебного периода

Учебный период

Каникулы

Начало

Окончание

Недель

Начало

Окончание

Дней

Классы: 1

1 четверть

01.09.2020

01.11.2020

9

02.11.2020

08.11.2020

7

2 четверть

09.11.2020

27.12.2020

7

28.12.2020

10.01.2021

14

3 четверть

11.01.2021

14.02.2021

5

15.02.2020

21.02.2020

7

3 четверть

22.02.2021

21.03.2021

4

22.03.2020

28.03.2020

7

4 четверть

29.03.2021

25.05.2021

8

26.05.2020

31.08.2020

Классы: 2-11

1 четверть

01.09.2020

01.11.2020

9

02.11.2020

08.11.2020

7

2 четверть

09.11.2020

27.12.2020

7

28.12.2020

10.01.2021

14

3 четверть

11.01.2021

21.03.2021

10

22.03.2021

28.03.2020

7

4 четверть

29.03.2021

29.05.2021

9

30.05.2020

31.08.2020

Регламентирование образовательного процесса на неделю

продолжительность рабочей недели 1класс: 5-ти дневная учебная  неделя;

продолжительность рабочей недели 2-11 классы: 6-ти дневная учебная  неделя;

Регламентирование образовательного процесса в день

На основании письма МОиН РБ № 08-13/3029 от 21.08.2020 г., в целях обеспечения контроля за организацией безопасных условий учебно-воспитательного процесса с начала учебного года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы ОУ и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID-19», также для четкой организации труда учителей и учащихся МБОУ Кодунская СОШ в 2020-2021 учебном году на каждом входе организован ежедневный входной контроль («Утренний фильтр») с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний с использованием всех входов в здание и недопущением скопления обучающихся при входе.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование проводить в период каникул, в выходные и нерабочие дни.

6. Организация промежуточного и итогового контроля:

- промежуточная аттестация по дополнительной образовательной программе «Безопасная дорога» во 2-11 классах проводится согласно плана программы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы

-Комплект светового оборудования

-Дорожное покрытие для четырехстороннего перекрестка с нанесенной дорожной разметкой  и утяжеленными элементами

-Светофор транспортный (три сигнала)

-Светофор пешеходный (два сигнала)

-Основание под светофор (переносное)

-Стойка под светофор (переносная)

-Насадка под один дорожный знак (на стойку светофора)

-Знак дорожный с креплением

-Кабель

-Специализированная аккумуляторная система питания для светофорного оборудования детских автогородков

-Беспроводной   дистанционного управления светофорным оборудованием

-Дорожный контроллер к пульту управления

-Управляющий дорожный контроллер

-Зарядное устройство для аккумуляторной батареи

-Комплект стоек с дорожными знаками

-Сигнальный дорожный конус

-Игровой набор с комплектом тематических картинок

-Форма ЮИД

-Подростковый велосипед

-Детский велосипед

-Подростковый шлем

-Детский шлем

-Комплект для безопасной езды на велосипеде

-Аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения

-Интерактивная панель 75”

-Программно-информационное сопровождение по эксплуатации и обслуживанию беспроводного электрооборудования для детских автогородков и учебных площадок

-Технический регламент стандартизации детских автогородков

--Методические рекомендации по проведению практических занятий с детьми дошкольного и школьного возраста в детских автогородках.

-Настольно- напольная игра

-Обучающий игровой комплекс для пешехода

-Двухсторонняя магнитно-маркерная доска с информацией о дорожном движении на разборной стойке

-Комплект тематических магнитов на тему дорожного движения и инфраструктуры

-Комплект тематических магнитов на тему моделей автомобилей

-Комплект тематических магнитов на тему дорожных знаков

-Магнитно-маркерная доска с дорожными правилами для пешехода с комплектом тематических магнитов

-Магнитно-маркерная доска с безопасным маршрутом для школьников с комплектом тематических магнитов

-Набор плакатов с изображениями дорожных знаков

-Набор плакатов для юного пешехода

-Набор плакатов с дорожно-транспортными ситуациями

-Стенды с информацией об обязанностях пешеходов

-Стенд с правилами поведения в транспорте общего пользования

-Стенд с правилами дорожного движения для велосипедистов

-Стенд с принципиальной схемой устройства велосипеда

-Учебный фильм о безопасности дорожного движения

-Мультимедийная учебно-методическая программа

-Обучающая детская игра-лото

-Настольная игра про светофор

-Набор карточек с изображениями дорожных знаков

-Учебное пособие для юных участников дорожного движения

-Пособие для юного велосипедиста

-Учебное пособие с дорожными уроками

Информационное обеспечение

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):

знаки дорожного движения

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): плакаты:  «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни».

Кадровое обеспечение

Галданова Жаргалма Баяновна, 35 лет, педстаж – 11 лет, категория – первая, специальность - учитель начальных классов

Файзуллина Виктория Викторовна, 46 лет, педстаж – 19 лет, категория – первая, специальность - учитель начальных классов

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

-  сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

 -тестирование;

 -анкетирование;

-демонстрации и выставки творческих работ.  

 Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.  

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.

Формы контроля и оценки результатов:

- первый год обучения: игры, эстафеты;

- второй, третий, четвёртый год обучения: семейные - игровые программы, беседы, тренинги, турниры, экскурсии, конкурсы рисунков;

Критерии оценки планируемых результатов

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации коллективных творческих дел, выставок рисунков по тематике курса, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины событий, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Список рекомендуемой литературы для педагога

  1. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).  
  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
  3. Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.
  4. Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.
  5. Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.
  6. Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
  7. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.
  8. Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.
  9. Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
  10.  Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.
  11.  Содружество ради жизни [Текст].  Кемерово, 2009.
  12.  Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
  13. Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.
  14.  Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
  15.  Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
  16.  Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
  17.  Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.
  18.  Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.

2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.

3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др.] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.

4.Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).  

5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.

6.Астахов, П.  Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.

7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.

8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.

9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса

Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа  разработана для занятий с уча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс

В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности) «Волшебный мир оригами» для 1 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир Оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта началь...