Конспект воспитательного занятия для 4 класса "Качества, которыми обладает друг" (Е. Пермяк «Пичугин мост», «Надежный человек», «Самое страшное»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», А. Гайдар «Тимур и его команда»)
план-конспект урока (4 класс)
Урок-беседа для учеников 4 класса, которые читали произедения Е.Пермяка, Н. Гарина-Михайловского, А. Гайдара. На основе литературных произведений этих авторов и чтения на уроке одного из рассказов мы рассмотрим качества, которыми должны обладать друзья. Мы сделаем вывод, какое поведение приводит людей к одиночеству. Этот урок имеет своей целью заинтерисовать детей в прочтении рассказов, упомянутых на уроке, а также уметь формулировать понятие дружбы и качеств - бескорыстие, преданность, доверие, честность и верность. Во время урока дети научатся определять эти моральные качества личности и осознают роль дружбы в жизни. Эти произведения на уроке обсуждаются: Е. Пермяк «Пичугин мост», «Самое страшное»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка", А. Гайдар "Тимур и его команда". Читать на уроке запланировано рассказ Е. Пермяка "Надежный человек". На уроке возможно поработать с расскрасской, изображающей моменты из обсуждаемых на уроке произведений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ 489 г. Санкт-Петербург
Урок нравственности . 4 класс
Подготовила: воспитатель группы продленного дня
Мудревская Наталья Ивановна
г. Санкт-Петербург, 2022 г.
Тема: «Качества, которыми обладает друг».
Цель: воспитание качеств, необходимых друзьям, сплочение коллектива, развитие читательской активности.
Задачи:
формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
формировать культуру общения, коммуникативные умения;
формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
развивать стремление расширить читательский кругозор;
содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива.
Планируемые результаты:
В результате занятия обучающиеся смогут:
- сформулировать понятие «дружба» и качеств - бескорыстие, преданность, доверие, честность и верность.
- осознать роль дружбы в жизни;
- определять моральные качества личности: бескорыстие, преданность, доверие, честность и верность.
- развивать качества, необходимые для дружбы;
- приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ход урока:
- Организационный этап.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о дружбе и о тех качествах, которыми обладает друг. У вас есть друзья?
Дети. Ответы детей.
Учитель. Давайте друг другу покажем какое настроение у человека, у которого есть хорошие друзья.
Дети. Улыбаются.
- Мотивационно-целевой этап.
Учитель. Какие плюсы есть человеку от того, что у него есть друг или друзья?
Дети. Ответы детей.
Учитель. Можно сказать, что это общение, поддержка в трудную минуту, интересное совместное времяпровождение? Знаем ли мы каким нужно быть человеком, чтобы у нас друзья появились и чтобы дружба была крепкой?
- Операционно-исполнительский этап.
Учитель. Для благополучного существования любого общества необходимо соблюдение норм и правил в этом обществе принятых. Особое место среди них занимают нормы человеческой порядочности, человеческого общежития. В учебе и быту между людьми возникают разные формы личных отношений. Человеческое общение составляет в товариществе и дружбе главный смысл этих отношений. Радость взаимного взаимопонимания близких и симпатичныхдруг другу людей ничем заменить невозможно. Приятельские отношения складываются между хорошо знакомыми людьми на основании какой-либо даже не существенной или случайной общности интересов и включает долю личной симпатии. Дружеские отношения или дружба - это наиболее тесные, чем приятельские взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов и интересов по существенным жизненным вопросам. Дружба проявляется не только в совместной деятельности, но в общении, во взаимной личной заинтересованности людей. Начальной ее формой обычно бывает товарищество, обогащенное личной привязанностью.
Имеют ли для дружбы значение качества человека как бескорыстие, преданность, доверие, честность и верность?
Бескорыстие. Это отсутствие заботы о личной выгоде. Каждому ли человеку присуща бескорыстность? (Нет).
Из рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост» мы понимаем, если Вы сделали какое-либо хорошее дело, без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере школьника Сёмы Пичугина. Мальчик решил сделать переправу через речку Быстрянку, чтобы он и другие ребята смогли ходить в школу более коротким путем. Без моста дети нередко падали в речку. В итоге мост назвали фамилией мальчика. Был ли поступок Семы бескорыстен?
Дети.Да.
Учитель. Почему?
Дети. Ответы детей.
Учитель. Ждал ли он благодарности за то, что сделал?
Дети. Нет.
Учитель. А получил ли Сема благодарность в итоге?
Дети. Получил. (Его именем назвали мост).
Учитель. Как вы думаете, если друг окажет друг другу бескорыстную помощь и не рассчитывает на благодарность, он может её получить?
Дети. В ответ на помощь друг может получить благодарность неожиданно.
Учитель. Приведите пример. У Маши болела нога, ей было тяжело нести портфель с учебниками из школы. Андрей это понял и принес Маше портфель до дома. Маша сказала ему спасибо.
Преданность – постоянность в своих чувствах, привязанности к кому-либо, чему-либо.
Из рассказа Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» мы узнаем о преданной дружбе между мальчиком и собакой. Главный герой рассказа Тёма узнает, что Жучка оказалась в колодце. Мальчик не может спать, думает, как ему спасти Жучку. Рано утром, когда еще все спят, Тема отправляется ее спасать. Он прибегает к колодцу, зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика никак не получается ее спасти, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию. И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно. Он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Тёма спасает Жучку. Какие бы вы испытали чувства, если ваш друг помог вам в трудный момент?
Дети. Радость. Благодарность.
Учитель. Проявив преданность к другу, сделав ему доброе дело, мы испытываем хорошее настроение. Делать хорошие дела очень приятно. Еще одно качество необходимое в дружеских отношениях это доверие. Доверие - полная убежденность в чьей-то честности, искренности, доброжелательности. Доверие базируется на положительных, открытых взаимоотношениях между людьми, при которых создается уверенность в порядочности и честности.
В повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» ребят объединяет доверие друг к другу. В заброшенном строении девочка Женя обнаруживают штаб отряда “тимуровцев” — небольшого отряда ребят во главе с Тимуром. Мальчишки добровольно и тайно оказывают помощь людям, живущим в деревне, и особенно тем, чьи родственники воюют на фронте. Свою деятельность они осуществляют безвозмездно. Всех ребят объединяет тайна: никто из взрослых не должен знать об их существовании. Как проявляется доверие в дружбе? Можем ли мы рассказать другу свою тайну, проблему? Верим ли мы в то, что друг никому не выдаст наш секрет?
Дети. Ответы детей.
Учитель. Еще одно качество которым должен обладать друг это верность. Верность - постоянство чувств к кому-либо. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность измеряется временем. Длительное время друг может помогать, сопровождать, разговаривать с другом. Вспоминается рассказ Е.Пермяка «Надежный человек». Давайте прочитаем этот рассказ по ролям. Назовем имена героев рассказа. Ответим на вопрос: «Стали ли друзьями герои рассказа?».
https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-permjaka/nadezhnyj-chelovek-permjak-e-a/
Дети. Друзья - Андрюша Рудаков и худенькая девочка Ася, Вова и Аня. Одноклассники стали друзьями.
Учитель. Кто из героев рассказа и по отношению к кому проявил бескорыстие, преданность, доверие, верность?
Дети. Андрюша Рудаков к Асе, Вова к Асе проявили бескорыстие, преданность, доверие, верность.
Учитель. Как вы думаете большое или небольшое значение в дружбе играют эти качества (верность, доверие, искренность, бескорыстие, преданность)?
Дети. Большое.
Учитель. Что будет, если мы не будем ни с кем дружить?
Дети. Ответы детей.
Учитель. А будет ребята самое страшное – одиночество.
В рассказе Е. Пермяка «Самое страшное» Вова был очень сильным. Он всех обижал, доставалось и коту и собакам, даже бабушке Вова нагрубил. Но в один день Вова хотел поиграть с мальчишками, но те не захотели с ним играть. Тогда Вова пошел к девочкам, но и те от него отвернулись. Кот запрыгнул на шкаф и недовольно поглядывал на Вову, а собака убежала. Бабушка тоже не захотела общаться с Вовой. Вот и случилось с Вовой самое страшное, он остался один.
Главная мысль: нельзя друзей обижать, а иначе в один день останешься совсем один.
Исполнение обязанности друга дает человеку возможность испытать себя и узнать себе цену. К сожалению не каждый может быть настоящим другом и иметь друзей. Не может быть кому-либо приятным общение с эгоистом и лицемером человеком. Не представляет интереса и человек ленивый. С человеком малокультурным и ничем не интересующимся общение не возможно.
Дружба - величайшая ценность. Люди, понимающие это, ищут дружбу, высоко ценят и берегут ее.
- Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель. Я выдаю вам раскраски по мотивам тех рассказов, которые мы обсудили. Посмотрите на них и выберите ту, которая иллюстрирует такое проявление дружбы, которое вам понравилось больше всего. Раскрасьте этот рисунок.
Учитель. Все ли произведения литературы, которые я приводила сегодня в пример, вы читали?
Дети. Ответы детей.
Учитель. Какие еще рассказы о дружбе детей вы знаете?
Дети. Ответы.
Учитель. Хотели бы прочитать те рассказы, о которых мы сегодня упоминали?
Дети. Да.
Учитель. Домашнее задание. Прочитать 1 рассказ о дружбе по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе...
Урок по литературному слушанию Е. Пермяк "Пичугин мост"
Урок по литературному слушанию Е. Пермяк "Пичугин мост" для 1 класса УМК "Начальная школа 21 век" написан согласно требованиям ФГОС второго поколения, содержит УУД....
Конспект урока литературного чтения. Е.Пермяк "Пичугин мост"
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с новым произведением; Способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения; Организовать деятельность у...
План-конспект урока чтения в 4 классе по программе II вида(II отделение III вариант) по теме: «Рассказ Е.И.Пермяка «Пичугин мост».
Данный материал предназначен для педагогов специальных(коррекционных) образовательных учреждений II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях инклюзии....
Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....