Урок литературного слушания по теме «Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа XXI века».
Учитель: Медникова Елена Ивановна.
Школа:МОУ СОШ №1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Урок литературного слушания по теме «Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост».
Цель урока:
- Организовать деятельность детей по знакомству с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост».
- Содействовать развитию читательского интереса, их стремлению к самостоятельному общению с книгой.
- Способствовать обогащению читательского опыта, эстетического вкуса учащихся; воспитанию чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям).
Учебные задачи.
Создать условия: для формирования понятия о жанре «рассказ»; для обучения правильности и выразительности речи.
- Обучать искусству слушать рассказ;
- Обогащать ребёнка нравственно и эмоционально, развивать духовно и эстетически.
- Формировать навык чтения, навык самостоятельного обучения с книгой (на уровне своих возможностей).
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
- Направить работу с литературным произведением на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для развития навыков взаимодействия.
- Учить высказывать своё отношение к героям рассказа.
- Обучать планированию своей работы.
- Обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу.
Учебные умения.
- Самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу.
- Читать модели обложек.
- Воспринимать произведение на слух.
- Указывать признаки рассказа.
- Уметь находить основную проблему произведения.
- Уметь проследить развитие сюжета в произведении.
- Уметь сопоставить героев.
- Уметь найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения.
- Уметь инсценировать произведение.
Перечень учебного материала, используемого на уроке:
Хрестоматия, рабочая тетрадь «Литературное чтение. Уроки слушания», 4 листочка для моделирования и цветные карандаши.
Портрет писателя, книги Е. Пермяка, компьютер.
Конспект урока.
- Активизация внимания. Эмоциональный настрой.
Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас урок литературного слушания. Давайте вспомним правила слушателя. Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок, чтобы он получился удачным и призываю вас к активной работе.
- Вступительный этап.
Учебные задачи:
- Обучение искусству слушать рассказ.
- Эмоционально воспринимать произведение.
Учебные умения:
- Воспринимать произведение на слух.
Учитель:
«Слушайте, я читаю…» 3.Слушание произведения (учитель читает рассказ, не называя автора и заголовок, текст произведения заранее подготовлен для слушания: определены интонационный рисунок , паузы, логические и психологические ударения. Слушая чтение учителя, первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, воспринимая выразительное чтение учителя.
4.Выявление первичного восприятия произведения.
Учебные задачи:
- Обучать правильности и выразительности речи.
- Формировать понятие о жанре «рассказ»
Учебные умения:
- Определять тему и жанр произведения.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с новым произведением. Автор его известный детский писатель Е. Пермяк.
Кому знакома это фамилия?
Какие произведения этого автора читали?
Что особенно понравилось в этом произведении?
Что не понравилось?
(Дети высказывают свои мнения о произведении).
Дети:
Понравилось, что Сёма скромный, не мечтал о подвиге, а просто заботился о людях (он трудолюбивый, настойчивый). Не понравилось то, что никто из ребят не помог Сёме.
Постановка проблемы произведения.
Учитель: а может ребенок совершить подвиг?
5.Работа с содержанием произведения.
Учебные задачи:
- Включить каждого ребенка в работу.
- Учить высказывать своё отношение к героям рассказа.
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
- Воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям)
- Создать условия для развития эмоционально – чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
- Высказывать своё отношение к героям.
- Оценивать поступки героев с точки зрения нравственности.
- Составлять схематический план.
Учитель:
Какое чувство вызвало у вас это произведение?
Дети:
Нам тоже захотелось делать добрые дела.
Учитель:
Назовите героев произведения.
Дети:
Героями произведения были друзья Сёмы. Вместе с ними он каждый день ходил в школу. По пути в школу они вели беседы. Дети мечтали о подвигах, о том, как стать известными.
Учитель:
О чём хотел сказать автор?
Дети:
Автор данного произведения хотел сказать, что в жизни всегда найдется место хорошим делам и поступкам. Надо просто быть не равнодушным к тому ,что нас окружает.
Учитель:
Какие герои данного произведения?
Дети:
Герои данного произведения - добрые дети, целеустремлённые, но не всегда знают, как идти к своей цели.
Учитель:
Как начинается произведение?
Дети:
«По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах…».
Учитель:
Как заканчивается произведение?
Дети:
«Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое – нибудь ещё. А его все по – старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как – то по – другому.
Вот оно как в жизни случается».
Учитель:
Почему люди стали называть мост Пичугиным?
Дети:
Вначале мост был сделан из ветлы. Его сделал Сёма Пичугин и дед ему помог немного.
«…Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Сёминой фамилией - Пичугин мост…».
Учитель:
Почему именно Сёма сделал этот мост?
Дети:
Сёма рос мальчиком тихим и молчаливым, но он был скромным, заботливым и трудолюбивым. Он, прежде всего, думал о людях, а потом уже о себе. По - этому именно ему пришла в голову мысль сделать мост через реку.
Учитель:
А как он один смог построить мост?
Дети:
…Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точёный. И стал он рубить им ветлу. Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Учитель:
Ребята, а что означает слово ветла?
Дети:
Это дерево .
Учитель:
(Просит найти изображение дерева в интернете).
Вот из такого дерева Сёма и построил мост. Нелёгким оказалось это дело. Оно требовало большого труда.
И мы с вами сегодня много работали на уроке. Давайте отдохнем.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише – тише,
А деревце всё выше-выше.
(Выполняются движения).
А теперь продолжим работу над содержанием произведения.
Составление схематического плана.
Запись на доске:
- Сёма Пичугин
- Речка Быстрянка
- Мостишко
- Настоящий мосток
- Мечты о подвигах
- Большой мосток.
Учитель:
Соответствует ли эта модель построению рассказа? (Включение каждого ребёнка в работу).
Дети:
Данная модель не соответствует построению рассказа.
Учитель:
предложите правильную модель рассказа.
Дети:
- Мечты о подвигах.
- Сёма Пичугин.
- Речка Быстрянка.
- Мостишко.
- Настоящий мосток.
6.Упражнения по формированию специальных умений . Моделирование обложки.
Учебные задачи:
Формировать понятие о жанре «рассказ».
Способствовать развитию умения моделировать обложку рассказа.
Учебные умения:
- Называть фамилию автора.
- Заголовок.
- Определять жанр и тему услышанного произведения.
Учитель:
- Давайте сделаем обложку книги. Возьмите лист бумаги и положите вертикально.
- Кто написал произведение?
Дети:
Е. Пермяк
Учитель:
А это кто?
Дети:
Автор.
Учитель: Нарисуем красную рамочку. Напечатаем фамилию.
А что я вам читала?
Дети:
Рассказ.
Учитель: почему вы решили, что это рассказ?
Дети: это реальная история, она могла произойти на самом деле.
Учитель:
Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Рассказ - это жанр произведения.
- Какова тема рассказа? (о детях).
Раскрасим прямоугольник жёлтым цветом.
- А как бы вы назвали рассказ?
Дети:
«Мост»,…
Учитель:
Давайте посмотрим, как автор назвал рассказ.
Дети: «Пичугин мост».
Учитель:
- Что это?
Дети:
Заголовок.
Учитель:
Нарисуем на модели внизу синюю рамочку и напечатаем заголовок «Пичугин мост»
7.Повторное слушание.
Учебные задачи:
Учить высказывать свое отношение к героям рассказа.
Учебные умения:
Оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.
Выразительное чтение учителем рассказа. (Дети внимательно слушают чтение учителя и следят по учебнику, иногда помогают ему, проговаривая запомнившиеся слова и предложения.
Учитель:
Назовите отдельные слова, которые характеризуют Сёму.
Работа в парах.
Скромный не мечтает о подвиге
Заботливый, чуткий думает о людях
Трудолюбивый мост построил
Поиск решения проблемы.
Работа в группах.
Учитель:
Можно ли сказать, что Сёма совершил подвиг? (Ребята делятся на две группы и каждая группа готовит свой ответ на поставленный вопрос, находя подтверждение в тексте (поисковое чтение).
Решение проблемы.
Отвечает первая группа: Сёма совершил подвиг, сам этого не осознавая. Он спас здоровье людей, а может, даже, чью- то жизнь.( «…В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал…»)
Отвечает вторая группа: Да. Сёма совершил хороший поступок. Можно сказать - совершил подвиг («…А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. И тоже крику всякого было много…». Девочки могли сильно простудиться…).
(Дети вначале отвечают устно, а затем читают отдельные предложения из произведения под руководством учителя. Ребёнок соотносит фонетический и графический образы слова.)
Учитель:
Да, действительно, Сёма совершил подвиг, я с вами согласна.
Вам хотелось бы стать похожими на Сёму? (Выслушиваю ответы детей).
А вы , ребята, оказывались в подобной ситуации?(Ответы детей).
Третья группа детей получает карточку с пословицами и выбирает ту, которая подходит к рассказу «Пичугин мост».
Жизнь дана на добрые дела.
Всякий человек у дела познаётся.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, а лень портит.
Словарная работа.
1 Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно работают с текстом, выписывая непонятные слова в тетрадь).
Дифференцированное чтение:
1 Уровень – читают рассказ, находят образное выражение»За семь вёрст киселя хлебать», объясняют его, записывают в тетрадь , вспоминают свою пословицу и записывают её.
2 уровень - выписывают непонятные слова из всего рассказа.
3 уровень – выписывают непонятные слова из первой и второй частей рассказа.
Дети обращаются к словарю «Книгочей» и находят там объяснение новым для них словам.
Новые слова:
Рухнуло – упало; жердь – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев, используется при строительстве; ветла – дерево семейства ивовых.
(Снова обращаю внимание детей на изображение этого дерева на экране).
Учитель:
Ребята, а у нас растет ветла?
(Ответы детей).
Учитель:
Да, ветла растет и у нас. Ребята, вы, если будете внимательны, то найдёте это дерево у нас в поселке. На следующем уроке вы мне расскажите, где смогли найти ветлу. Можете принести фотографию этого дерева или нарисовать рисунок. (Дифференцированный подход).
8.Упражнения в чтении.
Учебные задачи:
научить осознанно читать про себя рассказы и отвечать на вопросы по содержанию.
Учебные умения:
Уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находя в тексте информацию необходимую для её решения.
Учитель:
Ещё раз прочитайте рассказ про себя и проследите, как мост менялся. Почему мосты менялись, а название оставалось неизменным?
(Дети перечитывают рассказ).
Учитель:
Прочитайте слова на экране:
Мост
Мостишко
Мостище
Учитель:
Что вы можете о них сказать?
Дети:
Это родственные слова.
Учитель:
Рассмотрите эллюстрации к произведению.
Прочитайте эпизоды, относящиеся к ним.
Прочитайте начало рассказа, разметьте отрывок для чтения по ролям.
Творческий этап.
Кто хочет сыграть этот эпизод? (Дети выходят к доске и играют).
Учитель:
Это очень хорошо, что у детей из рассказа есть стремление совершать хорошие поступки. Они мечтают о подвигах. Но важнее всего быть внимательным к окружающим, уметь видеть, кто сейчас нуждается в тебе, на что сейчас у тебя есть силы.
Ты должен быть кому – то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту .
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь…
Е.Н.Михайличенко
9.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: что было на уроке самым интересным?
Дети: слушать рассказ, искать ответы на вопросы в тексте, узнавать значение новых слов, размышлять…
Учитель: о чём расскажете дома? (ответы детей)
Чему научил нас рассказ?
Дети: человек славится своим трудом, а не хвастовством. Поступки многое могут сказать о нас.
Учитель: Кому было интересно на уроке? А кому скучно? Покажите свой смайлик.
Спасибо за работу на уроке. Предлагаю отдохнуть. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.
Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст, находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....
Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"
УМК "Школа 21 века" Предмет: Литературное чтение . Класс:1 бУрок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"...
Презентация к уроку литературного слушания по теме Е. Ильина. Чик-чик ножницами. УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности педагога:- осознанное восприятие литературного произведения;- формирование умения работать с текстом;- развитие умения выразительно читать;- обучение работе в...
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)
Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"
Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...