Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ефимова Анастасия Евгеньевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

 Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydar_timur_i_ego_komanda.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». (литературное чтение)

3 класс

УМК: «Начальная школа ХХI века»

учебник «Литературное чтение» 2 часть,  Л.А. Ефросинина, в рамках проекта "Начальная школа XXI  века"

Диагностический блок.
Описание диагностики исходного уровня УУД (на основе письменных работ)

Познавательные УУД      

Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах

                 

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

Умение делать выводы

Анализ объектов с целью выделения существенных  признаков

Группировка и классификация объектов

Установление причинно-следственных связей

Умение выявить аналогии на предметном материале

                               

    Коммуникативные УУД      

  Методика «Кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Умение работать в паре и группе

Умение оформлять свою мысль в устной речи

Умение выразительно читать и пересказы-вать текст

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

Регулятивные УУД

может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану

Тема урока:  А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством  А.П.Гайдара, на примере повести «Тимур и его команда» учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека»

Задачи урока:

Предметные:

  • Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.
  • Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.
  • Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  • Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Оценивать собственное отношение к пониманию «что такое счастье» .
  • Воспитание чувства любви к своей стране, родине.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  • Применять методы информационного поиска.
  • Регулятивные умения:
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  • Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  • Слушать и вступать в диалог.
  • Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  • Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  • Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование:   Учебник «Литературное чтение» 2 часть,  Л.А. Ефросинина , мультимедийный проектор, презентация  (

План урока с хронометражем

I .   Организационный момент. Введение в тему  - 1-2 мин.

II.Проверка знаний. Актуализация знаний  -   -7 – 5 мин.

III.   Первичное чтение.   -  10 мин.

IV. Работа с текстом после чтения   - 10-12 мин.

VII. . Работа в группах  15 мин

VIII. Подведение итогов урока. – 6 мин.

IX. Рефлексия урока.   – 5 мин.

X. . Домашнее задание.  – 2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

I.Организационный момент. Введение в тему

Вступительное слово

К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами прочитали произведение А. Гайдара. Напомните, какое?

Приветствуют учителя.

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Проведём блиц-опрос. Так как произведение называется: Тимур и его команда, вы тоже сейчас разделитесь на три команды по колонкам. Кто из команд ответит верно на большее число вопросов, тот и победил.(выбирается по тому, кто первее поднимет руку и правильнее ответит)

1. Когда родился А. Гайдар? 9 января 1904 года

2. Каково настоящее имя А. Гайдара? Голиков

3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию? 15

4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком? 17

5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар?(стать военным, служить в армии)

6. Почему Гайдар ушел из армии? По состоянию здоровья

7.Какие книги написал А. Гайдар? "Тимур и его команда", "РВС", "Чук и Гек", "Голубая чашка"

- Над какой темой будем сегодня работать?

Проверка домашнего задания в рабочей тетради.

- Сегодня мы прочитаем новое произведение.

- Напомните: Как оно называется? Кто его автор?

- Определим жанр прочитанного произведения.

-Определим главную мысль произведения

(Дети отвечают)

Развитие регулятивного УУД – действия контроля

Регулятивные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Задание: постановка вопросов

III. Первчиное чтение

Работа с  текстом во  время  чтения.

        1) чтение

 - Оправдались ли ваши  ожидания в том, каким  будет  повествование?

        - Сумели ли вы получить  удовольствие от  чтения? Когда? Что рассмотрели в  тексте?

Комментированное  чтение.

Какая  Женя?

        - Что рассказывает о Жене её  поведение на  чердаке?

Прочитайте  выразительно  эту  сцену.

        - Отчего девочке    «стало не  по себе?»

        - Кто  предупреждает  Женю  об  опасности?

        - Какая  фраза звучит  комично?  («…Примчатся … люди, и  они тебя  поколотят»).

        - Знакомы ли  Тимур и  Женя?  Как  могло  получиться, что  Тимур  знает Женю,  а  Женя  знает о  нём,  но  не  его?

   - Как  Гайдар  выделяет  Тимура  их  его  команды?

Чтение детей

(ответы детей)

IV.   Работа с  текстом после  чтения.

1).  Обобщающая  беседа.

- На  какой  необычный  чердак  попала  Женя?

- Что  рассердило  ребят  из  команды  Тимура, ведь Женя  забралась на  чердак  в  своём  саду?

2).  Творческий  пересказ.

Тему  выбирают  учащиеся, рассказы от  1-го лица: Коля  Колокольчиков «Фу,  пронесло!»,

Женя  «Я – капитан»  и др.

(Находят ответы в тексте.)

Познавательные УУД:

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

V. Работа в группах

Среди написанных Гайдаром произведений действительно особое место занимает эта повесть, «Тимур и его команда».  Сегодня мы познакомились с отрывком из этой повести. Попытаемся понять, в чем секрет ее популярности ?

Кто такой Тимур? Мы вместе должны ответить на такие проблемные вопросы:

 - Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?

 -  Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?

 -  Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

Чтобы самостоятельно найти ответы на эти вопросы мы разделимся на  команды-группы.

Первые три команды-группы на голубых листах прочитают отрывок из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» и найдут ответ на первые проблемные вопросы:

- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?

- Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали? Кому помогали? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят того предвоенного времени.

Вторые четыре команды группы изучат современную публикацию о Новых тимуровцах.

Текст статьи: Новые тимуровцы

В рамках краевого мероприятия, посвященного Дню защиты детей, 1 июня 2017 года по инициативе департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края дан старт краевой акции "Новые тимуровцы". Движение создано в рамках мероприятий активной политики занятости населения - "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время".

Цель создания тимуровских отрядов:

оказание помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, инвалидам и престарелым, нуждающимся в помощи людям,

выполнение социально-значимых видов работ, определяемых главой сельского или городского поселения,

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Организатором движения в муниципальных образованиях края выступает Центр занятости населения совместно с администрацией муниципального образования и общественными организациями (Советами ветеранов). Курирует отряд специалист центра занятости и специалист отдела по делам молодежи.

Предусматривается символика "Новых тимуровцев": название, эмблема, форменная одежда (майка, бейсболка, бейдж), "Дневник добрых дел", куда заносятся выполненные работы и "Тетрадь отзывов", где граждане, получившие помощь подростков, записывают свои отзывы о работе ребят. В ЦЗН оформляется уголок "Новых тимуровцев".

 Ответят на вопросы:

 -Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?

На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят нашего времени.

После заслушивания ответов представителей каждой группы, попробуем ответить на проблемный вопрос:

- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

На самостоятельную работу групп отводится определенное время. По моей просьбе закончить обсуждение, надо будет закончить его и внимательно слушать выступления своих товарищей.

Итак, начинаем ….( дети работают по группам)

(Дети оценивают себя по шкале успешности)

Познавательные УУД:

Установление причинно-следственных связей.

VI. .

Работа в над содержанием текста

Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”?

Перечислите героев, с которыми мы познакомились?(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин)  Что вы можете сказать о Тимуре – олицетворение хорошего, доброго. “Тимур и его команда”

(Записывают дом.зад.)

Развитие регулятивного УУД –действия самооценки

X. Домашнее задание.

  Домашнее  задание.

 Прочитайте  3-ю  и  4-ю  части  текста.

Самоанализ урока

№ п\П

Параметр оценки

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

Реализация компетентности подхода

2

3

Творческий или репродуктивный характер знаний, их целесообразность и обоснование

2

4

Развивающая направленность заданий

2

5

Логика построения урока

2

6

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность их выбора

2

7

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

Характер используемой наглядности

2

9

Целесообразность и функциональность используемых средств обучений

2

10

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2

11

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2

13

Формирование познавательных УУД

3

14

Формирование регулятивных УУД

2

15

Формирование коммуникативных УУД

1

Всего баллов

31

№ П/П

Структурные части проекта и параметры их оценки

 Самооценка учителя

 Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

3

3

Правильность оформления темы и задачи урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока

2

    

Новые тимуровцы

В рамках краевого мероприятия, посвященного Дню защиты детей, 1 июня 2017 года по инициативе департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края дан старт краевой акции "Новые тимуровцы". Движение создано в рамках мероприятий активной политики занятости населения - "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время".

Цель создания тимуровских отрядов:

оказание помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, инвалидам и престарелым, нуждающимся в помощи людям, выполнение социально-значимых видов работ, определяемых главой сельского или городского поселения, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Организатором движения в муниципальных образованиях края выступает Центр занятости населения совместно с администрацией муниципального образования и общественными организациями (Советами ветеранов). Курирует отряд специалист центра занятости и специалист отдела по делам молодежи.

Предусматривается символика "Новых тимуровцев": название, эмблема, форменная одежда (майка, бейсболка, бейдж), "Дневник добрых дел", куда заносятся выполненные работы и "Тетрадь отзывов", где граждане, получившие помощь подростков, записывают свои отзывы о работе ребят. В ЦЗН оформляется уголок "Новых тимуровцев".

На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар - это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года. По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется "В дни поражения и побед". С 1935 года начал работать в газете "Звезда" специальным корреспондентом. По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и "Горячий камень". Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала "Мурзилка", о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай. Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Горячий камень»

Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Горячий камень» Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока: познакомить детей с жизнью и творче...

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»...