Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Класс: 3
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaydar_timur_i_ego_komanda.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». (литературное чтение)
3 класс
УМК: «Начальная школа ХХI века»
учебник «Литературное чтение» 2 часть, Л.А. Ефросинина, в рамках проекта "Начальная школа XXI века"
Диагностический блок.
Описание диагностики исходного уровня УУД (на основе письменных работ)
Познавательные УУД
Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах
Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке |
Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем |
Умение делать выводы |
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков |
Группировка и классификация объектов |
Установление причинно-следственных связей |
Умение выявить аналогии на предметном материале |
Коммуникативные УУД
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Умение работать в паре и группе |
Умение оформлять свою мысль в устной речи |
Умение выразительно читать и пересказы-вать текст |
Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми |
Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, др.) в соответствии с задачами учебной деятельности |
Регулятивные УУД
может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану
Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством А.П.Гайдара, на примере повести «Тимур и его команда» учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека»
Задачи урока:
Предметные:
- Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.
- Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.
- Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения
Личностные:
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
- Оценивать собственное отношение к пониманию «что такое счастье» .
- Воспитание чувства любви к своей стране, родине.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- Применять методы информационного поиска.
- Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
- Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
- Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 часть, Л.А. Ефросинина , мультимедийный проектор, презентация (
План урока с хронометражем
I . Организационный момент. Введение в тему - 1-2 мин.
II.Проверка знаний. Актуализация знаний - -7 – 5 мин.
III. Первичное чтение. - 10 мин.
IV. Работа с текстом после чтения - 10-12 мин.
VII. . Работа в группах 15 мин
VIII. Подведение итогов урока. – 6 мин.
IX. Рефлексия урока. – 5 мин.
X. . Домашнее задание. – 2 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Теоретическое обоснование | |
I.Организационный момент. Введение в тему | Вступительное слово К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами прочитали произведение А. Гайдара. Напомните, какое? | Приветствуют учителя. | ||
II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | Проведём блиц-опрос. Так как произведение называется: Тимур и его команда, вы тоже сейчас разделитесь на три команды по колонкам. Кто из команд ответит верно на большее число вопросов, тот и победил.(выбирается по тому, кто первее поднимет руку и правильнее ответит) 1. Когда родился А. Гайдар? 9 января 1904 года 2. Каково настоящее имя А. Гайдара? Голиков 3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию? 15 4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком? 17 5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар?(стать военным, служить в армии) 6. Почему Гайдар ушел из армии? По состоянию здоровья 7.Какие книги написал А. Гайдар? "Тимур и его команда", "РВС", "Чук и Гек", "Голубая чашка" - Над какой темой будем сегодня работать? Проверка домашнего задания в рабочей тетради. - Сегодня мы прочитаем новое произведение. - Напомните: Как оно называется? Кто его автор? - Определим жанр прочитанного произведения. -Определим главную мысль произведения | (Дети отвечают) | Развитие регулятивного УУД – действия контроля Регулятивные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Задание: постановка вопросов | |
III. Первчиное чтение | Работа с текстом во время чтения. 1) чтение - Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование? - Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте? Комментированное чтение. Какая Женя? - Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке? Прочитайте выразительно эту сцену. - Отчего девочке «стало не по себе?» - Кто предупреждает Женю об опасности? - Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»). - Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его? - Как Гайдар выделяет Тимура их его команды? | Чтение детей (ответы детей) | ||
IV. Работа с текстом после чтения. | 1). Обобщающая беседа. - На какой необычный чердак попала Женя? - Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду? 2). Творческий пересказ. Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица: Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!», Женя «Я – капитан» и др. | (Находят ответы в тексте.) | Познавательные УУД: Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | |
V. Работа в группах | Среди написанных Гайдаром произведений действительно особое место занимает эта повесть, «Тимур и его команда». Сегодня мы познакомились с отрывком из этой повести. Попытаемся понять, в чем секрет ее популярности ? Кто такой Тимур? Мы вместе должны ответить на такие проблемные вопросы: - Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали? - Кто такие Новые тимуровцы? Какие они? - Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами? Чтобы самостоятельно найти ответы на эти вопросы мы разделимся на команды-группы. Первые три команды-группы на голубых листах прочитают отрывок из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» и найдут ответ на первые проблемные вопросы: - Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали? - Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали? Кому помогали? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят того предвоенного времени. Вторые четыре команды группы изучат современную публикацию о Новых тимуровцах. Текст статьи: Новые тимуровцы В рамках краевого мероприятия, посвященного Дню защиты детей, 1 июня 2017 года по инициативе департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края дан старт краевой акции "Новые тимуровцы". Движение создано в рамках мероприятий активной политики занятости населения - "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время". Цель создания тимуровских отрядов: оказание помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, инвалидам и престарелым, нуждающимся в помощи людям, выполнение социально-значимых видов работ, определяемых главой сельского или городского поселения, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Организатором движения в муниципальных образованиях края выступает Центр занятости населения совместно с администрацией муниципального образования и общественными организациями (Советами ветеранов). Курирует отряд специалист центра занятости и специалист отдела по делам молодежи. Предусматривается символика "Новых тимуровцев": название, эмблема, форменная одежда (майка, бейсболка, бейдж), "Дневник добрых дел", куда заносятся выполненные работы и "Тетрадь отзывов", где граждане, получившие помощь подростков, записывают свои отзывы о работе ребят. В ЦЗН оформляется уголок "Новых тимуровцев". Ответят на вопросы: -Кто такие Новые тимуровцы? Какие они? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят нашего времени. После заслушивания ответов представителей каждой группы, попробуем ответить на проблемный вопрос: - Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами? На самостоятельную работу групп отводится определенное время. По моей просьбе закончить обсуждение, надо будет закончить его и внимательно слушать выступления своих товарищей. Итак, начинаем ….( дети работают по группам) | (Дети оценивают себя по шкале успешности) | Познавательные УУД: Установление причинно-следственных связей. | |
VI. . Работа в над содержанием текста | Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”? Перечислите героев, с которыми мы познакомились?(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин) Что вы можете сказать о Тимуре – олицетворение хорошего, доброго. “Тимур и его команда” | (Записывают дом.зад.) | Развитие регулятивного УУД –действия самооценки | |
X. Домашнее задание. | Домашнее задание. Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста. |
Самоанализ урока
№ п\П | Параметр оценки | Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО |
1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | Реализация компетентности подхода | 2 | |
3 | Творческий или репродуктивный характер знаний, их целесообразность и обоснование | 2 | |
4 | Развивающая направленность заданий | 2 | |
5 | Логика построения урока | 2 | |
6 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность их выбора | 2 | |
7 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучений | 2 | |
10 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 2 | |
11 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 2 | |
13 | Формирование познавательных УУД | 3 | |
14 | Формирование регулятивных УУД | 2 | |
15 | Формирование коммуникативных УУД | 1 | |
Всего баллов | 31 |
№ П/П | Структурные части проекта и параметры их оценки | Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО |
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 3 | |
3 | Правильность оформления темы и задачи урока, наличие сведений об оборудовании урока | 2 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 2 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока | 2 | |
Новые тимуровцы
В рамках краевого мероприятия, посвященного Дню защиты детей, 1 июня 2017 года по инициативе департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края дан старт краевой акции "Новые тимуровцы". Движение создано в рамках мероприятий активной политики занятости населения - "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время".
Цель создания тимуровских отрядов:
оказание помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, инвалидам и престарелым, нуждающимся в помощи людям, выполнение социально-значимых видов работ, определяемых главой сельского или городского поселения, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Организатором движения в муниципальных образованиях края выступает Центр занятости населения совместно с администрацией муниципального образования и общественными организациями (Советами ветеранов). Курирует отряд специалист центра занятости и специалист отдела по делам молодежи.
Предусматривается символика "Новых тимуровцев": название, эмблема, форменная одежда (майка, бейсболка, бейдж), "Дневник добрых дел", куда заносятся выполненные работы и "Тетрадь отзывов", где граждане, получившие помощь подростков, записывают свои отзывы о работе ребят. В ЦЗН оформляется уголок "Новых тимуровцев".
На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар - это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года. По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется "В дни поражения и побед". С 1935 года начал работать в газете "Звезда" специальным корреспондентом. По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и "Горячий камень". Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала "Мурзилка", о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай. Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Дж. Родари «Кто командует?" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Горячий камень»
Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Горячий камень» Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока: познакомить детей с жизнью и творче...
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»...