Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Умники и умницы»
для 2 класса
учителя Шепелевой Ольги Григорьевны
(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
2021 – 2022 учебный год
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности 4
3. Тематическое планирование по курсу «Умники и умницы» 5
Цель программы:
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» являются:
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность для формирования
Личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения;
- распознавать виды текстов;
- редактировать тексты;
- работать со словарями;
- писать творческие изложения с языковым разбором;
- выделять фразеологизмы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
2 класс
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | - | 4 |
III. Сравнение | 6 | - | 6 |
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4 | - | 4 |
V. Элементы логики | 7 | - | 7 |
VI. Развитие речи | 8 | - | 8 |
VII. Развитие аналитических способностей | 3 | - | 3 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 1 | 33 |
Содержание программы. 2 класс (34 занятия)
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
- Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
- Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
- Развитие речи (8 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
- Развитие аналитических способностей (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 30 минут.
3.Тематическое планирование по курсу «Умники и умницы»
№ п/п | Тема | Дата | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | |||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. | |||
15 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||
17 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | |||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | |||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей. | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | |||
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. | |||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей. | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. | |||
34 | Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...