Рабочая программа по курсу "Шахматы в школе" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Содержание курса обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmashahmaty.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Шахматы в школе»
для 2 класса
учителя Шепелевой Ольги Григорьевны
(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
2021 – 2022 учебный год
Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности…………………………..3
Содержание курса внеурочной деятельности 5
Тематическое планирование по курсу «Шахматы» 6
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи программы
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в целостный образовательный процесс.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Данная программа предусматривает достижение определѐнных результатов: личностных, метепредметных и предметных.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У ученика сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования возможности продвижения каждого ребенка своим темпом; понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира; умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; собственного опыта творческой деятельности, устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, пространственное воображение, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Ученик получит возможность научиться:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ученик получит возможность научиться:
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
№№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Краткая история шахмат. | 6 |
2 | Шахматная нотация. | 8 |
3 | Ценность шахматных фигур. | 10 |
4 | Техника матования одинокого короля. | 6 |
5 | Достижение мата без жертвы материала. | 4 |
Всего | 34 |
3.Тематическое планирование по курсу «Шахматы»
№ п/п | По плану | По факту | Тема урока | Примечание |
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | |||
2 | Шахматные фигуры (повторение) | |||
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | |||
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | |||
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | |||
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | |||
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |||
8 | Тактический приём «двойной удар» | |||
9 | Тактический приём «связка» | |||
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |||
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | |||
12 | Тактический приём «сквозной удар» | |||
13 | Мат на последней горизонтали | |||
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |||
15 | Тактический приём «открытый шах» | |||
16 | Тактический приём «двойной шах» | |||
17 | Шахматный турнир | |||
18 | Шахматный турнир | |||
19 | Шахматный турнир | |||
20 | Шахматный турнир | |||
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | |||
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля | |||
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | |||
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | |||
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | |||
26 | Основы анализа шахматной партии | |||
27 | Основы анализа шахматной партии | |||
28 | Основы анализа шахматной партии | |||
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |||
30 | Шахматный турнир | |||
31 | Шахматный турнир | |||
32 | Шахматный турнир | |||
33 | Шахматный турнир | |||
34 | Шахматный праздник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...