ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О.: Леоненкова Ангелина Максимовна
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: Математика
ОС: Школа России
Тема: Решение задач «на уменьшение в несколько раз»
Цели:
Содержательная: формирование первичных представлений о задачах на уменьшение числа в несколько раз.
Деятельностная: формирование у учащихся первичного опыта по решению задач на уменьшение числа в несколько раз.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать у учащихся способность решать задачи на уменьшение числа с несколько раз.
- Совершенствовать навыки решения практических задачи с использованием табличных случаев умножения и деления.
- Содействовать развитию у учащихся мыслительных способностей, логического мышления, умения работать в парах.
Развивающие:
1. Формировать умение анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;
2. Совершенствовать умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3. Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
4. Способствовать формированию умения устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
5. Совершенствовать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
6. Развивать умение корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Воспитательные:
1. Пробудить интерес у учащихся к самостоятельному решению задач
Планируемые результаты:
Предметные:
- Развитие у учащихся способности решать задачи на уменьшение числа с несколько раз.
- Совершенствование навыков решения практических задач с использованием табличных случаев умножения и деления.
- Развитие у учащихся мыслительных способностей, логического мышления, умения работать в парах.
Личностные:
- Интерес у учащихся к самостоятельному решению задач
Метапредметные:
Познавательные.
1. Умение анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей
2. Умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
Регулятивные:
1. Умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
2. Умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
Коммуникативные:
1. Умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
2. Умение корректно и аргументированно высказывать свое мнение
Оборудование: учебник, интерактивная доска, дополнительный материал
План урока:
1.Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2. Мотивация к уроку
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап выявления места и причины затруднение
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Самостоятельное формулирование учащимися цели урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. работа по учебнику
5.2. Работа с тетрадях
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней
речи
7. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | - Приветствие
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок математики у вас проведу я. 1.2. Мотивация к уроку - Ребята, на слайде представлены качества человека. - Выберите из них те, которым бы вы хотели соответствовать на этом уроке (умный, честный, общительный, веселый, трудолюбивый, ленивый, жадный, недоброжелательный, равнодушный). - Я очень рада, что вы выбрали положительные качества, желаю вам плодотворной работы на уроке. |
Приветствуют учителя, садятся
| Фронтальная |
|
2. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Я предлагаю вам посмотреть на схему, которая представлена на доске. - Что мы видим? (цыплят и утят) - Сколько утят? Сколько цыплят? Я предлагаю вам вместе составить задачу, какие предложения у вас есть? У хозяйки 10 цыплят, а утят в 2 раза больше. Сколько утят у хозяйки? - Давайте решим эту задачу, используя схематический рисунок. Каким действием будем решать? (умножением) - Что нам нужно сделать? (10х2 =20 – утят у хозяйки) - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте проверьте друг друга. На доске: утята
цыплята
10х2=20 (ут.) Ответ: 20 утят - Поднимите руку, у кого правильно решена задача? - Как называются эти задачи? (Задачи на увеличение числа в несколько раз) - А теперь попробуйте составить обратную задачу. (У хозяйки 20 утят, а цыплят в 2 раза меньше. Сколько цыплят у хозяйки?) -Как называются такие задачи? - Это новые задачи, вы их не решали, а сегодня мы научимся их решать. | С помощью учителя отвечают на вопросы кроссворда | | Р3 Пр.1, Пр.2, Р2, Р1, Л1 |
3. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Ребята, если вы знакомы с задачами на увеличение, подумайте, с какими же задачами еще нам следует познакомиться, как будет звучать тема нашего урока? (решение задач на уменьшение чисел в несколько раз) 4.2. Самостоятельное формулирование учащимися цели урока -А как будет звучать цель урока? (познакомиться с задачами…) 4.3. Планирование своей деятельности -Какие поставим сегодня задачи?
| Формулируют тему и цели урока | Фронтальная | К2
Р1, К1, К3 Р2, П1
|
4. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| 5.1. Работа по учебнику. - Откройте учебник стр.38 -Что вы видите в учебнике? (Схематический рисунок) -Давайте прочитаем задачу и рассмотрим схематический рисунок, данный в учебнике. - Каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного? (Делением) 5.2. Работа в тетрадях. -Посмотрите №1 (1) стр.38 -Прочитайте задание про себя(Дети читают) - Что значит в 3 раза меньше, каким действием нужно вычислить?(Это значит, число разделили на 3 и взяли одну часть) -Сделайте схематический рисунок и запишите решение задачи. - Посмотрите №1 (2) стр.38 -Что значит на 3 меньше, каким действием вы будете вычислять? (Это столько же, но без 3) В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду? ( Одного учащегося вызываю к доске.) -О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках.) -Что говорится о гусях? ( Гусей 9 птиц.) -Что говорится об утках? ( Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше.) -Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?) -Что значит «в 3 раза меньше»? ( 9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей) -Какие слова нам помогают выбрать действие деление? ( предлог «в», слова «раза меньше») Запишите решение и ответ.
|
Отвечают на вопросы учителя
Работа в парах
| Фронтальная
Парная |
Пр.3, ПР.4, К2, К3, Р3, Пр.2, П4
|
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Решение и анализ задачи № 5 с. 38 36 : 9 = 4 - ящика 1) В школьный буфет привезли 4 ящика яблок по 9 кг в каждом. Сколько всего кг привезли в школьный буфет? 9 * 4 = 36 кг Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Что делали с ящиками? - Что нужно узнать в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? - Молодцы! Давайте составим таблицу к задаче. Какие слова возьмем для ее составления? Количество кг яблок в одном ящике | Количество ящиков | Всего кг | 9 кг | ? ящ. | 36 кг |
- Ребята, какая задача это была на уменьшение числа в несколько раз или на увеличение? (увеличение числа в несколько раз) - А сейчас поработайте парами и составьте обратную задачу самостоятельно, решите ее 2) В школьный буфет привезли 4 ящика яблок. Всего это 36 кг. Сколько кг яблок в каждом ящике? 36 : 4 = 9 кг - Как звучит ваша задача и каким действием вы ее решили? Какой получили ответ?
- Сделайте схематический рисунок и решите задачи:
1).У Оли 5 конфет, а у Лены в 3 раза больше. Сколько конфет у Лены? (5 * 3 = 15)
2). У Вани 12 солдатиков, а у Максима в 3 раза меньше. Сколько солдатиков у Максима? (12 : 3 = 4)
-Давайте проверим ваши задачи.
- Какие это задачи? ( 1- на увеличение числа в несколько раз, 2 – на уменьшение числа в несколько раз)
- Поднимите руку, кто справился с задачами. |
| Фронтальная | Л1, П1, Р3, Пр.1, Пр.2 К1, К3, К2, П3 |
6. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? - Задачи, каких видов, мы учились решать? - Как найти число, которое в несколько раз меньше данного? - Поднимите руки те дети, которые считают, что научились решать задачи данного вида. - Какие ещё задачи на уменьшение мы сегодня решали? - А как найти число, которое на несколько единиц меньше данного? Продолжите предложения : Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… На уроке я узнал(а), что.. Мне понравилось…. |
| Фронтальная | П2, Л1, Пр.2, Пр.3 |