Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе( системаД.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Цель: -
создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на :
- развитие творческих способностей уч- ся;
- развитие интереса к учению;
- освоения понятия «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»;
- выработку навыков культурного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_po_teme_odushevlyonnye_i_neodush._sushch-ye..doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока
по русскому языку в 3 классе
( система Д. Б. Эльконина- В.В. Давыдова)
Тема:
«Одушевлённые и неодушевлённые существительные»
Выполнила:
учитель начальных классов
(система Д.Б. Зльконина – В.В.Давыдова)
МОУ «Гимназия п.. Н-Куранах»
Богук Н.А.
Адрес:
678940
Саха ( Якутия)
Алданский район
п. Нижний Куранах
ул. Федоренко 95 кв. 10
Фрагмент урока по теме
«Одушевлённые и неодушевлённые существительные».
Цель: -
создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на :
- развитие творческих способностей уч- ся;
- развитие интереса к учению;
- освоения понятия «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»;
- выработку навыков культурного общения.
Ход урока.
Учитель: - Объектом нашего исследования будет имя существительное. Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение и грамматическое.
Лексическое значение – это что слово называет (неживой предмет или живое существо ) и об этом нам рассказывает основа слова.
Носителем грамматического значения является окончание.
Назовите грамматические значения имени существительного.
Дети :- Это значение падежа, числа, рода ( постоянное), одушевлённости, неодушевлённости.
Уч. – Мы сегодня поговорим об одушевлённости и неодушевлённости существительных.
Попробуйте разобраться со словом «стол». Сначала разберитесь с лексическим значением этого слова, а потом – с грамматическим.
Дети: - «Стол»- по лексическому значению – это неживой предмет.
По грамматическому значению – неодушевлённое существительное, так как отвечает на вопрос «что это?».
Уч.: – Сравните лексическое значение этого слова с грамматическим.
Дети : - Неживой предмет, неодуш. сущ.- ое, т. е. лексическое значение совпадает с грамматическим.
( Аналогичная работа проводится со словами конь, паук, сын, лес, пень).
Уч.- Вы замечательно справились с этим заданием. Как же вы определяли грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительного?
Дети : - По вопросам: одуш. – кто?
неодуш. – что?
Уч. – Попробуйте разобраться со «страшным» словом «мертвец».
( Работу лучше проводить в группах ).
Дети – лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно : кто? или что?
Уч. – Давайте проверим, какие сущ – ые по грамматическому значению мы отнесли к одуш – ым, а какие к неодуш – ым, а также грамматическое значение нашего слова «мертвец».
Дети : - Одуш – ые – ед. ч., м. р., И. п.
Неодуш. - ед. ч., м. р., И. п. или В. п.
«мертвец»- ед. ч., м. р., И. п.
Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.
Уч. – Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости сущ - ных?
- Мы знаем, что у каждого слова есть ещё много его изменений..
- Как может изменяться имя существительное?
Дети : - По числам, по падежам.
Уч.: - Будем проверять?
Дети: - Изменяем по числам:
кон <и > стол < ы> мертвец< ы>
паук <и > пн< и>
сын < ы> лес<а >
Везде фонема <и >, есть <а >.Единого признака не видим.
Изменяем по падежам:
И.п. паук стол
Р. п. паука стола
Д.п. пауку столу
В.п. паука стол
Т.п. пауком столом
П.п. о пауке о столе
Уч.: - Сравните окончания сущ- ных в каждом столбике.
Дети : - Мы заметили, что у одуш – ых совпадают окончания Р. п. и В. п., а у неодуш – ых – И.п. и В. п.
Уч. : - Вот вы и нашли признак по которому можно определить грамматическое значение одуш – ти или неодуш – ти сущ – ных.
- Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одуш – ти или неодуш – ти слова «мертвец».
Дети : - И. п. мертвец
Р. п. мертвеца
В. п. мертвеца Совпадают окончания Р. п. и В.п., следовательно, это одушевлённое сущ – ое.
Уч: - Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.
Дети : - По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое сущ – ое.
Уч.: - как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.
(для работы в группах можно предложить слово «народ»)
- Если вам понравилась работа, попробуйте в группах разобраться со словом «матрёшка».
( Дети выйдут на то, что открытый ими способ «не срабатывает».)
-Вспомните, как мы с вами изменяли слово. А есть ли ещё у слова какие – нибудь изменения?
Дети: - Да. Во множественном числе тоже можно изменять по падежам.
(Дети выполняют работу, находят совпадающие окончания )
И. п. матрёшки
Р.п. матрёшек
В. п. матрёшек Следовательно, это по грамматическому значению – одуш – ное сущ –ое, а по лексическому – неживой предмет.
Уч.: - Как видим, лексическое значение опять не совпадает с грамматическим.
- Давайте попробуем записать наш способ так, чтобы он был понятен и для нашего робота Сам Самыча.
( Выслушать все предложения детей и выбрать самый удобный.
Одуш – ые сущ –ые :
окончания В. п. совпадают с окончаниями Р. п. ( в обоих числах или хотя бы только во множественном числе ).
Неодуш – ые сущ – ые :
окончания В. п. совпадают с окончаниями И. п. ( хотя бы в одном из чисел )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.
Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....
Конспект урока по русскому языку, 1 класс, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Разработка урока по русскому языку, 1 класс, по теме "Работа согласных и гласных букв. Обобщение." учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой...
Конспект урока по русскому языку 2 класс, тема: Изложение "Смелый Илья" (УМК "Эльконина-Давыдова")
Конспект урока по русскому языку 2 класс, тема: Изложение "Смелый Илья"Программа Эльконина-Давыдова...
Фрагмент урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"
Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о личных местоименияхЗадачи фрагмента урока:Дидактические: - распознавать личные местоимения среди других частей речи...
Фрагмент урока по русскому языку 3 класса "Род имен прилагательных"
В данном документе представлен этап урока открытие новых знаний, закрпекление и рефлексия. Данный фрагмент может быть полезен учителям начальных классов студентам педагогических вузов....
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Традиционное чередование звуков» УМК системы Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.Планируемые результатыПредметные: Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;Уметь писать слова с помо...