Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе( системаД.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Цель: -

 создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на :

- развитие творческих способностей уч- ся;

- развитие интереса к учению;

- освоения понятия «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»;

- выработку навыков культурного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Фрагмент урока

по русскому языку в 3 классе

( система Д. Б. Эльконина- В.В. Давыдова)    

Тема:

«Одушевлённые и неодушевлённые существительные»

                    Выполнила:

                                        учитель начальных классов

                                                   (система Д.Б. Зльконина – В.В.Давыдова)

                                                         МОУ «Гимназия п.. Н-Куранах»

                     Богук Н.А.

             Адрес:

         678940

                                                                  Саха ( Якутия)

                            Алданский район

                              п. Нижний Куранах

                                       ул. Федоренко 95 кв. 10

Фрагмент урока по теме

«Одушевлённые и неодушевлённые существительные».

Цель: -

 создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на :

- развитие творческих способностей уч- ся;

- развитие интереса к учению;

- освоения понятия «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»;

- выработку навыков культурного общения.

Ход урока.

Учитель: - Объектом нашего исследования будет имя существительное. Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение и грамматическое.

Лексическое значение – это что слово называет (неживой предмет или живое существо ) и об этом нам рассказывает основа слова.

Носителем грамматического значения является окончание.

Назовите грамматические значения имени существительного.

Дети :-  Это значение падежа, числа, рода ( постоянное), одушевлённости, неодушевлённости.

Уч. – Мы сегодня поговорим об одушевлённости и неодушевлённости существительных.

Попробуйте разобраться со словом «стол». Сначала разберитесь с лексическим значением этого слова, а потом – с грамматическим.

Дети: - «Стол»- по лексическому значению – это неживой предмет.

По грамматическому значению – неодушевлённое существительное, так как отвечает на вопрос «что это?».

Уч.: – Сравните лексическое значение этого слова с грамматическим.

Дети : - Неживой предмет,  неодуш. сущ.- ое, т. е. лексическое значение совпадает с грамматическим.

( Аналогичная работа проводится со словами конь, паук, сын, лес, пень).

Уч.- Вы замечательно справились с этим заданием. Как же вы определяли грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительного?

Дети : - По вопросам: одуш. – кто?

                                 неодуш. – что?

Уч. – Попробуйте разобраться со «страшным» словом «мертвец».

( Работу лучше проводить в группах ).

Дети – лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно : кто?  или что?

Уч. – Давайте проверим, какие сущ – ые по грамматическому значению мы отнесли к одуш – ым, а какие к неодуш – ым, а также грамматическое значение нашего слова «мертвец».

Дети : - Одуш – ые – ед. ч., м. р., И. п.

                 Неодуш. -  ед. ч., м. р., И. п. или В. п.

                «мертвец»- ед. ч., м. р., И. п.

Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.

Уч. – Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости сущ - ных?

  • Мы знаем, что у каждого слова есть ещё много его изменений..
  • Как может изменяться имя существительное?

Дети : - По числам, по падежам.

Уч.: - Будем проверять?

Дети: - Изменяем по числам:  

       

       

          кон  <и >                    стол  < ы>             мертвец< ы>

          паук <и >           пн< и>

         сын < ы>            лес<а >

Везде фонема <и >, есть <а >.Единого признака не видим.

Изменяем по падежам:

 

    И.п.        паук                           стол

     Р. п.        паука                          стола

     Д.п.        пауку                           столу

     В.п.         паука                          стол

    Т.п.          пауком                        столом

    П.п.        о  пауке                        о  столе

Уч.: - Сравните окончания сущ- ных в каждом столбике.

Дети : - Мы заметили, что у одуш – ых совпадают окончания  Р. п. и  В. п., а у неодуш – ых – И.п.  и В. п.

Уч. : - Вот вы и нашли признак по которому можно определить грамматическое значение одуш – ти или неодуш – ти сущ – ных.

- Пользуясь открытым вами способом, определите  грамматическое значение одуш – ти или неодуш – ти слова «мертвец».

Дети : - И. п. мертвец

              Р. п. мертвеца

              В. п. мертвеца                      Совпадают окончания Р. п. и В.п., следовательно, это одушевлённое сущ – ое.

Уч: - Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.

Дети : - По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое сущ – ое.

Уч.: -  как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.

(для работы в группах можно предложить слово «народ»)

  • Если вам понравилась работа, попробуйте в группах разобраться со словом «матрёшка».

( Дети выйдут на то, что открытый ими способ  «не срабатывает».)

-Вспомните, как мы с вами изменяли слово. А есть ли ещё  у слова какие – нибудь изменения?

Дети: - Да. Во множественном числе тоже можно изменять по падежам.

(Дети выполняют работу, находят совпадающие окончания )

 И. п.   матрёшки

 Р.п.    матрёшек

 В. п.   матрёшек        Следовательно, это  по грамматическому значению – одуш – ное сущ –ое, а по лексическому – неживой предмет.

Уч.: - Как видим, лексическое значение опять не совпадает с грамматическим.

  • Давайте попробуем записать наш способ так, чтобы он был понятен и для нашего робота Сам Самыча.

( Выслушать все предложения детей и выбрать самый удобный.

 Одуш – ые сущ –ые :

окончания    В. п. совпадают с окончаниями Р. п. ( в обоих числах или хотя бы только во множественном числе ).

Неодуш – ые сущ – ые :

  окончания   В. п. совпадают с окончаниями    И. п. ( хотя бы в одном из чисел )          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

Конспект урока по русскому языку, 1 класс, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Разработка урока по русскому языку, 1 класс, по теме "Работа согласных и гласных букв. Обобщение." учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой...

Конспект урока по русскому языку 2 класс, тема: Изложение "Смелый Илья" (УМК "Эльконина-Давыдова")

Конспект урока по русскому языку 2 класс, тема: Изложение "Смелый Илья"Программа Эльконина-Давыдова...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о личных местоименияхЗадачи фрагмента урока:Дидактические: - распознавать личные местоимения среди других частей речи...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класса "Род имен прилагательных"

В данном документе представлен этап урока открытие новых знаний, закрпекление и рефлексия. Данный фрагмент может быть полезен учителям начальных классов студентам педагогических вузов....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Традиционное чередование звуков» УМК системы Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.Планируемые результатыПредметные: Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;Уметь писать слова с помо...