Экскурсия как важная форма изучения младшими школьниками окружающего мира в начальной школе
консультация (1 класс)

Харькова Анастасия Анатольевна

Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия как важная форма изучения младшими школьниками  окружающего мира в начальной школе

Роль педагога начальных классов в воспитании детей младшего школьного возраста очень важна. Порой именно педагог является тем примером для ребенка, который его начинает формировать как личность. Воспитательная работа  –  это огромный пласт работы педагога, в которую он вкладывает душу, чтобы достичь результата, чтобы воспитать своих учеников так, чтобы они стали настоящими патриотами своей Родины, чтобы у них появилось желание познавать мир, чтобы они приобрели навыки и умения, которые помогли бы им реализоваться как личности.

Одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, которая поможет достичь всех этих результатов, является экскурсия. Но для того, чтобы она помогла достичь этих результатов, нужно не сводить ее до простой прогулки, а понимать ее суть, методику проведения, определять ее цели и планировать ее так, чтобы их достичь. Рассмотрим в данном параграфе особенности экскурсии как эффективной формы организации учебно-воспитательного процесса.

 Экскурсия – (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и так далее), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода . 

Данное понятие рассматривает понятие экскурсии в широком смысле слова, то есть не как форму учебно-воспитательной работы, а как процесс познания человеком окружающего мира, который очень популярен среди современных людей. Экскурсия стала доступным средством расширения своих знаний, самообразования человека. Однако этот способ познания интересен не всем, так как порой люди слово экскурсия отождествляют с неинтересным, скучным процессом. Такое мнение порой формируется у человека в детстве, когда педагоги сводили экскурсию к простой прогулке, не осознавая насколько важно научить детей уметь использовать экскурсию как процесс познания и расширения своих возможностей.

Рассмотрим экскурсию как форму учебно-воспитательной работы.

Экскурсия учебная – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках .

Экскурсии – особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Не смотря на трудоемкость и сложность  экскурсия должна стать одним из основных видов занятий, так как эта одна из самых эффективных форм познания ребенком  окружающего мира, самое эффективное средство комплексного воздействия на формирование личности школьника .

В настоящее время очень часто взрослые возмущены низким уровнем сформированности познавательного интереса у современных детей, отсутствием у них потребности получать новые знания. Однако, обвиняя в этом современных детей, мы должны задуматься, а все ли сделано нами, то есть взрослыми (родителями, педагогами) для того, чтобы этот интерес был сформирован, чтобы появилась познавательная активность.

Нужно помнить о том, что познавательный интерес, потребность получать новые знания, формируются лишь тогда, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами, с особенностями окружающей природы. Поэтому экскурсия должна стать обязательной формой учебно-воспитательного процесса, так как это живая, непосредственная форма общения, она развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение за изменениями предметов, объектов и явлений в естественных условиях, проследить динамику, которая поможет сформировать такие важные умения для его личностного развития как:

– умение анализировать информацию;

– умение сравнивать предметы, события в динамике;

– умение рассуждать;

– умение делать выводы, умозаключения;

– умение находить причинно-следственные связи;

– понимать закономерности и так далее .

Таким образом, экскурсия формирует все те умения, которые так необходимы для успешной реализации ребенка во взрослой жизни, темпы которой стремительно растут, и вовремя сформированные умения это самое главное, что нужно современному человеку, а не количественный запас знаний.                                                    

  Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что  для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.       И именно этот «очерченный»  мир должен активно познаваться ребенком со всех сторон под умелым руководством взрослого, в том числе и с помощью экскурсии.

 В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию, как специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и так далее .

 Особо необходимо  подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда .

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание.  Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, то есть способствуют многостороннему развитию личности. 

Проанализируем те цели, которые поможет педагогу достичь экскурсия в учебно-воспитательном процессе.

Цели экскурсий очень многообразны по своему содержанию, это и обуславливает ее эффективность как средства воспитания и образования детей младшего школьного возраста. Рассмотрим их.

1. Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся.

2. Осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков.

3. Воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников.

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных  межличностных отношений.

6. Воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом .

Реализация этих разнообразных целей возможно только тогда, когда педагог будет использовать в своей работе все виды экскурсий, которые описаны педагогами практиками.

Экскурсии  делятся на две группы: школьные и внешкольные.

Школьная экскурсия  –  это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида.

Первый вид – урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно  создавать  специальные условия,  для решения которых  необходима  экскурсия в школьной музей или за его пределы.  Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию .

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и так далее.

Второй вид – внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать  дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и так далее .

Второй вид экскурсии  – внешкольная экскурсия. Она имеет свои    особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий  чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и так далее.

Особенностью внешкольной экскурсии  является то, что для детей предусматриваются  выходы  для  наблюдения  каждого  из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

 По содержанию экскурсии делятся на три группы.

1.  Группа природоведческих экскурсий или их называют «Экскурсии в природу».  Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

2. Краеведческие экскурсии, в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа.

3. Музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала) . 

Такое многообразие экскурсий действительно может сделать учебно-воспитательный процесс в школе в разы интереснее. Ведь порой познавательная активность ребенка падает, потому что он устает от такой формы организации познания как урок. Особенно это касается гиперактивных детей, которые в силу своих особенностей не могут долго удерживать внимание.

Экскурсия поможет ребенку младшего школьного возраста  узнать много интересного из того, что просто не возможно донести в интересной форме до сознания ребенка этого возраста. Например, у ребенка не возможно сформировать интерес к профессии кузнеца, пока он не увидит процесс плавки металла в реальности. Этот процесс завораживает своей красотой и навсегда остается в памяти ребенка. Это касается и других профессий, когда именно знакомство ребенка с тем или иным трудовым процессом, определяет выбор его будущей профессии или же наоборот меняет его решение в данной области. Однако, иногда, экскурсию сводят к тому, что она превращается опять же в пассивную форму познания мира ребенком, если педагог или организатор забывает, что все экскурсии,  проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки:  игры, вопрос – ответ, участие ребенка в непосредственной деятельности, связанной с темой экскурсии, например, продает товар покупателям, если это экскурсия в магазин, и так далее [21].

Существует и несколько направлений экскурсионной работы.

1. Досугово-развлекателное  направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления  формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, формируя патриотические чувства.

     2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Их цель – развитие познавательных способностей и  навыков, расширение и углубление предметных  умений .

Очень важно, чтобы в экскурсиях, организованных для детей значительное место занимали познавательные и воспитательные моменты. Для этого педагог должен очень тщательно готовиться к экскурсии, соблюдая методику ее проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

"Изучение истории России на уроках окружающего мира в начальной школе"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе....

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)

В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...