Изучение истории России на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются всё школьное обучение и воспитание на последующих образовательных ступенях. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения на современном этапе является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_izuchenie_istorii_rossii.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение истории России
на уроках окружающего мира
в начальной школе.
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются всё школьное обучение и воспитание на последующих образовательных ступенях. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения на современном этапе является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.
Сегодня это очень четко прописано в обновленных стандартах для начальной школы, куда входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.
Изучение систематического курса истории начинается в V классе с довольно сложного, но очень интересного курса «История Древнего мира».
В связи с этим особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – предварительный курс истории.
Основная задача на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами специфической познавательной деятельности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре.
Для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как, нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда, а также для чего мне это нужно. Поэтому очень важный компонент – мотивация.
Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.
Широкое использование краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой и малой Родины тесно взаимосвязаны. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, их родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек – история» наполняются в сознании школьника конкретным, близким и понятным содержанием. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.
Современная наука вносит новое, человеческое измерение в понимание термина история. И на вопрос о содержании предмета истории она отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте. Человек оставляет на земле «следы» своей деятельности. И с этих «следов» мы и начинаем изучение истории.
Дети в начальной школе воспринимают все события через свое «Я». Соответственно первый круг погружения в историю – «Я и моя семья», «Я и мое имя», «Я и вещи, которые меня окружают». Второй круг – «Место, где я живу», «Город, страна, символы». Третий круг – «История моей страны». Поэтому вторая часть исторической пропедевтики (которая изучается в IV классе) показывает события отечественной истории через деятельность государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В результате дети знакомятся с важнейшими историческими событиями своего Отечества, с памятниками культуры, с национальными традициями, получают представления о жизни наших предков в разные эпохи.
Знакомство с историей России очень важно для младших школьников. Необходимо прививать им гордость за свою страну, свой народ, понимание того, как непросто порой складывалась жизнь людей в давние времена, сколько трудных испытаний выпало на долю наших далёких предков. Чтобы изучение истории было интересным, я использую разные виды работы, разные формы организации познавательной деятельности – групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Помогает мне ярче донести материал до детей моделирование по карте, использование карточек, которые дети заполняют во время урока, получая план-конспект материала. Уроки я стараюсь проводить в виде путешествия на машине времени, а карточка – это путевой дневник. С помощью него ребята могут рассказать дома о своём «путешествии», тем самым подготовиться к следующему уроку, повторить материал.
Учебник ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник позволяет ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволяет учителю работать с каждым учеником. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.
Важное место в учебнике для начальной школы занимают иллюстрации. Это – одна из основных форм наглядности в обучении истории. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности. Иллюстрации являются единственным средством обеспечения «живого созерцания» объектов исторического изучения.
Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу.
В текстах учебника появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.
Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.
Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.
Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое "Я" и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:
1. "Я и моя семья", "Я и вещи, которые меня окружают";
2. "Место, где я живу", "Город, страна, символы";
3. "История моей страны".
При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.
Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ....
Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»
Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....
«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выступление на семинаре для учителей начальной школы...
Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе
Конспект урока окружающего мира во 2 классе....
"Изучение истории России на уроках окружающего мира в начальной школе"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе....