Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
статья по теме
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируются у учащихся умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
В этом году выпускаю класс, который 4 года учила по УМК « ПНШ». Эта программа одна из тех, которые соответствуют новым стандартам.
Как и в любом УМК-о сновной формой организации учебно-воспитательного процесса остается УРОК. Однако у этого урока есть некоторая специфика, которая продиктована инструментальностью каждого учебника, входящего в комплект.
О чем идет речь? О распределении времени урока, использование на уроке различных форм работы (фронтальные, коллективные (групповые, парные) и индивидуальные). Как правило, на каждом уроке предусмотрены все эти формы. И чем старше класс, тем больше удельный вес самостоятельных работ, выполненных индивидуально, и проверенных фронтально. Кроме этого, учитель должен оставлять учащимся возможность выбора форм выполнения заданий и их содержания. Например, учебник предлагает парную работу, но при желании ученик может выполнить её индивидуально. При выполнении контрольной работы можно предложить ученику учебные задачи или одну практическую.
Индивидуальное выполнение заданий, с целью закрепления теоретических положений, поддержано содержанием Тетрадей для самостоятельных работ. А потребность ученика знать больше, чем дает учебник, - содержанием Хрестоматий (по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению) или специальным разделом учебника ( математика, технология). Следовательно, одной из особенностей урока является и то, что он оснащен различными печатными источниками информации. Причем предполагается, что все они будут на уроке востребованы. Это тем более целесообразно, что именно в Учебниках и Хрестоматиях расположен блок всех необходимых для выполнения самостоятельной работы словарей (орфографический, орфоэпический, этимологический, обратный, толковый, энциклопедический).
На таких уроках меняется и роль учителя. Участие учителя при объяснении материала сводится к минимуму. Он направляет, помогает, контролирует. А все остальное делают дети: выводят алгоритмы, формулируют правила и т.д.
Разнообразны и формы проведения уроков.
Особый интерес у школьников вызывают уроки, цель которых обогащение жизненного опыта посредством решения практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнений, постановки экспериментов, опытов. В рамках проекта «Перспективная начальная школа» разработана и включена в содержание учебно-методического комплекта система практических задач. Практические задачи включены в содержания учебников «Наш мир», «Литературное чтение», «Технология». Отдельной тетрадью включены в образовательную область «Математика».
Урок, как мини- проект.
Мини-проекты вполне укладываются в классно-урочную систему. Сами темы уроков предполагаю какую-то исследовательскую деятельность. («Может ли величина изменяться?», « Всегда ли математическое выражение является числовым?»,» Кто или что движется быстрее?») Эти мини- проекты, продолжительностью 40 мин, т.е урок, представляют интерес и с методической точки зрения.
Реализация проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В УМК мы используем такую новую форму проведения урока как «Заседание школьного клуба». На таких уроках, некоторая инициатива организационных моментов урока и его подготовки переходит к учащимся. Учащиеся подготавливают к таким урокам выставки своих работ и художественной, научно-популярной литературы по теме заседания, приглашают на заседания своих друзей и родителей, ведут заседание, делают сообщения и т.д. Практически это те моменты сотрудничества учителя с учащимся, где последние выступают в роли организаторов жизненных и учебных ситуаций.
Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Самые распространенные типы нестандартных уроков: деловые игры, пресс-конференции, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.
Уроки с использованием ИКТ
Самостоятельная работа учащегося на компьютере в рабочей зоне класса позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Межпредметный проект.
Он реализуется в процессе познания таких предметных областей как окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология.
Однако, выполнение этого проекта будет возможным только при одном условии, если школьники будут целенаправленно собирать необходимую информацию в течение нескольких уроков или всех четырех лет.
Клубная работа.
УМК выстраивает систему клубной работы через интерактивное общение со школьниками. Проект «Перспективной начальной школы» предусматривает обратную связь с учениками, посредством вовлечения их в научные клубы младших школьников «Ключ и заря» (для гуманитариев), «Мы и окружающий мир» (для любителей экспериментальных наук). Сегодня в этих клубах работают несколько тысяч детей
Все формы работы на уроках, различные формы проведения уроков, перечисленные в моем аыступлении, способствуют формированию у ребенка умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-21816-1394631149.png)
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-21816-1394631149.png)
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95484.jpg)
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-104840-1508164100.jpg)
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-306047-1380560908.jpg)
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/29/picture-53145.jpg)
Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшег...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-249348-1370540128.jpg)
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...