К истокам русской культуры
классный час (2 класс)

Переяслова Наталья Александровна

Целью даного материала является знакомство с культурным  наследием России, нравственно – эстетическими ценностями своего народа, формировать личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим ценностям, формировать коммуникативные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx541.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Донецкое»

Переволоцкого района

C:\Users\Николай\Рабочий стол\К истокам русской культуры\48eb822eec3c7dd5d146dd3e2f9eace8.pngC:\Users\Николай\Рабочий стол\К истокам русской культуры\ber-za2.png

Подготовила: учитель начальных классов

Переяслова Наталья Александровна

С. Донецкое

«К истокам русской культуры»

Цели: знакомить с культурным  наследием России, нравственно – эстетическими ценностями своего народа, формировать личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим ценностям, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: визитные карточки на столах команд «Русская берёзка»,  «Яблонька»; карточки  с  пословицами, костюм зайца, медведя, лисы, ежа, аудиозапись песенки «Заинька, выходи!», видеофильм «Россия», компьютер, проектор, экран

На доске – иллюстрации русских сказок, карточки со скороговорками.

Предварительная подготовка. Класс разделён на 2 группы. Каждая группа выбирает название, готовит костюмы, накрывает свой стол, готовит домашнее задание.  Ребята готовят загадки для других команд, инсценируют  небылицу, рассказывают докучную сказку.

 На столах каждой команды скатерть, самовар, угощения. ( В конце мероприятия ребята угощают друг друга.)

Сегодня мы отправимся в путешествие к истокам русской культуры.

Фильм « Россия».

С искусством народа мы знакомимся с раннего детства: с первой услышанной сказки, потешки, колыбельной песенки, детской игры. Это искусство следует за нами в жизни. Нет человека, который бы не знал ни одной пословицы, не помнил ни одной русской народной песни. Сегодня мы вспомним прибаутки, пословицы, загадки, сказки и выявим знатоков творчества русского народа.

Сегодня в игре участвуют команды: «Русская берёзка» и «Яблонька».

На Руси в сентябре, когда закончится серьёзная крестьянская работа. Молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, а в праздники  - с танцами и играми.  Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели. В каждой избе была прялка, на которой пряли девушки нитки. Из этих ниток ткали ткань. Парни вырезали по дереву, мастерили. Но никто не грустил.  Молодые люди занимались рукоделием, пели, рассказывали сказки…… И у нас сегодня будут посиделки.

Излюбленной весёлой словесной игрой были и остаются скороговорки: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети учатся быстро и правильно говорить.

Конкурс скороговорщиков

 Задание: каждый участник команды должен произнести скороговорку по очереди «цепочкой» с разной интонацией.

  1. Слишком много ножек у сороконожек.
  2. Белые бараны били в барабаны.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.

- Какая команда начнёт конкурс - определит считалка.

* Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

С раннего детства знакомимся мы с прибаутками и потешками.

Прибаутки описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. 

Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Вспомним известную вам потешку.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - «небылицы»).

Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки

Хотите знать, какие?

Да вот такие…

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Выступать тот и пойдёт!

Небылица 1.

- Здорово, Hикодим!

Здорово, Егор!

Откуда идешь?

 – С кудыкиных гор.

 - А как у вас, Егор, поживают?

- Hа босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Hаши сани Едут сами,

А лошади наши - с усами,

Бегают в подполье за мышами.

 - Да ведь это кошки!

- Комара тебе в лукошке!

 Hаши кошки живут в гнезде,

 Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор: "Кар, кар!"

 - Да ведь это ворона!

 - Мухомор тебе вареный!

 Hаша-то ворона ушаста,

В огороде шастает часто

 Скок да скок Через мосток,

Белым пятнышком - хвосток.

- Да ведь это зайчишка!

- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца Все звери пугаются.

Прошлой зимою в лютый мороз

 Серый зайчище барана унес.

- Да ведь это волк!

 - По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой,

Пообедал лебедой.

 - Да ведь это козлище!

- Щелчков тебе тыща!

 Hаш козел Под корягу ушел,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит.

- Да ведь это налим!

 - Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.

Hалим Hикодим Гордится собою,

Hалим Hикодим Hосит шапку соболью

 Hи перед кем ее не ломает

 И шуток тоже не понимает.

Небылица « Хозяйка и Федул»

-Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

-Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался

Небылица «Хозяйка и Фома»

- Фома, что из леса не идёшь?

- Да медведя поймал.

- Так веди его сюда!

- Да он не идёт!

-Так сам иди!

- Да он не пускает!

Небылица «Хозяйка и сынок»

- Сынок, сходи за водой на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

Очень любили дети поиграть. Сейчас пришло время игры.

Игра «Заинька, выходи!» Избранный спрашивает: «А что мне надо делать?» Ему отвечают: «Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать». Затем идут вокруг зайчика хороводом и поют:

— Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Вот так, этак выходи!

И показывают зайчику, как надо выходить. Зайчик выходит на середину круга. А хоровод продолжает:

— Заинька, пойди в сад,
Серенький, пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!

И делают шаг вперед, показывая, как выходят в сад: шаги обыкновенные, но в то же время как бы торжественные, важные.

Зайчик идет по садику, по кругу, направо или налево, куда вздумается.

— Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот как, вот как повернись!
Вот как, вот как повернись!

И все разнимают руки и быстро поворачиваются.

И зайчик в кругу поворачивается. Затем:

— Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!

И опять показывают. Заинька тоже топает ножкой — и раз, и два, и три.

— Заинька, руки в боки,
Серенький, руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!

Сами все подбоченились: смотри, зайчик! И зайчик тоже руки в боки.

После этого требуют:

— Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
Вот как, вот как поскачи!

И все скачут. Зайчик тоже.

— Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот как, вот как попляши!
Вот как, вот как попляши!

После пляски просят заиньку, чтобы выбирал на смену себе другого зайчика:

— Заинька, выбирай,
Серенький, выбирай!
Вот как, вот как выбирай!
Вот как, вот как выбирай!

И показывают, как надо выбирать: вертят головой из стороны в сторону, высматривают. Не отстает хоровод от зайчика:

— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
Вот как, вот как поклонись!

После этого запевают:

— Заинька, лапкой тронь,
Серенький, лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!

Показывают, как надо лапкой тронуть. Кого он тронет лапкой, тому быть новым заинькой, и вся игра начинается сначала.

Кто  из вас не любит сказок? Сказки любят все: и взрослые и дети. Посмотрите, иллюстрации к каким сказкам представлены вашему вниманию. Послушайте … докучные сказки.

Считалка определит первого рассказчика.

Считалка

1,2,3,4,

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому и водить!

Про белого бычка

- Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Скажи!

- Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Не хочу!

- Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Отстань!

- Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Вот пристал!

- Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Молчание…

- Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают. 

Про журавля

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…

Хороша ли моя сказочка?

 «Мы с тобой шли»?

- Мы с тобой шли?

- Шли!

- Тулуп нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!

- Ты его взял?

- Взял!

- А где же он?

- Что?

- Тулуп!

- Какой?

- Да такой! Мы с тобой шли?

- Шли!

- Тулуп нашли?

- Нашли!

И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.

Издавна русские  люди были наблюдательны, замечали особенности различных предметов и явлений. Сейчас проверим вашу смекалку, сообразительность. Команды приготовили для команд – соперниц загадки. Какая  команда окажется самой сообразительной?

 Загадки

Большой жизненный опыт и наставления для детей содержался в пословицах. Сейчас проведём конкурс «Знатоков пословиц». Найдите продолжение пословицы и объясните её смысл.

Каждая команда получает карточку с началом пословицы. Ребятам нужно найти вторую часть пословиц, которые прикреплены на доске.

Скучен день до вечера,     (коли делать нечего.)

Делу – время, …. (а потехе – час.)

Нет друга – ищи,  … (а нашёл – береги.)

Каков мастер,…( такова и работа.)

Мир строит,…( а война разрушает.)

На  чужой земле …. (и весна не красна.)

Правда в огне не горит… ( и в воде не тонет.)

Семь раз отмерь – …. (один раз отрежь.)

Хорошо того учить,…. ( кто хочет всё знать.)

А сейчас пришло время для игры. Очень любили ребята играть. Любимая игра русских ребят - «У медведя во бору».

Выберем по считалке медведя.

(Ведущий рассказывает, дети имитируют движения). Медведь идёт в берлогу. Придёт он домой, сядет, подопрёт голову рукой и задремлет.

Только медведь задремлет – прибегут в лес ребятишки за грибами и ягодами. Ходят они по лесу, нагибаются, рвут ягоды, раздвигают руками листья – ищут грибы; найдут грибок – кладут в кузовок. Подойдут ребята близко к берлоге, заглянет один из них в окошко, скажет:

-Медведь!

Все спросят:

-Что он делает?

-Спит!

-Тогда пойдём снова грибы собирать!

Отойдут ребята от медвежьего дома и такую песенку запоют:

-У медведя во бору грибы, ягоды беру.

А медведь не спит и на нас рычит!.

Медведь выходит из своего дома и говорит:

-Кто  в лесу гуляет?

Кто мне спать мешает?

Ребята садятся на корточки – прячутся в траву. Сидят, не двигаются, помалкивают, чтобы медведь их не приметил.

Посмотрит мишка по сторонам – никого нет, скажет:

-Нету никого

Возле дома моего,

Пойду опять

На лавке спать!

Уйдёт медведь, а ребята снова встают и свою песенку поют…..

Повторяется игра несколько раз. Если кто-то зазевается, схватит его медведь и поведёт в свою берлогу, тот становится медведем, ему водить. Прежний медведь перейдёт к ребятам играть.

- Подведём итоги нашего путешествия.

Мы вспомнили с вами потешки, прибаутки, небылицы, пословицы, пробовали быстро и чётко проговорить скороговорку, поиграли в игры, в которые играли ваши прапрадедушки и прапрабабушки. Как люди могут узнать, как жили, во что одевались, в какие игры играли, чем занимались люди, которые жили несколько сотен лет назад?

Потешки, прибаутки, небылицы, песни, сказки составляют устное народное творчество. Эти произведения народа передавались из уст в уста, от мамы – к дочке…. Так они дошли до наших времён.

Спасибо вам за весёлые посиделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

Воспитание любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры.

Обобщение опыта по теме: "Воспитание любви к Отечеству через  приобщение к истокам и традициям  русской культуры"...

СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...

Внеклассное мероприятие для 1-2 класса "К истокам русской культуры"

Внеклассное мероприятие для 1-2 класса "К истокам русской культуры"...