Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
рабочая программа на тему
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.
Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.
В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma___istoki.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«ИСТОКИ»
Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры в условиях санаторной школы – интерната.
Воспитатель начальных классов
Ермохина Любовь Викторовна
Областная санаторная школа – интернат
г. Вязники Владимирской области
Пояснительная записка.
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.
Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.
В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира.
Актуальность и новизна
- Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация
- Проблема общения с родителями
- Недостаточно сформированы функции общения
- Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни
Цель:
Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников
Задачи:
- введение краеведческого материала в образовательный процесс путем интеграции с другими предметными областями;
- организовать деятельность младших школьников по овладению духовно-нравственными ценностями;
- расширить формы взаимодействия с окружающим социумом;
- привлекать родителей к совместной деятельности;
- провести мониторинг результативности по данной проблеме
Ведущая педагогическая идея
«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»
М.А. Михайлова
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Основные формы работы
- классные часы,
- познавательные беседы,
- литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
- игровые занятия, этические игры;
- творческие викторины и конкурсы;
- творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
- лекторий для родителей.
Методы диагностики:
- наблюдение,
- анкетирование,
- интервью,
- диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,
- диагностика сферы познавательных интересов учащихся,
- диагностика школьной мотивации.
Перспективы работы.
- Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
- Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
- Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
- Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.
Краткое изложение работы по данной теме:
1-й класс. Тема «Где родился – там и пригодился».
Программа этого года вводит первоклассников в круг проблем последующих трёх лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
2-й класс. Тема «Человек и природа».
Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3-й класс. Тема «Жизнь дана на добрые дела».
1. Мир крестьянского дома.
Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
2. Жизнь человека в доме и мире.
Родовое дерево семьи.
В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
4-й класс. Тема «Родина… Земля отцов и дедов».
1. «Всякому мила своя сторона».
Многообразие культурных традиций России и культура своего края.
2. «Жить – Родине служить».
Образ русского человека через историю его семьи.
3. «Родина – Отечество святое»
История России в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история родного края.
Освоение каждой изученной темы завершается ключевым делом, которое проходит в форме викторины, выставки, театрализованного праздника.
Предполагаемые результаты.
— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
— искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,
— развитие личности учащихся;
— заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;
—принятие детьми ценностей народной культуры
— степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.
Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:
- педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
- тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
- мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.
ПРОГРАММА 1 класс
Тема: «Где родился – там и пригодился»
1 четверть. Матушка-голубушка осень.
1. «Осень пришла, сентябрь – заревник привела».
Вводное занятие. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. Экскурсия в лесопарк. Ищем приметы осени в природе, собираем природный материал. Мастерим поделки из природного материала. Вспоминаем народные игры, изученные в детском саду.
2. «Осень пришла, октябрь – листопад во двор привела»
Прогулки по школьному двору (ищем приметы осени). Вместе с родителями собираем пословицы и поговорки об осени; собираем корм для птиц.
Разучиваем народную игру «Веселая капустка», используя для этого большую перемену и вечерние прогулки.
3. Ключевое дело: «Зима спросит, что осень приносит».
Праздник в классе «Праздник урожая».
Подводим итоги работы в 1 четверти, обсуждаем планы на 2 четверть.
2 четверть. «Зима на мороз, а солнце на праздники».
1. «Синичка – невеличка, а все же птичка» (Синицын день – 12 ноября».
Развешиваем в школьном саду кормушки для птиц, изготовленные с родителями. Дети приносят в класс заготовленный корм для птиц.
2. «Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка!
Читаем сказки про животных, сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем дедушек, бабушек, родителей о сказках их детства. На уроках культуры библиотекарь школы знакомит со сказками разных народов о животных.
На уроках труда и в свободное время лепим фигурки животных к выставке «Пришла коляда»
3. «Коляда, коляда! Накануне Рождества!..».
Слушаем рассказ об этом празднике. Читаем легенду о ёлочке. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей). Готовим вместе с родителями маски, ёлочные украшения. Участвуем в выставке поделок и конкурсе стенгазет.
Ключевое дело: «Колядки матушки-зимы».
Разыгрываем обряд колядования на классном «огоньке» перед родителями.
3четверть. Родительский дом.
1. «Человек без роду – что дерево, без корней».
Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.
2. «Семейный сад». Выставка в классе.
Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.
3. «Масленицу встречаем, зиму провожаем…». Игротека на свежем воздухе.
Разучиваем игры «Баба Яга», «Два Мороза». Саночные эстафеты. Участие в общешкольном празднике «Масленичные забавы»
4. Ключевое дело: «Нет милее дружка, чем родима матушка».
Собираем пословицы о матери, разучиваем их. На уроках труда и в свободное время готовим подарки для мам, бабушек. Праздничный концерт.
4 четверть. Вязниковская земля славится умельцами.
1. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».
Узнаём о разных народных промыслах России.
2. «Не затем руки даны, чтобы даром болтаться».
Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.
3. «Красна птица перьями, а человек уменьем».
Экскурсия в краеведческий музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.
4. Ключевое дело: Итоговая выставка творческих работ . Подведение итогов года.
ПРОГРАММА 2 класс
Тема «Человек и природа».
1 четверть. Матушку – осень мы сегодня в гости просим!.
1. «Предания старины далёкой».
Знакомимся с понятием народной культуры, с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.
Знакомство с осенней страницей русского народного календаря.
2. Сядем рядком да поговорим ладком.
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками на осеннюю тему.
Разучивание вариантов русской народной игры «Колечко», одной из любимых игр молодёжи на русских посиделках.
3. Участие в школьной выставке «Природа и фантазия»
Сбор необходимого природного материала в лесопарке.
4. Ключевое дело: праздник с родителями «Ах, капустка, объеденье!».
Подведение итогов.
2 четверть. «И вот сама приходит матушка зима».
1. «Снегирь прилетит – о зиме известит» (классный час)
Знакомимся с народными приметами, пословицами, поговорками и песнями о зиме.
Знакомимся с зимней страничкой русского народного календаря. Разучиваем русскую народную игру «Кострома».
2. «Сказка в гости к нам пришла».
Библиотекарь школы знакомит детей с русскими народными сказками о жизни наших предков.
3. «Мастерская Деда Мороза».
Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для школьной выставки.
4. Ключевое дело: Праздник «Никола Зимний».
Подведение итогов.
3 четверть «Широкая масленица…»
1. «Зимние святки»
Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.
2. Зимние забавы.
«Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.
3. «Здравствуй, Масленица дорогая!»
Разучивание песен, заклички, говорилки о Масленице. Собираем пословицы и поговорки о Масленице, блинах. Разучиваем русские народные игры «Золотые ворота» и «Звонарь»
На классном часе «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» с помощью вожатых узнаем о символическом значении блинов.
4. Ключевое дело: «Прощай, Масленка! Прощай, Зимушка!». Школьный праздник.
4 четверть «Весна – красна».
1. «Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём!
Разучиваем русские народные песни о приходе весны. Собираем пословицы, поговорки, загадки на эту тему.
2. «Увидел скворца – весна у крыльца».
Узнаем о русском народном празднике «Встреча птиц». Разучиваем заклички о прилёте птиц. Закликаем весну.
3. «Светлое воскресение».
Знакомство с историей этого праздника, узнаем о его символах.
4. Ключевое дело:
«Светит солнышко теплей - прилетайте поскорей!»
Проводим обряд закликания птиц. Организуем русские народные игры. По русскому обычаю загадываем желания.
ПРОГРАММА 3 класс
Тема «Жизнь дана на добрые дела»
1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.
1. Экскурсия на улицу Киселёва.
Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».
2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.
3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».
4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»
«Праздник русской кухни» классный огонек.
2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».
1. «Каков мастер, таково и дело».
Экскурсия во Мстёрский музей лаковой миниатюры. Дети знакомятся с произведениями народно-прикладного творчества местных мастеров (вышивки, кружева, полотенца, произведения живописи местных художников).
2. Конкурс рисунков «Вышиваю полотенце…»
3. «Дом построим – будем жить». Классный час.
Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
3. Ключевое дело: «Рождественская выставка»
3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.
1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.
Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.
2. «Вся семья вместе – так и душа на месте».
Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи.
3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».
Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.
4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…».
Семейная игра – викторина.
4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».
1. «Где скоморохи – там праздник, веселье».
Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.
2. «Приходите в гости к нам»
Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.
3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло».
Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.
4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»
Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».
Подведение итогов года.
ПРОГРАММА 4 класс
Тема: «Родина… Земля отцов и дедов»
1 четверть. Всякому мила своя сторона.
- «Городок, что над Клязьмою… Вязники».
Знакомимся с историей города.
2. Экскурсия по городу.
Знакомимся с историческими местами города.
3. «Ума палата». Экскурсия в краеведческий музей.
Узнаем имена известных людей.
4. Ключевое дело: «Что? Где? Когда?». Викторина
2 четверть. «Жить – Родине служить».
1. Клуб интересных встреч. «Моя семья в истории Отечества».
2. Творческая мастерская. «Моя семья в истории страны».
Фоторепортажи, рисунки, сочинения, рассказы об истории фамилий и т.д.
3. «Родословное дерево». Выставка творческих работ в классе.
4. Ключевое дело: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Праздник.
3 четверть. «Родина… Отечество святое»
1. «Золотое кольцо России». Заочное путешествие, просмотр фильма.
2. Устный журнал «Где мы были – мы не скажем, что узнали – мы покажем».
3. Ключевое дело: Игра «Поле чудес». Тема: «Глобус крутится, вертится»
4 четверть. «Моя Малая Родина».
1. Экскурсии во Владимир, Муром, Мстёру.
Посещение музеев, знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Посещение культовых сооружений (соборов, храмов, церквей).
2. Заочное путешествие по другим городам Владимирской области (сообщения детей).
3. Ключевое дело: Игра – викторина «Золотое колесо».
Литература:
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
- Программа духовно – нравственного развития и воспитанияв образовательной системе «Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
- Азбука нравственного воспитания. И.А. Каиров, О.С. Богданова.
- Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа. Л.В. Кокуева.
- Нетрадиционные праздники в школе. С. Шмаков.
- Игровые методики. Н. Е. Щуркова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению
О духовно - нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской про...
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Эта статья будут полезна педагогам школ-интернатов работающих с детьми ОВЗ....