Воспитание любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры.
материал (1 класс) на тему
Обобщение опыта по теме: "Воспитание любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры. | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Обобщение опыта по теме самообразования:
«Воспитание любви к Отечеству через
приобщение к истокам и традициям
русской культуры»
Выступление на ШМО классных руководителей.
Классный руководитель: Аксенкина Ольга Борисовна
2015 год
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств.
Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.
Воспитанию нравственно – патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери».
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Россия — наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок,
в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Поэтому цель моей работы: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Задачи:
- Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
- Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
- Формировать у детей общее представление о традиционных и обрядовых праздниках.
- Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
- Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором я решила проводить по следующим направлениям:
Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники);
Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
Для выполнения поставленных задач я разработала план работы.
1. Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к родному краю. Знакомство с природой родного края проводится на занятиях по экологическому воспитанию. В течение года я проводила циклы занятий: «Заглянем в Красную книгу», «Всё, что есть на этой Земле – нужно!», «Природа родного края» и «Приметы времён года».
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для школы, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Совместно с родителями мы проводим субботники по уборке территории, по озеленению села. 1 сентября на территории школы посадили яблоню. Участвуя в такой деятельности, дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда.
2. В разделе «Связная речь» опора идёт на занятия («Люби и знай свой край родной!», «Земля – наш общий дом!», «Пословица не зря молвится!» и т.д.) Я стараюсь широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества. Чтобы дети осознали смысл пословиц, я использую наглядность, т.е. содержание выражаем в рисунке.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. На рисовании в течение года я знакомлю детей с разными видами декоративной росписи
(Циклы занятий «Золотая Хохлома», «Гжельский узор», «Волшебная Дымка», «Чудо-Городец», рисование матрёшек). Дети сначала затруднялись в различении видов росписи, а сейчас самостоятельно называют ту или иную роспись, её основные цвета и узоры. В свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. На занятиях лепки мы создаём дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами. К праздникам 23 февраля и 8 Марта дети делали открытки для пап и мам.
4.Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.
Однако если мы сведём работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.
Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-нравственных качеств ребёнка я использую разные формы работы:
- Занятия («Город – село», «Герб и флаг Российской Федерации»);
- Беседы («Моя деревня», «Города России», «Моя дружная семья»);
- Экскурсии по деревне, к Памятнику, в музеи;
- Рассматривание семейных альбомов;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны.
5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно прошли праздники «Осенняя Ярмарка», «Праздник мам и бабушек» и «Проводы русской зимы – Масленица». На одном из музыкальных занятий дети познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, и теперь используют полученные знания в самостоятельной художественной деятельности.
6. Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться. Свои умения дети смогли продемонстрировать на спортивном празднике, посвященном Дню защитников Отечества. Вместе с папами и дедушками дети весело прыгали в мешках, бегали в обруче, метали мешочки в цель.
На такие совместные мероприятия дети откликаются очень эмоционально.
7.Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуем игру «Семья», после экскурсии на медпункт дети самостоятельно играют в «Больницу», сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски»,«Чепуха»,«Колечко».
8. Главные помощники педагога – родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить школьное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ
Выбора темы нашего исследования связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви, уважения к своему Отечеству,...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской про...
Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....