Внеклассное мероприятие для 1-2 класса "К истокам русской культуры"
классный час (1 класс)
Внеклассное мероприятие для 1-2 класса "К истокам русской культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 1-2 классов
«К истокам русской культуры»
Цели: знакомить с культурным наследием России, нравственно – эстетическими ценностями своего народа, формировать личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим ценностям, формировать коммуникативные умения.
Оборудование: визитные карточки на столах команд «Русская берёзка», «Матрёшки», «Яблонька»; карточки с пословицами, костюм зайца, медведя, лисы, ежа, аудиозапись песенки «Заинька, выходи!», видеофильм «Россия», компьютер, проектор, экран
На доске – иллюстрации русских сказок, карточки со скороговорками,.
Предварительная подготовка. Класс разделён на 3 группы. Каждая группа выбирает название, готовит костюмы, накрывает свой стол, готовит домашнее задание. Ребята готовят загадки для других команд, инсценируют небылицу, рассказывают докучную сказку.
На столах каждой команды скатерть, самовар, угощения. ( В конце мероприятия ребята угощают друг друга.)
Сегодня мы отправимся в путешествие к истокам русской культуры.
Фильм « Россия».
С искусством народа мы знакомимся с раннего детства: с первой услышанной сказки, потешки, колыбельной песенки, детской игры. Это искусство следует за нами в жизни. Нет человека, который бы не знал ни одной пословицы, не помнил ни одной русской народной песни. Сегодня мы вспомним прибаутки, пословицы, загадки, сказки и выявим знатоков творчества русского народа.
Сегодня в игре участвуют команды: «Русская берёзка», «Матрёшки», «Яблонька»
На Руси в сентябре, когда закончится серьёзная крестьянская работа. Молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, а в праздники - с танцами и играми. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели. В каждой избе была прялка, на которой пряли девушки нитки. Из этих ниток ткали ткань. Парни вырезали по дереву, мастерили. Но никто не грустил. Молодые люди занимались рукоделием, пели, рассказывали сказки…… И у нас сегодня будут посиделки.
Излюбленной весёлой словесной игрой были и остаются скороговорки: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети учатся быстро и правильно говорить.
Конкурс скороговорщиков
Задание: каждый участник команды должен произнести скороговорку по очереди «цепочкой» с разной интонацией.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Белые бараны били в барабаны.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Какая команда начнёт конкурс - определит считалка.
* Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет.
С раннего детства знакомимся мы с прибаутками и потешками. Прибаутки описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями.
Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Вспомним известную вам потешку.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - «небылицы»).
Небылицы в лицах,
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки
Хотите знать, какие?
Да вот такие…
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Выступать тот и пойдёт!
Небылица 1.
- Здорово, Hикодим!
Здорово, Егор!
Откуда идешь?
– С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: "Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим Гордится собою,
Hалим Hикодим Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Небылица « Хозяйка.и Федул»
-Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
-Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался
Небылица «Хозяйка и Фома»
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт!
-Так сам иди!
- Да он не пускает!
Небылица «Хозяйка и сынок»
- Сынок, сходи за водой на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
Очень любили дети поиграть. Сейчас пришло время игры.
Игра «Заинька, выходи!» Избранный спрашивает: «А что мне надо делать?» Ему отвечают: «Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать». Затем идут вокруг зайчика хороводом и поют:
— Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Вот так, этак выходи!
И показывают зайчику, как надо выходить. Зайчик выходит на середину круга. А хоровод продолжает:
— Заинька, пойди в сад,
Серенький, пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!
И делают шаг вперед, показывая, как выходят в сад: шаги обыкновенные, но в то же время как бы торжественные, важные.
Зайчик идет по садику, по кругу, направо или налево, куда вздумается.
— Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот как, вот как повернись!
Вот как, вот как повернись!
И все разнимают руки и быстро поворачиваются.
И зайчик в кругу поворачивается. Затем:
— Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
И опять показывают. Заинька тоже топает ножкой — и раз, и два, и три.
— Заинька, руки в боки,
Серенький, руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Сами все подбоченились: смотри, зайчик! И зайчик тоже руки в боки.
После этого требуют:
— Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
И все скачут. Зайчик тоже.
— Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот как, вот как попляши!
Вот как, вот как попляши!
После пляски просят заиньку, чтобы выбирал на смену себе другого зайчика:
— Заинька, выбирай,
Серенький, выбирай!
Вот как, вот как выбирай!
Вот как, вот как выбирай!
И показывают, как надо выбирать: вертят головой из стороны в сторону, высматривают. Не отстает хоровод от зайчика:
— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
После этого запевают:
— Заинька, лапкой тронь,
Серенький, лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Показывают, как надо лапкой тронуть. Кого он тронет лапкой, тому быть новым заинькой, и вся игра начинается сначала.
Кто из вас не любит сказок? Сказки любят все: и взрослые и дети. Посмотрите, иллюстрации к каким сказкам представлены вашему вниманию. Послушайте … докучные сказки.
Считалка определит первого рассказчика.
Считалка
1,2,3,4,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить –
Тому и водить!
Про белого бычка
- Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Скажи!
- Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Не хочу!
- Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Отстань!
- Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Вот пристал!
- Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
Молчание…
- Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.
Про журавля
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
«Мы с тобой шли»?
- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Тулуп нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Что?
- Тулуп!
- Какой?
- Да такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Тулуп нашли?
- Нашли!
И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.
Издавна русские люди были наблюдательны, замечали особенности различных предметов и явлений. Сейчас проверим вашу смекалку, сообразительность. Команды приготовили для команд – соперниц загадки. Какая команда окажется самой сообразительной?
Загадки
Большой жизненный опыт и наставления для детей содержался в пословицах. Сейчас проведём конкурс «Знатоков пословиц». Найдите продолжение пословицы и объясните её смысл.
Каждая команда получает карточку с началом пословицы. Ребятам нужно найти вторую часть пословиц, которые прикреплены на доске.
Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
Делу – время, …. (а потехе – час.)
Нет друга – ищи, … (а нашёл – береги.)
Каков мастер,…( такова и работа.)
Мир строит,…( а война разрушает.)
На чужой земле …. (и весна не красна.)
Правда в огне не горит… ( и в воде не тонет.)
Семь раз отмерь – …. (один раз отрежь.)
Хорошо того учить,…. ( кто хочет всё знать.)
А сейчас пришло время для игры. Очень любили ребята играть. Любимая игра русских ребят - «У медведя во бору».
Выберем по считалке медведя.
(Ведущий рассказывает, дети имитируют движения). Медведь идёт в берлогу. Придёт он домой, сядет, подопрёт голову рукой и задремлет.
Только медведь задремлет – прибегут в лес ребятишки за грибами и ягодами. Ходят они по лесу, нагибаются, рвут ягоды, раздвигают руками листья – ищут грибы; найдут грибок – кладут в кузовок. Подойдут ребята близко к берлоге, заглянет один из них в окошко, скажет:
-Медведь!
Все спросят:
-Что он делает?
-Спит!
-Тогда пойдём снова грибы собирать!
Отойдут ребята от медвежьего дома и такую песенку запоют:
-У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит и на нас рычит!.
Медведь выходит из своего дома и говорит:
-Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Ребята садятся на корточки – прячутся в траву. Сидят, не двигаются, помалкивают, чтобы медведь их не приметил.
Посмотрит мишка по сторонам – никого нет, скажет:
-Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На лавке спать!
Уйдёт медведь, а ребята снова встают и свою песенку поют…..
Повторяется игра несколько раз. Если кто-то зазевается, схватит его медведь и поведёт в свою берлогу, тот становится медведем, ему водить. Прежний медведь перейдёт к ребятам играть.
- Подведём итоги нашего путешествия.
Мы вспомнили с вами потешки, прибаутки, небылицы, пословицы, пробовали быстро и чётко проговорить скороговорку, поиграли в игры, в которые играли ваши прапрадедушки и прапрабабушки. Как люди могут узнать, как жили, во что одевались, в какие игры играли, чем занимались люди, которые жили несколько сотен лет назад?
Потешки, прибаутки, небылицы, песни, сказки составляют устное народное творчество. Эти произведения народа передавались из уст в уста, от мамы – к дочке…. Так они дошли до наших времён.
Спасибо вам за весёлые посиделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....
Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"
Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции" ...
Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в рамках кружка "Культура в нас" по теме "Храм как образ Вселенной"
Внеклассное мероприятие для 3 класса в рамках кружка "Культура в нас"...
СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу
Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...
К истокам русской культуры
Целью даного материала является знакомство с культурным наследием России, нравственно – эстетическими ценностями своего народа, формировать личностные качества, соответствующие национальны...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения....
Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"
Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...