Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания
материал по теме

Сиберт Ольга Александровна

 

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.

Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В настоящее время проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры  наиболее актуальна, поскольку именно в последние  годы повсеместно началось приобщение к народным истокам, возрождение старинных обычаев и обрядов. 

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_mladshih_shkolnikov.docx67.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К ИСТОКАМ  РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1.  ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЗМА» И  ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Что мы называем “патриотизмом”?  Ответ на этот вопрос неоднозначен. Но, так или иначе, для простоты суждения можно условиться, считать первым, кто более или менее внятно трактовал понятие “патриотизм”, Владимира Даля, трактовавшего его как “любовь к отчизне”. “Патриот” по Далю - “любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя “патриотизм” как “любовь к родине”.

Однако современные понятия “патриотизма” связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, чего не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Одно из самых важных составляющих понятий  «патриотизм» и «патриот» - это наличие среди основных здоровых эмоций любого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством.

Любовь, терпимость к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного, уважение к своим предкам, память о родословной и корнях. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т. е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

     Маленькие ежедневные “подвиги” во благо улучшения состояния своей родины, ее обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Что же определяет степень патриотизма каждого индивида? Это и широта понимания границ своей родины, и степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей. Все это также является критерием уровня истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и её обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т. д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинней его патриотизм.

Настоящий патриот уважает граждан всякой другой страны и не будет вредить им. Он выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

Патриотизм - глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека. Оно  либо есть, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего, его соотечественники.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, “заболевшему” этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова “любить” и “жалеть” очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство родной страны, другие - через её историю, третьи - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении.

Воспитание детей - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье  формируется гражданин державы с качествами патриота.  Каждый ребенок должен вообразить пространственный простор своей страны, это национально - государственное наследие России...

Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоёвана и заселена, но что она уже освоена и ещё недостаточно освоена русским народом...

Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: её жителей, её богатства, её климат, её возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Формирование патриотизма продолжается и в детском саду, и  в начальной школе. Задача учителя в этот период, опираясь на высокую эмоциональность, восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей своей страны, вызвать желание встать в ряды  Вооружённых Сил России, накопить эмоциональный опыт переживаний героических событий нашей страны.  

Одним из способов решения этой задачи, на наш взгляд,  является приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры. Поэтому следующие параграфы  посвящаются рассмотрению именно этого вопроса.

1.2. ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ                   РУССКОЙ  НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

Когда говорят о русском народе, прежде всего, представляют себе Россию. Россия росла, расширялась, и росла  вместе с ней её культура. Образ русского народа запечатлён в народном творчестве. Оно не перестаёт восхищать и удивлять нас своим глубоким содержанием и совершенной формой. Это величайшее достояние нашей национальной культуры, которое забывать нельзя.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную, патриотическую основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками. На протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, воспитателям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафнер)

Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.

Практически все учебные дисциплины, преподаваемые в современной начальной школе, обладают огромными возможностями для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа - постижение родного языка. «Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс» - пишет Н.А. Туранина и увлекает за собой все новых учителей.

На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, для письма под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи.

На уроках изобразительного искусства  можно и нужно говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также подносов, посуды, кухонных досок и других бытовых предметов учить школьников разнообразию рисунков, при создании изделий избегать повторов, не утрачивать чувство материала, понимать зависимость характера росписи от формы предмета.

Декоративно - прикладное искусство возникло ещё в первобытные времена. Оно огромно и разнообразно, создаёт среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Оно хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколения.

Дети на уроках знакомятся с произведениями искусства, рождённого в крестьянской среде, с истоками его образного языка, узнают, что выражают древние образы и символы. Это поможет маленьким ученикам понять и полюбить народное искусство.

В произведениях народного искусства широко отражаются люди, животные, растения. Поэтому особенно широко народ использовал орнамент. Так человек свои понятия о мире выражал с помощью условных знаков:

  1. горизонтальная прямая линия - земля;
  2. волнистая горизонтальная - вода;
  3. солнце изображалось крестом или кругом с крестом;
  4. вертикальная линия - дождь.

   Из этих элементов и выстраивался узор. Как нарядно, празднично выглядят предметы  крестьянского быта!

Русский народ исстари жил землёй. Землю и её плодородие он связывал с образом матери. Называют этот образ по-разному:

  1. великая богиня земли, плодородия,
  2. мать - сыра земля,
  3. Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Также на уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с такими видами росписи как: жостово, хохлома, гжель и городецкая роспись.

Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня.

Одно из первых мест занимает гжель. Это щедро расписанная  посуда, разного рода шкатулки, декоративные вазочки, настольная скульптура – фигурки зверей, сценки из русского народного быта. Сочные синие цветы и травы то сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчёркивая его округлую форму.

( Образцы гжельской росписи представлены в приложении №1)

Искусство городецкой росписи зародилось близ города Городца. Крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома  - ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Для росписи мастера использовали чёрный, синий, тёмно - красный, коричневый, белый цвета. Мастера рисуют масляными красками по чистой  поверхности дерева или по цветному фону.  

Каждый предмет городецкой росписи - настоящее произведение  искусства.

На расписных изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения кавалеров и барышень за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами зелёными веточками.

( Образцы городецкой росписи представлены в приложении № 2)

Недалеко от  Городца возник ещё один промысел росписи по дереву -  «золотая хохлома».

Хохломские изделия привлекают  нас не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат разные ложкарные изделия и токарная посуда. Любимые цвета хохломы - красный да чёрный и совсем немного жёлтого и зелёного. Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, сказочные цветы.

( Образцы хохломской росписи представлены в приложении № 3)

Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостова.

На сверкающей лаком чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты, осенние мотивы из ягод и листьев.  Сколько подносов, столько и вариантов изображений. Невозможно найти два совершенно одинаковых подноса.

( Образцы жостовской росписи представлены в приложении № 4)

Дети младшего школьного возраста на уроке изобразительного искусства  после знакомства с разными видами росписи могут нарисовать свои предметы и расписать их. При этом  у детей развиваются внимательность, аккуратность, воображение, а также воспитывается любовь к прекрасному.

 На уроках технологии при работе с тканью нужно  знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством, давать понятие о вышивке, говорить об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле.  Следует обращать внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависела от назначения одежды и возраста её владелицы: повседневная, праздничная, девичья, молодой замужней женщины, старушечья.

Особое место в народном творчестве занимает народная  игрушка.  Игрушки были деревянными, тряпичными и глиняными. Хочется обратить внимание на глиняную игрушку.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство, и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. История русской глиняной игрушки начинается вдали веков. Но дошедшие до нас страницы её очень отрывочны.

Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов - охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия,

в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.

Наивная и забавная народная игрушка, отражающая в условной форме многие стороны жизни, ловко вылепленная, ярко расписанная, привлекала внимание мастеров. Древние игрушки изготовлялись как глиняные (птицы, кошки), так и деревянные. Особым спросом пользовались свистульки, погремушки.

Центры производства игрушки – город  Киров (дымковская), город Тула (филимоновская).  После делали игрушки в Орле, Липецке. Игрушка - вечная спутница человечества. Ей столько же лет, сколько и человечеству.

(Образцы  дымковских глиняных игрушек

представлены в приложении № 5)

В современных народных игрушках живут те же образы, что и в древних. Это Конь, Птица, Баба. В этих образах живут память народа, его традиции.

Поэтому необходимо знакомство детей с этим видом народного промысла. Дети на уроках труда могут вылепить  свою игрушку,  а на уроках изобразительного искусства могут нарисовать её. Это развивает воображение детей, будит их творческие способности, воспитывает аккуратность, трудолюбие, вызывает положительные эмоции.

При изучении темы «Природная зональность» на уроках ознакомления с окружающим миром  тоже можно говорить о традиционных промыслах и ремёслах, народном декоративно - прикладном искусстве.  Ведь их развитию способствовали во многом:

  1. во-первых, благоприятные природно-климатические условия: мягкий климат, обилие лесов, рек и водоемов, плодородные земли;
  2. во-вторых, этнический состав переселенцев из различных регионов Российского государства, принесших в наш край свои культурно - бытовые традиции;
  3. в-третьих, патриархальный характер ведения хозяйства, необходимость удовлетворять собственные нужды во многих предметах быта: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда.

Особое внимание хочется обратить на уроки музыкального воспитания, где дети знакомятся с народными песнями.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.

Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен.

Влияние народных песен на детей всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом.

Редкие детские и молодежные песни исполняются в помещении, они поются на лугу или опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. Что же касается песен как средств, раскрывающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хороводных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда.

В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, красивые предметы домашнего обихода), и красиво выполнять любую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического воспитания  с нравственным, умственным и физическим воспитанием.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря труду укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум.

Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения.

Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

Использование народного творчества на уроках физической культуры - это разучивание народных игр. 

Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них сочетаются важные требования и принципы народной  практической педагогики.

Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, традиции, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра - это подготовка к жизненной борьбе и труду. Столетия и опыт народа произвели строгий отбор игр - большинство из них с успехом может быть использовано и сегодня.

Игры могут проводиться во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической переменки – 20-30 минут. В ходе игры учитель привлекает внимание детей к ее содержанию, правилам, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Дает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Огромная работа может проводиться и на уроках литературного чтения. Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества. Ему отводится почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания  и обучения детей младшего школьного возраста. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров.

 (Перечень изучаемых в начальной школе фольклорных жанров

представлен в приложении № 6)

Из произведений устного народного творчества дети узнают о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших  далёких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему стремились и с чем боролись.

Величайший творец и педагог – народ создал множество песенок и потешек для эмоционального контакта с маленьким ребёнком. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели, поэтому народ и создал колыбельные песни, которые в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить -  «говорить». Старинное название этого слова – « шептать, заговаривать». Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими...  Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными звуковыми сочетаниями.                                                                            

Песенки русского народа открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерные для неё выразительность, образность.

Сначала колыбельные песни носили обрядовый и заговорно - заклинательный характер, который они утратили со временем. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье  в доме приносит сон и покой ребёнку:

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
- Приди, котик, ночевать,
Сына Ванюшку качать.
А я серому коту
За работу заплачу:
Дам я мяса кусок,
Молочка туесок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай!

Для самых маленьких, еще в пелёнках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек, к головке, к его улыбке и агуканью.

По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приёмами массажа: поглаживанием, поколачиванием, лёгким сжиманием тельца. Как и в колыбельных песнях,  в пестушках важное значение имеет ритм.  

Пестушки незаметно переходят в потешки, в которых в игровой форме уже нередко заключен и первый нравственный опыт, соединяются развлекательные  и поучительные моменты. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребёнка:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька, не путайся.
Дочка маму слушайся.

Также в раннем детстве матери и няньки пели песенки более сложного характера - прибаутки. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. В прибаутке дана картина какого-либо яркого события или стремительного действия. Это в полной мере отвечает активной натуре ребёнка. Прибаутка западает в память надолго, развивает у детей чувство ритма, радует их.

К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевёртыши – особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочистым смещением реальных связей и отношений.

Несообразности, представленные в них, рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребёнка подлинное реальное понимание соотношения вещей и явлений.

Невероятное лишь оттеняет реальные связи:

Таракан дрова рубил,

Себе голову срубил.

Комар воду возил,

В тине ногу увязил.

В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.

Немало народной выдумки внесено в считалки. Считалки - это рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Дразнилки – вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шёл на другой, были постоянным явлением старого быта. Часть кличек осуждала лень, безделье. Нередко клички и прозвища носили характер, нетерпимый к вере и национальной принадлежности. Это явление, безусловно, отрицательное в жизни народа.

Клички и прозвища в детской среде в известной мере смягчились. Они возникали как рифмованное прибавление к имени. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень, воровство:

Ябеда - беда, тараканья еда.

Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова:

Я по камешкам пошёл,

Шубу шёлкову нашёл.

Считалки, дразнилки, скороговорки – эти жанры нельзя определить как самостоятельное творчество детей, они восходят к творчеству взрослых, но, как и многое другое, со временем стало детской забавой и игрой.

Ещё в глубокой древности, возникла другая разновидность народного поэтического устного творчества – загадки.

Русские загадки очень разнообразны  и по содержанию, и по происхождению. В основе древнейших загадок лежало желание человека познать мир, объяснить себе явления природы. Гром, молния, дождь, радуга, звёздное небо, ветер – всё это было непонятно, пугало или радовало человека своим величием,  всему этому нужно было найти объяснение.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придаёт образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: всё становится на свои места в  согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она  и основана. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление.

 Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо. Множество загадок иронических, шутливых.

 Она развивает в ребёнке догадливость, сообразительность:

Стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади – метла.                                                                                                                                                

(Корова.)

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки  занимательны для детей всех возрастов, их знают и любят повсюду. Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности её роль была более серьёзной. Порой она решала  судьбу человека. Сведения об этом сохранили другие произведения народного творчества - сказки.

Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях, имеющий счастливый конец.

Из поколения в поколение сказки передавались как бы по цепочке. Эта цепочка сказочная, потому что у неё нет начала. Ведь неизвестно, кто именно первый сочинил ту или иную сказку. Каждая сказка создавалась одним рассказчиком, имя которого никем не запоминалось. Но если сказка была удачной, правильно передавала народные мысли и чувства, она тот час подхватывалась  и передавалась дальше, из уст в уста. А дальше сказку каждый рассказывал, как помнил, или как хотел. И катилась сказка дальше, изменялась и украшалась в устах каждого исполнителя.

Народ, стараясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, эгоизма, равнодушия, красочно рисовал в сказках борьбу, в которой против сказочно могущественного зла вставал обыкновенный человек. Стараясь закалить душевные силы ребёнка, народ показывал, как трудна эта борьба, сколько мужества, стойкости, выносливости надо иметь, и как неизбежна победа над злом, каким бы страшным оно ни было.

Народ создал сказки не только героического характера. В одних сказках осмеиваются злобность, заносчивость, трусливость, глупость, в иных  внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей.

В сказках отражены быт и мечты народа. Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды».

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, - легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Выразительные рассказывания, беседы о чувствах, которые испытывают герои сказок, о трудностях, которые приходится им преодолевать, значительно развивают эмоциональную восприимчивость детей.

Принято считать, что сказка – это развлечение, отдых. Но умная и глубокая сказка не только развлекает и веселит, в них отражены наблюдения над жизнью, свои думы, чувства, надежды. Сказка имеет  поучительно-воспитательный характер, развивает воображение детей, а также служит важным средством развития речи детей.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

«В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего, смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью.

Пословичные суждения воспринимаются ребёнком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. Более общий переносный  смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом. В приобщении ребёнка к народной мудрости и состоит  большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память,  что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями,  но точное освоение их представляет для ребёнка известный труд, и педагог должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребёнка. Особенно актуальны для воспитания патриотизма пословицы и поговорки о Родине.

(Пословицы и поговорки о Родине представлены в приложении № 7)

Так как любое воспитание возможно благодаря языковым средствам, а такими являются пословицы и поговорки, хочется обратить особое внимание в данной работе именно на них.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа,  дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность».

Под эту программу был разработан цикл новых учебников по чтению, в котором достаточно широко представлены пословицы и поговорки. Среди этих учебников, их три, книга первая - это окно в мир для первоклассников.

Первым разделом является раздел «Устное народное творчество». Изучение раздела предусмотрено на четырнадцати уроках 2 класса (1 - 4). Специальный урок отводится на изучение темы «Пословицы и поговорки», как особого жанра в разделе «Устное народное творчество». В учебнике предложена тематическая классификация пословиц, как более простая и доступная младшему школьнику. Пословицы и поговорки представлены в пяти тематических группах:

  1. о Родине,
  2. об умении и трудолюбии,
  3. о лени и нерадивости,
  4. о дружбе,
  5. о природе.

Эти пять подборок позволяют показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определённой теме. Состав отобранных пословиц позволяет организовать работу над такими понятиями, как отличительные черты пословиц и поговорок, их образный строй, смысловая направленность, художественные особенности.

Пословицы и поговорки вынесены на форзац учебника, как материал активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся. В учебнике тщательно подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают основную мысль произведения. Это помогает формированию такого важного умения, как умение применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией.

Прочитав пословицу или поговорку, дети объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, а также формируют умение использовать их в разговорной речи.

В обобщающих вопросах также множество заданий, направленных на работу с пословицами и поговорками, например:

  1. Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить. (17, с.18)                                    
  2. Пословицы «рассыпались». Собери их. (17, с.45)
  3. Прочитай рассказы Л.Н. Толстого. В чём смысл каждого рассказа и как он отражён в пословице? (17, с.45-46)
  4. Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь, откуда она появилась? (17, с.120)
  5. Выпиши в свою тетрадь слова из басен И.А. Крылова, которые употребляются как пословицы. Приведи примеры из жизни, когда можно употребить эти пословицы (17, с.122)
  6. К какому произведению А.Л. Барто подходит пословица: «Ласковое слово – что вешний день»? (17, с.218)
  7. С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:

Вежливости открываются все двери.

Красив тот, кто красиво поступает.

Словами и туда и сюда, а делами – никуда.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Остёр на язык, а к делу не привык. (18, с.34)

Аналогичная работа предусмотрена и в учебнике «Родная речь» книга 2. Хотя количество пословиц и поговорок несколько уменьшается, но их количество достаточно для проведения полноценной работы над ними. Они снова вынесены на форзац учебника, но отдельно вынесенного этого жанра «Устное народное творчество» - нет.

В этом классе работа с пословицами и поговорками проводится в основном на уроках обобщения и закрепления по изученным разделам, например:

  1. Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ты её понимаешь.
  2. Можно ли поговорку «хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой? Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.
  3. Прочитай пословицы. К какому из героев сказки их можно отнести? Почему ты так думаешь?

«Смелость города берёт».

                                     «Смелый приступ половина победы».           (19, с.221-222)

  1. Почему так говорят?                                                                                                      

«Пословица недаром молвится»                                                                                «Пословица всем делам помощница»

  1. Вспомни пословицы и поговорки на темы: «труд, мастерство», «лень, безделье».

     В книге « Родная речь» - 3, встречаются задания такого вида:

  1. Какую пословицу сказал Илья Муромец? Что она значит? Как ты её понимаешь? (21, с.48)
  2. Подбери пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказке П.П. Бажова. Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (22, с.57)
  3. Вспомни поговорки, в которых говорится о времени. Например: Делу время – потехе час. (22, с.126)

Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников.

( Фрагмент  урока литературного чтения представлен в  приложении № 8)

Однако, приобщение младших школьников, к истокам русской народной культуры, возможно не только в процессе обучения, но и во внеклассной работе, которой посвящается следующий параграф.

1.3. ВОЗМОЖНОСТИ  ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ

СВОЕЙ СТРАНЫ, СВОЕГО НАРОДА

Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремёслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа. Использование этнопедагогики в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание прежде всего патриотизма.

 Проведение различных внеклассных мероприятий даёт возможности для воспитания патриотизма посредством разных жанров русской народной культуры.

 ( Конспект внеклассного мероприятия  представлен в приложении № 9)

 В практике можно использовать различные методы и приёмы знакомства с культурой нашего народа:

  1. беседы,
  2. народные праздники (зимний, весенний, летний и осенний периоды),
  3. посиделки с обычаями и обрядами,
  4. организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся,
  5. конкурсы рисунков по народным промыслам,
  6. встречи с местными умельцами,
  7. экскурсии в краеведческий музей.

   А также широко использовать современные компьютерные технологии.

При использовании краеведческого материала на уроках и  внеклассных мероприятиях, у учащихся формируется уважение и интерес к национальной культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями.

Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края можно проводить интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом фрагментарное введение краеведческого материала должно идти в логике с темой  проводимого мероприятия.

Факультатив по народной культуре направлен на расширение кругозора детей, он позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных  и культурных ценностей.

   Для ознакомления учащихся с русскими народными традициями и обрядами  можно проводить праздники:

  1. «Деревенские посиделки»,
  2. «Проводы русской зимы»,
  3. «Проводы масленицы»,
  4. «Проводы весны».

При проведении праздников используется детский календарный фольклор. Календарный детский фольклор - это заклички, игровые припевы, приговоры.

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам  (от слова  кликать -  «звать, просить, приглашать, обращаться»). При случае детвора, обращаясь к солнцу, радуге, дождю, птицам, выкрикивает слова закличек нараспев хором. Помимо закличек ребёнок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего произносят их поодиночке. Это обращения к мыши, улитке; подражание птичьим голосам; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания.

Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие – то губительные, то благотворные  -  силы земли, неба, воды. Произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.

Особенно любим в народе праздник «Проводы Масленицы». В эту праздничную неделю все веселятся и развлекаются, дарят друг другу подарки. Люди надевают праздничную одежду,  устраивают разные развлечения и забавы, катание на тройках и на санках с гор. Ярким зрелищем является сжигание чучела из соломы. Смысл этого обряда – зима не должна мешать приходу весны.

Дети знают и любят этот праздник, с удовольствием принимают участие в организации этого праздника, вместе  с  взрослыми поют песни, водят хороводы.

Также возможна организация  школьного народного театра. Это может быть и кукольный театр, где герои – куклы, и театр, где герои - дети.

Здесь огромный выбор для творческой деятельности учащихся. Например, экранизация  сказок. Дети любят сказки, и поэтому с удовольствием будут  делать декорации, костюмы. Можно привлечь родителей к участию в экранизации, что обеспечит связь поколений. Полезно привлечь весь театральный коллектив для распределения ролей.

В кукольном театре дети сами создают кукол, что развивает творческие способности. И прежде, чем сделать куклу нужно найти её образ. А образ можно найти в сказках, былинах и т.д.

(Образцы кукол для школьного театра представлены в приложении №10)

Руководителю театра необходимо помнить:

  1. театр должен стать делом всей школы;
  2. все дети должны постепенно выступить на сцене.

 Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический  процесс  поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андрианов, Б. На великой русской равнине. – М.:  Русский язык, 1984.
  2. Аникин, В.П. и др.  Детская литература: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, 1985.
  3. Беликова, Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. -  Старый Оскол: ТНТ, 2003.
  4. Бирюков, А.А., Бузский М.П. и др. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. – Волгоград:  Панорама, 2008.
  5. Голованова, Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы. // Начальная школа – 1993. - № 7 - С. 7 - 15.
  6.  Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2001.- С.224.
  7.  Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч. 2.- М.: Просвещение, 2001.- С.254.
  8.  Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2. Ч. 1.- М.: Просвещение, 1995.- С.240.
  9. Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2. Ч. 2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
  10.  Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 3. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2001.- С.255.
  11.  Голованова, М.В. и др. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.3. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2001.- С.208.
  12.  Горяева, Н.А., Островская О.В. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2006.
  13.  Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество» - 1999, 2000.
  14.  Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. - 2000. -№ 5. - С. 20 - 22.
  15.  Кабинетская, Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ, 1994.                                                            
  16.  Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург:  Детство-Пресс,  2002.
  17.  Мельников, М.Н.  Детский фольклор и проблемы народной педагогики . – Новосибирск: Просвещение,1987.
  18.  Панкеев, И. А. Русские народные игры. – М.: Яуза, 1998.
  19.  Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста.  // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.
  20.  Пономаренко, Л.И., К изучению темы «Устное народное творчество»// Начальная школа. - 1989. - №10 -11. - С.49-51.
  21.   Свиридова, А.И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников //  Начальная школа. - 1999.- №12.- С.26-27.
  22.  Старикова, К.Л.  У истоков народной мудрости. -  Екатеринбург: Св. область. Отделение пед. Общества,  1994.
  23.  Туранина, Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку // Учебно-методическое пособие. – Белгород: 2006.
  24.  Фролова, Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову. // Народное образование. - №1 - 2000.
  25. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki24.php

http://1-kvazar.ru/u_gzhel.htm

http://900igr.net/kartinki/strany/s.-Rossija-2.files/100-KHokhloma.html

http://pedsovet.su/load/45-1-0-12350


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

Приобщение детей к истокам русского народного творчества как одна из составляющих патриотического воспитания

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и ...

СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...

Конспект дистанционного родительского собрания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Конспект дистанционного родительского собрания, проведённого в 1  классе...