Программа работы классного руководителя с родителями в начальной школе.
рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы воспитания и социализации обучающихся, программы развития воспитательной компоненты, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 » города Лянтор, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx | 104.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы классного руководителя
с родителями
в начальной школе
разработана
учителем начальных классов
Гаджимурзаевой Г.Ш.
2021г.
Программа работы классного руководителя
с родителями в начальной школе.
"Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от воспитания".
(Николай Новикóв,
русский журналист)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы воспитания и социализации обучающихся, программы развития воспитательной компоненты, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 » города Лянтор, планируемых результатов начального общего образования.
Пояснительная записка
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение семьей духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Программа направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому).
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы.
Задачи:
1) формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
2) формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
3) вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии );
4) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- участие в управлении образовательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей (совместно со школьным психологом и социальным работником) | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в образовательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении образовательным процессом | участие родителей класса в работе попечительского совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета | |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Методы работы с родителями:
· наблюдение;
· индивидуальные беседы;
· тестирование;
· анкетирование;
· диагностика;
· анализ детских рисунков и рассказов о семье;
· метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями:
· Совместные родительские собрания;
· Концертные спектакли;
· Семейные конкурсы;
· Спортивные соревнования;
· Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;
· Туристические походы и экскурсии;
· Участие родителей и детей в выставках.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
· инвесторы-спонсоры;
· социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
· эксперты качества образования;
· защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
-изучение семей обучащихся;
-работа с родителями;
-работа с проблемными семьями;
-сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
-работа с семьей в системе дополнительного образования;
-сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом, дефектологом.
1.Изучение семей обучающихся
Цель: Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель». Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
-работа над совместными проектами
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом, социальным педагогом.
Цель: Вовлечение психолога, логопеда, социального работника в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
-консультации с психологом, логопедом, социальным работником;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
-консультации для родителей, совместные индивидуальные консультации
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2021-2026 годы.
1 этап реализации Программы – ориентировочный (2021-2022гг.)
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2022-2024)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (2024 – 2025 гг.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
Принципы реализации Программы
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
- Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
- Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- овладение способами проектирования собственной деятельности;
- предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
- привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Организация совместного творчества учителей, обучающихся и их родителей, что предполагает:
- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
- определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
- использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:
- - выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- - опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- доверие ребёнку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
- заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;
- создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.
Управление взаимодействием школы и семьи
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
- организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;
- пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;
- подготовку учителей, обучающихся и родителей к совместной деятельности;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
- стимулирования взаимодействия школы и семьи.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.
- Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Ожидаемые результаты:
- в целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:
- совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;
- работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;
- работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);
- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
- активное включение в работу с семьёй социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования и др.;
Возможные риски и минимизация их влияния
Риски | Пути минимизации их влияния |
Психологическая неготовность участников образовательного процесса к инновациям | Проведение стартовой диагностики готовности различных категорий участников образовательного процесса для принятия управленческих решений. |
Сохранение в практике работы педагогов старых малоэффективных форм работы с родителями и, как следствие, отстраненность некоторых родителей от проблем жизнедеятельности школы | Повышение мотивирующего характера управления. Развитие научно-методического сервиса в процессе создания новой образовательной среды школы. Совершенствование курсовой подготовки учительского корпуса. Широкое внедрение системы морального и материального стимулирования. |
Низкая заинтересованность части родителей проблемами самореализации, развития ребёнка в учебной, внеурочной деятельности | Создание открытого информационного образовательного пространства. Обновление, эффективное использование официального сайта школы. Расширение спектра активных форм сотрудничества с родительской общественностью. Привлечение ресурса семей для решения задач образования и социализации. Трансляция опыта семейного воспитания. |
Низкий уровень информационной, психолого-педагогической культуры родителей | Широкая пропаганда преимуществ современных информационных и образовательных технологий деятельностного вида. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через систему школьного просвещения. Оказание адресной консультативной, диагностической помощи в вопросах обучения, воспитания, развития, социализации детей. |
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и обучающихся класса;
- положительные отзывы партнеров и участников программы;
- новые формы сотрудничества семьи и школы.
Исполнители мероприятий программы.
- Ученический и родительский коллективы класса, педагогический коллектив МАОУ «ЛСОШ 7».
Содержание программы.
Подготовительный этап
Задачи подготовительного периода «Введение в школьную жизнь»
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе;
- выявить уровень воспитанности и индивидуальных особенностей каждого обучающегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;
- выявить уровень познавательных способностей, физиологического здоровья детей, воспитательных возможностей каждой семьи, мотивации подготовки к школе.
- познакомить с педагогическим опытом, позволяющим ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни.
Ребенок и родители в этом периоде.
Для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Под готовностью семьи к обучению ребенка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье четких внутренних правил, и разумная включенность семьи в социум. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:
- Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка, построение ее взаимодействия на ее основе.;
- Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;
- Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;
- Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.
- Разумная включенность семьи в социум – семьи по разным причинам игнорируют социум, общество, общественную жизнь, ведут обособленный образ жизни.
Для оказания эффективной индивидуальной помощи своим воспитанникам и их родителям необходимо глубоко изучить семьи.
- В первую неделю обучения провести диагностику среди родителей - «Экспресс - портрет будущего первоклассника», которая помогает с первых дней увидеть проблемы детей, определить семьи , которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка;
- Составить психолого - педагогическую характеристику семьи, наметить направления педагогической работы с семьей, необходимость индивидуальной психологической и социальной помощи. «Экспресс – прогноз состава родительского коллектива».
Знакомство родителей с образовательной программой класса и ее необходимым ресурсным обеспечением, требованиями, с учителем, со школой, с организации питания, работниками библиотеки, медпункта, администрацией, с укладом школьной жизни позволит ребенку успешнее адаптироваться к дальнейшей школьной жизни.
Первое родительское собрание проводится в начале учебного года, необходимо проинформировать родителей о физической и психологической нагрузке школьников, мероприятиях по защите здоровья обучающихся в учебном процессе.
Период адаптации первоклассника.
Задачи для родителей:
- осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
- научить быстро и эффективно готовиться к учебному процессу, готовить задания по чтению.
- помочь построить продуктивные отношения с учителями одноклассниками;
- укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- совершенствовать внимание, память, речевое развитие младших школьников.
- изучать родительские запросы, в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции семейных отношений.
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
Задачи воспитательной деятельности:
- создать условия для успешной школьной адаптации детей, снижения школьной тревожности;
- формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
- создать условия для развития нравственных качеств личности;
- формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;
- создать условия для развития творческих способностей, коррекции индивидуального развития.
Младший школьный период.
Задачи младшего школьного периода для родителей (2-3 класс)
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 2- 3 классах;
- сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
- продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами;
- сформировать у ребенка доброжелательное, уважительное отношение к людям;
- укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- сплотить детский коллектив общим интересными совместными делами;
- помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения; коррекция индивидуального развития;
- сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя окружающих людей такими какие они есть: не осуждать, не обижать, научиться прощать и помогать людям, чтобы научить этому своего ребенка;
- способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться о своем здоровье, чтобы стать примером для подражания в ответственности за свое здоровье;
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
- повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
- разнообразить методы семейного воспитания.
Задачи воспитательной деятельности:
- продолжить работу по активизации познавательных процессов и способностей ребенка, повышению учебной мотивации;
- сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, развивать интересы и склонности детей, повышать уверенность в своих силах;
- формировать коммуникативные навыки, продолжать работу по созданию сплоченного, дружного, инициативного коллектива;
- формировать позитивную моральную позицию;
- повышать уровень самоконтроля а отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения с одноклассниками, родителями, учителями.
- укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
Период самосовершенствования, адаптация к переходу в среднее звено.
Задачи работы с родителями (4класс):
- побудить обучающихся и их родителей к самосовершенствованию;
- спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четвероклассников;
- помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
- создание ситуации успеха, активизация внутренних ресурсов;
- формирование и поддержание высокой школьной мотивации – залог успешности младшего школьника при переходе в среднее звено;
- организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности, развитие и формирование коммуникативной культуры;
- создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуального и творческого потенциала.
Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе.
Формирование положительного отношения и интереса к учению, навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, целостной психологической основы обучения, способности чувствовать, понимать и уважать не только себя, но и других.
Развивать познавательные способности (внимание, память, воображение, речь, логическое мышление) и умения, учить детей учиться. Воспитывать любознательность, самостоятельность, ответственность, радость познания, активную жизненную позицию, стремление познавать окружающий мир.
Формировать у юных граждан патриотическое сознание, чувства верности и любви к своему Отечеству и родному краю, расширять знания о России, родном крае, истории, культуре и традициях, прививать учащимся чувство глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации.
Способствовать полноценному развитию личности, творческому развитию способностей каждого ребенка, помочь реализовать себя как индивидуальность в общественной организации школы и класса.
Вооружать оьучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, Воспитывать навыки и привычки эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Воспитывать личность, осознающую достоинство человека, милосердие, совесть, справедливость и уважение, чуткое, доброжелательное отношение к родным, близким, товарищам, одноклассникам, ко всем окружающим людям.
Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Формировать у обучающихся систему знаний о здоровом образе жизни, потребность в здоровье и сознательном отношении к нему, нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Создать благоприятные психолого-педагогические условия для саморазвития и самореализации, самоутверждения личности ребенка, стремление детей к самосовершенствованию, сохранения неповторимости, его успешной социализации в обществе.
Совершенствовать организаторские умения, формулировать цель и планировать работу по достижению цели, осуществлять контроль за ходом и выполнением, высказывать свою точку зрения, анализировать полученные результаты, формулировать выводы, поддерживать инициативу и творческий поиск решения проблемы, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Формы и методы взаимодействия с родительским коллективом
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации .Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Классные родительские собрания необходимо проводить 1 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1. Ребенок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребенка.
3. Единственный ребенок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребенок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Этапы проведения чтений следующие:
-на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии
-учитель собирает и анализирует информацию
-определяет список литературы по данному вопросу
-изучение литературы родителями
-изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребенка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребенка.
3.Друзья моего ребенка.
4. Праздники нашей семьи.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
- тематические консультации
- родительские чтения
- родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребёнок не хочет учиться.
- Как развить плохую память ребёнка.
- Единственный ребёнок в семье.
- К чему может привести тревожность детей.
- Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
- Первый год ребёнка, каким он был.
- Каким я вижу будущее своего ребёнка.
- Друзья моего ребёнка.
- Праздники нашей семьи.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.
Структура родительского комитета класса
Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный
год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Заседания родительского комитета класса проходят 1 раз в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Права и обязанности РК регламентируются Положением о РК
Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя. Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.
Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.
Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:
а) протоколы заседаний родительского комитета;
б) положение о родительском комитете школы;
в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;
г) график заседаний родительского комитета.
Заключение
Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Используя вышеизложенные знания по особенностям взаимоотношений в семье, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой обучающихся и внутриклассными взаимоотношениями. Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.
Приложение 1
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе
1 класс
№ п/п | Тема | Цели | Форма | Дата |
1. | « Первый раз - в первый класс» (совместно с учащимися). | Познакомить родителей с классом, школой, друг с другом; помочь родителям понять изменение статуса ребенка в семье и настроить на понимание значимости перехода дошкольника в новое психофизическое состояние. | Торжественное собрание | сентябрь |
2. | Режим дня в жизни школьника. | Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. | Семинар-практикум | ноябрь |
3. | Развитие внимания и памяти. | Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания и памяти; Познакомить с методами и приемами развития внимания и памяти первоклассника. | Творчес-кая лаборато рия. | январь |
4. | Детские страхи. | Обсудить причины появления страхов у детей. Помочь овладеть приема ми, позволяющими детям справиться с излишними страхами, тревогой. | Семинар | март |
5. | Учебник первоклассника. Как помочь ребенку в трудной учебной ситуации. | Помочь родителям понять и развить в себе умение быть терпеливым и терпимым, понимающим и принимающим своего ребенка независимо от его учебных достижений. | Круглый стол. | апрель |
6. | « Перелистывая страницы учебного года». (совместно с учащимися). | Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год; способствовать развитию инициативы родителей и учащихся; умению общаться, формированию культуры взаимодействия. | Устный журнал. | май |
2 класс
Тема | Цель | Фформа | Дата | |
1. | «Незнайка в гостях у второклассников». ( совместно с учащимися) | На примере сказочных героев показать истину пословицы: «Ученье-свет, а неученье-тьма». | праздник | сентябрь |
2. | Праздники и будни нашей жизни. ( совместно с учащимися) | Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании. | Родительско- ученический капустник | ноябрь |
3. | Первые уроки школьной отметки. | Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений ребенка. | Родительский педагогический тренинг. | декабрь |
4. | Поощрение и наказание детей в семье. | Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. | Обмен мнениями. | февраль |
5. | О стилях семейного воспитания. | Познакомить родителей со стилями воспитания. Выявить, какой из стилей подходит к семье, воспитывающей ребенка. | Родительский лекторий. | март |
6. | Детская агрессия. Причины и последствия. | Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. Формировать культуру понимания проблемы детской агрессии и пути ее преодоления. | Беседа. | май |
3 класс
Тема | Цель | Форма | Дата | |
1. | Конструктивное общение – залог успеха. | Закрепить понимание значения конструктивного общения с помощью тренинговых заданий закреплять навыки общения. | тренинг | сентябрь |
2. | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. | Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности. | Обучающий тренинг | ноябрь |
3. | Празднование Нового года в разных странах. (совместно с учащимися) | Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению, ознакомить родителей и детей с тем, как празднуют Новый год в разных странах мира. | Собрание- репортаж | декабрь |
4. | Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека. (совместно с учащимся) Выбор компонента ОРКСЭ | Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка; продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности. | Час общения детей и родителей. | март |
5. | Роль самооценки в формировании личности. | Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка. | Лекция | апрель |
6. | Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день. | Ознакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников. Ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры. | Вечер вопросов и ответов | май |
4 класс
Тема | Цель | Форма | Дата | |
1. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка; развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению. | Интеллектуальный марафон, | сентябрь |
2. | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности; показать методы и приемы развития памяти детей. | Занятие в школе интеллектуального развития ребенка. | ноябрь |
3. | Семейные традиции и их значение в жизни ребёнка. (совместно с учащимися). | Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; всеми доступными средствами влиять на формирование культурных традиций в общении детей и взрослых. | Час духовного общения. | январь |
4. | Как уберечь ребенка от насилия. | Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить возможные пути выхода из трудных ситуаций. | Дискуссионный клуб. | апрель |
5. | Проведение выпускного бала «Страна эта в сердце всегда» - прощание с начальной школой. | Подвести итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году; определение перспективы на будущее; создание хорошего оптимистического настроения. | Родительское собрание - праздник. | май |
Приложение2
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
Фамилия имя отчество ребенка | |
Дата рождения | |
Домашний адрес (проживания) телефон | |
Дошкольное учреждение | |
Фамилия имя отчество матери (сотовый телефон) | |
Место работы, должность, телефон | |
Образование | |
Фамилия имя отчество отца ( сотовый телефон) | |
Место работы, должность, телефон | |
Образование | |
Увлечения ребенка | |
Секции | |
Кто из членов семьи уделяет больше времени ребенку | |
Если ли у ребенка свой угол (комната) | |
Особенности здоровья Ребенка | |
В какой помощи учителя нуждаетесь? | |
Есть ли в семье трудности, влияющие на воспитание ребенка? | |
Чем можете помочь школе(ксерокопирование, ремонт, сопровождение на мероприятия) | |
Считаете ли вы, что ваш ребёнок общителен? | |
Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно? | |
Сформированы ли у вашего ребёнка основные навыки самообслуживания? | |
Умеет ли ребёнок слушать других, не перебивая? | |
Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем - то обидели? | |
Может ли ребёнок сам помириться после ссоры с другими детьми? | |
Адекватно ли ребёнок воспринимает замечание в свой адрес? | |
Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание? |
Приложение 3
Памятка родителям
- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
- Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: " Не балуйся ", " Веди себя хорошо ", " Чтобы сегодня не было замечаний в твоём дневнике "... Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
- Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделится чем - то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайте, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.
- Будьте внимательны на жалобы ребенка на головную боль, усталость, трудности учебы.
- Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это всё успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Приложение 4
10 заповедей для родителей.
- Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
Основой эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей - одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборищах угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нету у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснение отношений звучат так громко, что хорошо слышно соседям. Для тех кто, не относит семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же что и вы. Поэтому, лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
3.Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные, И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это, они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того ли иного дела «вместо», «за» ребенка.
4. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь...
5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что...», и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха. Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...
6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните...
7. Главное оценить поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «Ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно, Если критикуют поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойно и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, - тем лучше. После замечания обязательно...
8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть много, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих, детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайте в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
9. Воспитание должно быть поэтапным.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок. Задача родителя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
10. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
И в этом суть своевременности. Ведь, если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относится к нему хорошо - это дает результаты в воспитании. И не надо мучиться выбором, какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь принимать методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным, или «демократическим»
Приложение 5
Примерное планирование работы родительского комитета 1 класса
Месяц | Мероприятия | ответственные |
сентябрь | определение кандидатур родителей для работы в родительском комитете. Утверждение плана работы родительского комитета Обсуждение проблем, требующих решения в новом учебном году. Знакомство родителей с учебным планом Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Организация посвящения в первоклассники | Классный руководитель Председатель Р |
Октябрь | Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году | Классный руководитель Председатель РК |
Ноябрь | Составление графика посещения уроков родителями. Внеклассное мероприятие «Пешеход – профессия опасная» Оказывать содействие по работе охраны и укрепления здоровья учащихся. организация участия родителей в неделе семьи | Классный руководитель Председатель РК |
Декабрь | Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка» Организация зимнего отдыха учащихся. | Классный руководитель Председатель РК Заместители |
Январь | Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Отчет родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе. Определение неотложных задач второго полугодия | Классный руководитель Председатель РК |
Февраль | Рейд- проверка бережного отношения к учебникам. Внеклассное мероприятие, посв. Дню Защитника отечества Организация поздравлений к праздникам | Классный руководитель Заместитель председателя РК |
Март | Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы: «Наши мамы»« Встреча родителей с учителями предметниками. | Классный руководитель Председатель РК,Учителя -предметники |
Апрель | Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику род. комитета). | Классный руководитель Заместитель председателя РК |
Май | Поход на природу. Внеклассное мероприятие «Урок мужества» Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за учебный год. Благодарственные письма родителям класса. Организация труда и отдыха детей Организация ремонта класса | Классный руководитель Председатель РК Заместители председателя РК |
Приложение 6
Анкета для родителей (2 класс)
Цель: определить проблемы родителей и их детей в семье, обозначить увлечение детей, узнать насколько интересны были проведенные мероприятия в классе за прошедший год.
- У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь.
(да, нет).
- Не люблю, когда сын или дочь приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.
(да, нет)
- Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком?
а) все свободное время
б) от случая к случаю
в) не общаюсь вообще.
4. Чем увлекается ваш ребенок?
5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания? (да, нет)
6. Что преобладает в характере вашего ребенка, какие качества характера ему свойственны?
7. Отношение вашего ребенка к занятиям в школе?
а) положительное
б) отрицательное
в) безразличное.
8. Какие внеклассные мероприятия вам запомнились больше всего?
Приложение 7
Анкета для родителей
(3 класс)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Она состояла из 12 вопросов, к каждому из которых предлагалась шкала цифр. Эти цифры означали ответы: «совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», « не согласен», «совершенно, не согласен».
- Класс, в котором учится Ваш ребенку, можно назвать дружным:
4 3 2 1 0
- В среде одноклассников Ваш ребенок чувствует себя комфортно:
4 3 2 1 0
- Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребенку:
4 3 2 1 0
- Мы испытываем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями нашего ребенка:
4 3 2 1 0
- Педагоги справедливо оценивают достижения Вашего ребенка в учебе:
4 3 2 1 0
- Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями:
4 3 2 1 0
- Учителя учитывают индивидуальные способности Вашего ребенка:
4 3 2 1 0
- В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны Вашему ребенку:
4 3 2 1 0
- В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься Ваш ребенок:
4 3 2 1 0
- Педагоги дают Вашему ребенку глубокие, прочные знания:
4 3 2 1 0
- В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка:
4 3 2 1 0
- Учебное заведение способствует формированию достойного поведения Вашего ребенка:
4 3 2 1 0
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершено, согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Приложение 8
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Приложение 9
Анкета «Близкие тебе люди»
1. Представьте себе, что вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?
- классного руководителя;
- своих родителей;
- старших друзей;
- учителя физкультуры;
- взрослого вне школы.
2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?
- учителей;
- родителей;
- героев книг;
- никого.
3. Кто для вас является образцом для подражания?
- родители;
- друзья;
- одноклассники;
- выдающиеся люди;
- никто.
4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращаюсь:
- к родителям;
- учителям;
- своим друзьям;
- одноклассникам;
- друзьям родителей;
- родственникам.
5. Если я добиваюсь определённых успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:
- моим родителям;
- друзьям;
- родственникам;
- учителям;
- одноклассникам;
- никому.
6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:
- моим родителям;
- моим друзьям;
- одноклассникам;
- учителям;
- родственникам;
- никому.
7. Место, где меня понимают, это:
- мой дом;
- дом моих родственников;
- дом моих друзей;
- школа;
- такого места нет.
8. Чей номер телефона самый важный и необходимый в моей жизни? Это номер:
- моих родителей;
- моих родственников;
- моих одноклассников;
- моих учителей;
- моих друзей;
- ничей.
9. Если бы у меня была возможность, то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:
- своим родителям;
- своим учителям;
- знакомым;
- одноклассникам;
- друзьям;
- никому.
10. Мне хотелось бы сделать более тёплыми и добрыми отношения:
- с родителями;
- друзьями;
- учителями;
- одноклассниками;
- приятелями;
- родственниками;
Приложение 10
Тренинг "Негативные и позитивные установки.
Их воздействие на психологическое развитие ребенка"
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
|
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье мое, радость моя!»
|
«Плакса – вакса, нытик!»
| Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь, будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими» |
«Не твоего ума дело!» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А как ты думаешь?..»
|
«Одевайся теплее, заболеешь!»
| Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. | «Будь здоров, закаляйся!»
|
«Ты совсем как твой папа ( мама)…» | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя | «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»
| Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
|
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…»
|
«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке);«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»(девочке о мальчике) | Нарушения в психосексуальном, осложнения в межполовом общении, трудности в развитии выборе противоположного пола.
| «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»
|
«Неряха, грязнуля!»
| Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты все можешь сам!»
|
«Всегда ты не вовремя, подожди…»
| Отчужденность, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. | Иди ко мне!
|
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!»
|
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
|
«Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
|
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
| Нарушение взаимоотношений с родителями,»уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!» | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя | «Кушай на здоровье!»
|
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
Приложение 11
. Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.
Для родителей.
Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете?
Как наказываете?
Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?
Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?
Для детей
. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что?
Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
Приложение 12
Преодоление трудностей в общении с ребенком
Ситуация 1
Поведение ребёнка: Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.
Цель, которую преследует ребёнок: Привлечь к себе внимание.
Реакция родителей: Раздражаются.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Прекращает на время, затем снова начинает.
Рекомендации:
1. Игнорировать
2. Акцентировать внимание на хорошем поведении
3. Задать вопрос: "Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?"
Ситуация 2
Поведение ребёнка: Отказывается делать то, о чём его просят.
Цель, которую преследует ребёнок: Показать, что имеет власть над другими.
Реакция родителей: Начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Упрямится, усиливает неповиновение.
Рекомендации:
1. Избегать конфликтов
2. Стремиться объяснить неправильность поведения
3. Не выказывать свой гнев
Ситуация 3
Поведение ребёнка: Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.
Цель, которую преследует ребёнок: Отплатить, отомстить, взять реванш.
Реакция родителей: Чувствуют гнев, обиду.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Стремится отплатить ещё больше.
Рекомендации: Не показывать обиду
Ситуация 4
Поведение ребёнка: Требует помощи, стремится доказать своё неумение.
Цель, которую преследует ребёнок: Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Реакция родителей: Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Остается беспомощным
Рекомендации: Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят.
Приложение 13
Пути преодоления конфликта между родителями и ребенком
Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».
Первый шаг
Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.
Второй шаг
Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.
Третий шаг
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.
Четвёртый шаг
Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»
Пятый шаг
Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.
Шестой шаг
Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классных руководителей с родителями учащихся начальных классов. Опыт учителя начальных классов Туевой Т.В.
Сотрудничество с родителями-успех работы классного руководителя....
Программа работы классного руководителя с родителями 1 - 4 класса "Общее дело".
Родители – главные воспитатели ребёнка. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Родители были, е...
Программа работы классного руководителя с родителями обучающихся «Содружество».
Современная семья развивается в условиях качественно новой социокультурной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, очевидны процессы, кото...
Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе
В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...
Выступление на педагогическом совете «Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»
ldquo;Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью” ...
Программа работы классного руководителя с родителями "Мы вместе"
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблем...
Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе
Методы и формы работы с родителями...