Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кокорич Марина Леонидовна

В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и проведении совместных дел, мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  работы  классного руководителя с родителями в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ «Сибирская СОШ №1»

Кокорич Марины Леонидовны)

Поскольку, в соответствии с законом РФ «Об образовании», один из приоритетных принципов государственной политики – развитие личности ребенка, то и  главная цель классного руководителя – это всестороннее развитие личности каждого ученика при тесных партнерских отношениях с родителями. Семья является частью общечеловеческого коллектива и важнейшим институтом социализации в становлении ребенка. Поэтому невозможно недооценить роль семьи в образовательном процессе.

 Работа учителя начальных классов с родителями начинается на этапе подготовительных занятий с дошкольниками и заканчивается при переходе обучающихся в среднее звено. Как же организовать взаимодействие педагога с родителями в образовательном процессе максимально эффективным? Во-первых, продумать систему работы с родителями в разных направлениях. Во-вторых, проводить анализ и коррекцию этой работы. В моем понимании, система – это некая структура с множеством взаимодействующих элементов, которые работают на достижение единой цели, идеи. Ведущая идея системы работы классного руководителя – это установление, прежде всего, партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Поэтому целью системы работы учителя с родителями является  сотрудничество и расширение возможностей для позитивного общения с семьей, реализация планов по организации и проведению совместных дел, мероприятий.

Среди основных задач организации совместной работы педагога и родителей выделяю следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей;

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

3) участие родителей в управлении школой.

Для достижения поставленных цели и задач работу провожу в соответствии с воспитательной программой и выделяю для себя следующие направления (каждый педагог выбирает сам для себя приоритетные):

Информационно-аналитическое – направлено на изучение индивидуальных особенностей семьи, выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Методы работы: анкетирование, тестирование, личные беседы.

Еще до поступления ребенка в 1 класс беседую с родителями и изучаю основную информацию о семье (из заявления). На первом собрании  провожу максимально информативное анкетирование родителей (Приложение 1). Важно знать и учитывать в работе социальный паспорт класса (Приложение 2). Сейчас в классе 25 семей, из них 6 неполных семей. Статус семей: преимущественно рабочие – это 84%, служащие и интеллигенция по 8%, 4 мамы – неработающие (3 в декретном отпуске).

На протяжении всего периода обучения детей возможны анкеты и тесты по выявлению детской одаренности («Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч; Методика «Карта одаренности» А.И.Савенков; «Методика оценки общей одаренности» А.И.Савенков), темперамента (метод Б.С.Волкова, Н.В.Волковой), поощрений и наказаний в семье (Анкета «Характер ребенка»), выполнения домашних заданий (Приложение 3) и другие. Для выявления проблем, потребностей и запросов родителей можно  организовать «родительскую почту» на родительском собрании.

На основе полученной стартовой и текущей информации провожу анализ и выстраиваю дальнейшую траекторию работы с каждой семьей, вношу необходимые коррективы на протяжении всего периода обучения.

Учебно-познавательное – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психическими особенностями детей, расширение педагогических и теоретических знаний у родителей для формирования практических навыков воспитания и обучения детей.

Формы работы: различные формы родительских собраний, индивидуальные консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, посещение отдельных уроков, совместная проектная деятельность, конкурсная деятельность, классные часы.

На родительских собраниях, конференциях, лекториях родители получают возможность расширить знания и получить практические рекомендации, памятки по вопросам воспитания и обучения детей. Темы родительских собраний можно определять исходя из запросов родителей: «Правила общения в семье и школе», «Стили семейного воспитанная», «Оценка и отметка для второклассника», «Познавательная активность младших школьников», «Межличностные отношения», «Как подготовить ребенка к переходу в среднее звено» и другие.

«Дни открытых дверей» и посещение отдельных уроков особенно нравятся родителям и позволяют увидеть своего ребенка в учебном процессе, в ученическом коллективе. Родители объективно находят ответы на волнующие их вопросы в обучении и воспитании своего ребенка.

Программа «Школа России» включает большое количество проектов. Часть проектов выполняется в урочное время, а часть – совместно с родителями. Практикую совместное представление проектов, когда ребенок вместе со взрослым презентует тот или иной проект. Совместные проекты: «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Профессии», «Родословная» и другие.

Классные часы, проведенные родителями, позволяют им увидеть детей с позиции учителя и почувствовать ответственность в деле воспитания детей. А детям испытать чувство гордости за своих близких. Классные часы: «О бабушках и дедушках», «Полезные привычки», «День Победы» и другие.

Конкурсная деятельность при активном участии родителей – это онлайн-олимпиады («Законы математики», «Олимпис»), дистанционные олимпиады («Домик-семигномик», «Муравейник», «Экологическая тропа»), телекоммуникационные проекты («В мире загадок», «Мудрое поучение древности и современности»), исследовательские проекты, НПК «Поиск» – дают возможность детям расширить, углубить знания и умения по разным предметным областям при активной поддержке родителей.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания проводятся практически ежедневно по мере необходимости. Родители получают практические рекомендации и советы по решению проблем ребенка. (Приложение 4)

Образовательная сеть Дневник.ру также помогает родителям своевременно получать информацию об успеваемости ребенка, найти пояснения по выполнению творческих домашних заданий, проектов; позволяет отслеживать различные мероприятия, успехи класса.

Социально-психологическое – направлено на создание условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, на получение возможности семьи психолого-педагогической поддержки и возможной коррекции.

Работа по данному направлению ведется совместно с социально-психологической службой школы преимущественно с семьями, остро нуждающимися в такой поддержке.

Формы работы: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, психологические тренинги.

Практиковала психологические тренинги с привлечением психолога из ЦРДТиЮ «Ровесник». Такие тренинги позволяют родителям глубже проникнуть в проблему, понять возможные причины конфликтного поведения ребенка.

Внеурочная деятельность нацелена на организацию общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Благодаря поддержке родителей в моем классе 100% внеурочная занятость (Приложение 5)

Культурно-досуговое – направлено на установление теплых, доверительных отношений, эмоционального контакта между учителем, родителями и детьми.

Возможные мероприятия: подготовка и участие в тематических праздниках («Прощание с Азбукой», «Праздник первой отметки», «День Матери», «До свидания, начальная школа»), конкурсно-игровых  программах («Урожай», «23+8», «Умники и умницы»), викторинах («Новогодняя», «По страницам любимых книг»), выставках; спортивных мероприятиях («Зарничка», «Мама, папа, я – спортивная семья»); совместные поездки, участие в акциях («Помоги собакам выжить», «Бумажный бум», «Добрый карандаш») и многие другие.

Управление школой – предусматривает вовлечение родителей в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но ради своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни.

- Материально-техническое – направлено на создание максимально комфортных условий для обучающихся, главным образом, по инициативе и добровольному согласию родителей. Возможные инициативы: обеспечение питьевого режима (в классе есть кулер), гигиенического режима (мыло, бумажные полотенца) изготовление и приобретение наглядного и раздаточного материала (счетный материал, сигнальные карточки, плакаты), пополнение «Классной библиотеки» новыми и домашними книгами, ремонт, благоустройство, оформление класса и другие.

Система работы с родителями, организованная таким образом, дает возможность учитывать особенности и потребности каждой семьи, устанавливать  доброжелательные партнерские отношения. Эффективную положительную работу подтверждает диагностика «Удовлетворенность родителей школьной жизнью», которую провожу ежегодно.  На протяжении всей работы (нескольких выпусков детей) стабильно отмечается высокий уровень удовлетворенности моих родителей школьной жизнью. А для меня, классного руководителя, это показатель того, я на верном профессиональном пути.

Заповеди классного руководителя:

1.   Будь требователен к себе.

2.   Владей грамотной речью.

3.   Показывай пример во всём.

4 .  Не будь равнодушным.

5.   Доверяй, но проверяй.

6.   Пообещал – сделай.

7.   Не раздражайся, будь терпелив и  

      настойчив.

8.   Будь добрым, но не добреньким.

9.   Умей поставить себя на место ребёнка.

10. Помни: максимум поощрения, минимум  

      наказания.

11. Не заводи любимчиков.

12. Не требуй от ребёнка больше, чем он

      умеет.

13. Давай воспитаннику посильные задания.

14. Умей смотреть с родителями в одну

      сторону.

15. Люби детей, чего бы тебе это ни стоило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя и родителей в начальных классах.

Взаимодействие классного руководителя и родителей в начальных классах....

Выступление на педагогическом совете «Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»

ldquo;Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”                                      ...

Программа работы классного руководителя с родителями в начальной школе.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...