Эффективные формы и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

 Методы и формы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 106»

Эффективные формы и методы работы
классного руководителя с родителями

в начальной школе

                                                     

       

  «Только вместе с родителями,      

  общими усилиями учителя могут дать детям

 большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский

                                                         

  Воспитывает всё: люди, вещи   явления.

Но прежде всего люди.

 Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

    Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

                           РОЛЬ  КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

   Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания является принцип социально-педагогического партнёрства.

Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации. Конечно, в первую очередь это семья школьника

 Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.   Поэтому одна из основных задач классного руководителя – найти те методы и формы работы с родителями, которые позволили бы ему наиболее успешно достичь воспитательной цели.

      Социализация

     Направления работы с родителями:

 -Установление     и поддержание постоянной связи с родителями.

 - Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.

 -Привлечение родителей к организации работы с классом.

  Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника:

-психолого-педагогическое просвещение родителей;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

-участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

            Психолого-педагогическое просвещение родителей

 должно носить опережающий, предупредительный характер,

 должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей,

 должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий.

  Психолого-педагогическое просвещение 

-родительские университеты;

-конференции;

-индивидуальные и тематические консультации;

-родительские собрания;

-тренинги.

  Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника:

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

  Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 

-Дни творчества детей и их родителей;

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально--технической базы школы и класса;

-родительское общественное патрулирование;

-шефская помощь.

Совместная деятельность родителей и детей.

-Совместные праздники

 -Проекты, связанные с изучением семьи, семейных традиций

- История моей семьи

-Игрушки и игры наших дедушек и бабушек

-Новогодние традиции

-Совместные походы, поездки.

                (АНКЕТА)  А знаете ли вы своего ребенка.

1.        Любимый цвет вашего ребенка?

2.        Любимый праздник вашего ребенка?

3.        Как зовут друзей вашего сына (дочери)?

4.        Любимый предмет вашего ребенка?

Сравнивают ответы с ответами ваших детей.

              «Добрая ладошка».

- Дети оставили вам свои ладошки, написав на них, как ласково они называют вас. Вы на своей ладошке напишите слова - обращения к собственному ребенку. В центре ладошки назвать (написать) его тем ласковым именем, которое используется в обращении к ребенку в семье.

 Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом :

-участие родителей класса в работе совета школы;

-участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

-участие в работе совета содействия семье и школе.

 Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника:

-Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся

-оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.);

         МЕТОДИКА  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЧКЛОВЕЧЕК

-оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

        Формы взаимодействия учителя с родителями

                  Индивидуальные:

1. Посещение на дому.

2. Приглашение в школу.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Переписка.

5. Ведение странички в соц.сети

              Групповые:

1. Родительский лекторий.

2. Тематические консультации.

3. Родительский обмен опытом.

              Коллективные:

1. Научно-практическая родительская конференция.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные родительские собрания.

4. Дни открытых дверей.

5. Концерты.

6. Творческие отчеты.

7. Выставки детских работ.

8. Классные детские мероприятия.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи,  это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка

Для привлечения родителей к работе класса.

Для проведения информационно-просветительской работы с  родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Нетрадиционные формы работы с родителями;

Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Деловая игра

Родительские чтения

Родительские университеты

Родительские ринги

Родительские вечера

Родительские тренинги

          Темы родительских собраний:

Мой ребёнок первоклассник

            – каким он был, этот первый год?

Как сформировать у  ребенка самостоятельность.

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

 Родительские ринги

-Можно ли воспитывать  ребенка без наказания?

-Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

-Соблазны и пути их преодоления.

-«За и против» школьной формы.

    СОВЕТЫ:  Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;удности школьного урока. В чем они состоят?

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями

Описаны формы и методы работы классного руководителя с родителями....

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе

В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...

Современные формы и методы работы классного руководителя с родителями

Школа была, есть и останется  организацией обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс,  реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. И хорошее, и плохое человек получает в се...

Программа работы классного руководителя с родителями в начальной школе.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...