Программа работы классного руководителя с родителями обучающихся «Содружество».
рабочая программа на тему
Современная семья развивается в условиях качественно новой социокультурной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, очевидны процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая помощь со стороны государства и общества. В законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что родители несут ответственность за их воспитание и получение образования. Сегодня необходим системный подход и к педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы классного руководителя
с родителями (законными представителями)
обучающихся
«Содружество»
Автор программы:
Янпольская Ирина Анатольевна,
учитель МАОУ «СШ№8»
г. Когалым
Введение
Современная семья развивается в условиях качественно новой социокультурной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, очевидны процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая помощь со стороны государства и общества. В законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что родители несут ответственность за их воспитание и получение образования. Сегодня необходим системный подход и к педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.
Задача дать минимум педагогических знаний родителям была поставлена еще Н.К. Крупской. Связано это с тем, что повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. Надо чтобы в семье ребенку были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие.
Актуальность создания программы
В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные
проблемы:
- разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
- дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
- резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
- дестабилизирующее влияние алкоголизма, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
- психолого-педагогическая неграмотность родителей.
Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети, не умеют противостоять соблазнам. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.
В силу обозначенных проблем работа классного руководителя с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу.
Основная идея программы
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Строить систему отношений с родителями надо до поступления ребенка в 1 класс. Для этого в школе были организованы встреча с родителями будущих первоклассников: “Давайте познакомимся ”. Ознакомление родителей со школой, в которой будет учится их ребенок, с её традициями и программами обучения-все это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия с будущими первоклассниками, на которых учитель знакомится с будущими учениками, организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе. В свою очередь, педагог-психолог школы проводит психологическое тестирование с детьми , беседует с родителями , чтобы в дальнейшем эффективно планировать и реализовывать психолого-педагогическую деятельность
Цели и задачи реализации программы
Цель: Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, классного руководителя с родителями, направленной на воспитание и развитие личности ребёнка.
Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:
- формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
- проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
- создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
- развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
Основные направления
В программе это взаимодействие классного руководителя и родителей обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1 направление: Диагностико – коррекционное
Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта. Работа проводится совместно с социальным педагогом, психологом школы.
Формы работы:
∙ анкетирование;
∙ тестирование;
∙ наблюдение;
∙ исследование;
∙ посещение семей учащихся;
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
∙ не приходить в семью без предупреждения;
∙ не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
∙ не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
∙ нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
∙ не поучать родителей, а советовать;
∙ желательно вести беседу при ребенке
2 направление: Психолого – педагогическое просвещение родителей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетенции в семейном воспитании.
Формы работы:
∙ родительские собрания;
∙ родительские конференции;
∙ индивидуальные консультации педагога;
∙ тематические консультации;
Классные родительские собрания проводятся по плану-графику, утвержденному администрацией образовательного учреждения: не реже одного раза в четверть.
Требования к проведению родительских собраний:
∙ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
∙ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
∙ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
∙ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Общешкольные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации необходимы при наборе класса и в первый год обучения ребенка в школе. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
∙ особенности здоровья ребёнка;
∙ его увлечения, интересы;
∙ предпочтения в общении в семье;
∙ поведенческие реакции;
∙ особенности характера;
∙ мотивация учения;
∙ моральные ценности семьи.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Примерные темы:
∙ Ребёнок не хочет учиться.
∙ Как развить плохую память ребёнка.
∙ Единственный ребёнок в семье.
∙ К чему может привести тревожность детей.
∙ Талантливый ребёнок в семье.
Принципы и содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей решает следующие задачи:
1. Формирует интерес к психолого-педагогическим знаниям;
2. Оказывает помощь в решении конкретных педагогических задач в условиях семейного воспитания;
3. Удовлетворяет потребности родителей в специальных знаниях, помогающих формированию благоприятной для воспитания оптимально- комфортной семейной микросреды;
4. Содействует повышению образовательно-культурного уровня и педагогической культуры родителей, обеспечению направленности образования и культуры в семье.
Основными принципами организации психолого-педагогического просвещения родителей являются:
1. Системность и преемственность в пропаганде педагогических знаний.
2. Изучение потребностей, интересов воспитателей в области психолого- педагогических знаний и организация на этой основе пропаганды.
3. Сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм пропаганды. 4. Доступность пропагандируемых знаний, учёт опыта воспитания, реальных возможностей и способностей воспитателей.
3 направление: Совместная деятельность родителей и классного руководителя
Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.
В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности.
Нормализуются семейные отношения детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания;
Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей.
Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы может быть разнообразной:
- Экскурсия - знакомство со школой и школьными службами.
- Праздники в классном коллективе;.
- Встреча родителей с администрацией учебного заведения ;
- "Встречи с родителями будущих первоклассников", "Дни открытых дверей в школе ".
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. В классе проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Масленица», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями. Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.
Работа с родителями проводится в тесном сотрудничестве родителей, обучающихся и родителей. Работа с родителями в каждом классе имеет свою специфику.
Мероприятия по совместной работе родителей, детей и классного руководителя (школы)
1 класс
Работа с семьёй в первом классе существенно отличается от работы в последующих классах. В первом классе тематика встреч, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учит родителей быть умными родителями. Именно в первом классе взаимодействие с родителями носит в первую очередь просветительский характер, наталкивает родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.
Сроки прове дения | Тема | Задачи | Форма общения | Подготовительная работа |
Август | Первый раз – в первый класс. | 1.Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей. 2.Формирование коллектива родителей. | Торжественное собрание. | 1.Подготовка письма - обращения ребёнка к родителям. |
I четверть | Трудности адаптации первоклассников к школе. Погода в нашем доме. | 1.Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. 2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе. 1.Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям. 2. Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. | Круглый стол. Праздник всей семьи. | 1.Подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники». 2.Выставка рисунков детей «Мои первые дни в школе». 3.Анкета для родителей. 4.Памятки для учащихся. 5.Приглашение врача. 6.Приглашение психолога. 1.Плакат с названием праздника. 2.Пословицы, поговорки о семье, о любви. |
II четверть | Режим дня в жизни школьника. | 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня. | Семинар - практикум. | 1.Анкетирование. 2.Подбор статистических материалов. 3.Подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей. |
Неразлучные друзья – родители и дети. | 1.Формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательного отношения к людям. 2. Предложить практические рекомендации по воспитанию у ребёнка доброжелательности. | Форум | 1.Плакат – лозунг с темой собрания. 2.Подготовка пригласительных билетов. 3.Подготовка концертных номеров – сюрпризов, конкурсов. 4.Подготовка памяток. | |
III четверть | Родителям о внимании и внимательности | 1.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. 2.Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. | Творческая лаборатория родителей. | 1.Анализ работы учащихся на уроках. 2.Подготовка упражнений и заданий на внимание. 3.Подготовка памяток. 4.Подготовка плаката. 5.Приглашение психолога. |
День открытых дверей | 1.Демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы. | Творческий отчёт по предметам. | 1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями. . | |
Один вне общего закона. | 1.Познакомить родителей с психологическими особенностями и трудностями детей, относящихся к группе гиперактивных. 2. Познакомить с психологическими и педагогическими рекомендациями, позволяющими решить проблемы обучения гиперактивных детей. | Собрание – консультация, посвящённое проблемам гиперактивных детей в школе. | 1.Приглашение на встречу школьного психолога. 2.Приглашение на встречу врача - педиатора. 3.Анкетирование по теме. | |
IV четверть | Как помочь ребёнку полюбить чтение. | 1.Привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности. 2. Помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. | Собрание рецептов. | 1.Анкетирование детей. |
Итоги первого года «Перелистывая страницы». | Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год. 2. Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия. | Собрание – праздник. | 1.Анкетирование родителей. 2.Подготовка выставки. 3.Подготовка писем – посланий. |
2 класс
Во втором классе встречи классного руководителя с родителями должны быть направлены на вопросы формирования детского коллектива, на сплочение учащихся класса на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формирование умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.
Сроки прове дения | Тема | Задачи | Форма общения | Подготовительная работа |
I четверть | Снова вместе! | 1.Формировать нравственную культуру детей и родителей. 2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников. | Собрание – праздник | 1.Подготовка пригласительных билетов. 2.Подготовка выставки коллажей. 3.Подготовка сценария. |
Первые уроки школьной отметки. | 1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка. 2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка. | Родительский педагогический тренинг | 1.Анкетирование родителей. 2.Подготовка памяток, карточек отзыва. | |
II четверть | Как помочь ребёнку хорошо учиться. | 1.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. 2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. | Ресурсный круг | 1.Анкетирование учащихся. 2.Выставка книг для родителей. 3.Памятки родителям. |
Роль книги в развитии интеллекту альных умений ребёнка. | 1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса. 2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желание читать и интеллектуальных умений с помощью книги. | Собрание - конкурс | 1.Анкетирование детей и родителей. 2.Конкурс на самого лучшего чтеца класса. 3.Памятки для родителей по развитию читательских умений детей. 4.Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. | |
III четверть | Гармония общения- залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине | 1.В совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины. 2.Познакомить родителей с приёмами поощрения и наказания детей. 3.Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством применения воспитательных средств. | Собрание - практикум | 1.Рисунки на тему «Моя семья». 2.Анкетирование родителей. 3.Подготовка памяток. |
День открытых дверей | 1.Демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы. | Творческий отчёт по предметам. | 1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями. 2.Подготовка 2-3-х открытых уроков. | |
Физическое развитие школьника в школе и дома. | 1.Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей. 2.Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой. | Беседа | 1.Выставка детских рисунков «Я на уроке физической культуры». 2.Анкетирование родителей. | |
IV четверть | О разумной родительской любви… | 1.Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви. | Дискуссионный клуб | 1.Анкетирование. 2.Подготовка памятки для родителей. 3.Создание книжки-малышки рассказов учащихся «Можно» и «Нельзя» нашего дома». |
Праздники и будни нашей жизни. | 1.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье. 2.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. 3.Развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу. | Родительско -ученический капустник. | 1.Подготовка декораций, разучивание ролей. 2.Оформление выставки работ учащихся на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». 3.Оформление поздравительных писем родителям. |
3 класс
В работе с родителями третьеклассников классный руководитель должен обратить внимание на воспитание ответственного отношения к выполнению нравственных законов жизни в социуме, воспитывая при этом стойкую привычку нравственного поведения. В этом возрасте имеет огромное значение воспитание учащихся на примерах родных и близких людей, родителей, дедушек и бабушек.
Сроки прове дения | Тема | Задачи | Форма общения | Подготовительная работа |
I четверть | Значение семейных традиций в формиро вании у ребёнка желания трудиться. | 1.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье. 2.Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье. | Круглый стол | 1. Приглашение на встречу школьного психолога. 2. Анкетирование детей и родителей. 3. Фотовыставка «Труд в нашей семье» 4. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания. 5. Памятки для родителей. |
Мы дружим с книгой | 1.Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения. 2.Воспитывать у детей интереса к чтению. 3.Развивать навык выразительного чтения. | Литературная гостиная | 1. Приглашение библиотекаря. 2. Организация выставки книг. 3. Подготовка детей к чтению стихотворений наизусть. | |
II четверть | Как преодолеть застенчи вость и неуверен ность ребёнка | 1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. 2.Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности. | Обучающий тренинг | 1. Анкетирование детей и родителей. 2. Подготовка тренингового практикума по теме собрания. 3. Памятки для родителей. |
Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека | 1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка. 2.Продемонстрировать достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности. | Час общения: дети и родители. | 1. Подготовка выставки рисунков. 2. Оформление фото-коллажа «Всей семьёй – на природу» 3. Выставка рассказов и сочинений. 4. Выпуск газеты. 5. Анкетирование детей и родителей. | |
III четверть | Принужде ние – это крайность | 1.Убедить родителей в том, что принуждение – это крайность. | Лекция | 1. Приглашение социального педагога. 2. Анкетирование родителей и детей. |
День открытых дверей | Продемонстрировать достижения учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы. | Творческий отчёт по предметам. | 1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями. 2.Подготовка 2-3х открытых уроков. | |
Значение воображе ния в интеллектуальном развитии ребёнка | 1.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников. 2.Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся. | Школа интеллектуаль- ного развития. | 1. Выставка поделок ребят «Необычное в обычном» 2. Выставка проектов ребят под названием «Перевёртыши» 3. Анкетирование детей и родителей. | |
IV четверть | Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника | 1.Познакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников. 2.Знакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры. | Круглый стол | 1.Подготовка анализа спортивных достижений. 2. Приглашение школьного врача, учителя физкультуры. 3. Анкетирование родителей и детей. 4. Памятки для родителей. |
В кругу семьи | 1.Способствовать развитию добрых дружеских взаимоотношений в семье. 2. Расширить представление детей и родителей о семье, её обязанностях, традициях, реликвиях. | Семейный праздник | 1. Создание рисунков герба каждой семьи. 2. Составление родословной. 3. Фото-коллаж «В кругу семьи» 4. Подбор ситуаций для обсуждения. 5. Подготовка концерта. |
4 класс
Работа с семьёй в четвёртом классе имеют свою специфику. Она должна быть направлена на то, чтобы помочь родителям и детям в будущем легче пережить адаптацию к обучению в пятом классе, подготовить детский и родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами.
Сроки проведения | Тема | Задачи | Форма общения | Подготовительная работа |
I четверть | Культура учебного труда и поведения школьни ков | Совершенствовать знания родителей о физиологических особенностях ребёнка данного возраста, об особенностях развития познавательных интересов. | Лекция | 1. Приглашение на встречу школьного психолога. 2. Памятки для родителей. |
Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению | 1.Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребёнка. 2.Формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей. | Интеллектуаль-ный марафон | 1. Формирование команд для участия в интеллектуальном марафоне. 2. Подготовка эмблем, девизов, приветствий. 3.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания. 4.Подготовка сцена рия проведения марафона | |
II четверть | Как научить своего ребёнка жить в мире людей | 1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома. 2.Формировать у родителей понимание значимости поведения ребёнка для становления его характера, взглядов. | Дискуссион- ный клуб | 1. Анкетирование детей и родителей. 2. Подбор ситуаций для дискуссии. 3. Выпуск классной газеты по теме собрания. 4. Памятка для родителей. |
О родных и близких людях с любовью | 1.Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям. 2.Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. | Час сердечного общения | 1. Подготовка пригласительных билетов для родителей. 2.Подготовка кон- цертной программы. 3.Конкурс сочинений «Дом, в котором я живу…» 4. Выставка рисунков «Окна моего дома» 5. Подготовка сценария часа общения. | |
III четверть | Какой отец нужен вашему ребёнку? | 1.Активизировать внимание родителей на влияние воспитания отцов в становлении характера ребёнка и его взглядов. | Вечер вопросов и ответов | 1.Подбор ситуаций для обсуждения. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3.Памятки взрослым и детям. |
Поговорим о дружбе | 1.Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребёнка. 2.Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе. | Костёр дружбы | 1. Анкетирование детей и родителей. 2. Выставка сочинений «Мой друг» 3.Конкурс пословиц и поговорок о дружбе. 4. Фото-коллаж «Кладовая дружбы». 5. Выпуск газеты. | |
IV четверть | День Победы | 1.Способствовать развитию добрых дружеских взаимоотношений в семье, расширению представлений детей о жизни своих дедушек и бабушек. | Встреча поколений | 1.Пригласительные билеты. 2. Подготовка сценария. 3. Подготовка концертных номеров |
День открытых дверей в классе | 1.Продемонстрировать достижения учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы. | Творческий отчёт по предметам. | 1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями. 2.Подготовка 2-3х открытых уроков. | |
«До свидания, школа! Здравствуй, лето!» | 1.Подвести итоги развития коллектива учащихся в начальной школе. 2.Создать условия для дальнейшего совершенствования коллектива. | Семейный праздник | 1. Подготовка фото-коллажа. 2. Проведение интервью с педагогами, работающими в классе. 3. Подготовка сценария праздника. |
2.Формы совместной деятельности классного руководителя с родителями
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.)
- формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.)
- формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.)
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
-участие родителей класса в работе Совета школы;
-участие родителей в работе родительского комитета.
В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.
Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
3.Прогнозируемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах
Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:
- наличие организационной структуры в работе с родителями;
- конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
- наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
- обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
- позитивный уровень сохранности здоровья детей;
- высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы классного руководителя "Мы вместе"
Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
Программа работы классного руководителя «В слове «Мы» - сто тысяч «Я»!»
Программа предназначена для формирования и развития классного коллектива в начальной школе....
Программа работы классного руководителя с коллективом класса и родителями.
Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время.Работа проводится с учениками 3-4-х классов общеобразовательной школы. Осуществл...
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Актуальность программы: Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на пл...
Программа работы классного руководителя с родителями 1 - 4 класса "Общее дело".
Родители – главные воспитатели ребёнка. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Родители были, е...
ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНазначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с...