Проект по воспитательной работе "Мой дом - моя семья"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Актуальность и востребовательность разработки воспитательного проекта определена тем, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_dom_-_moya_semya.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ»
Автор:
Лысенко Елена Владимировна
Сургут
2018 г.
Содержание
- Основания для разработки проекта ……..……………………………...3
- Цели и задачи проекта ……………………………………………………. 4
- Концептуальные подходы ………………………………………………… 5
- Основное содержание проекта ……………………………………………6-7
- Этапы и сроки реализации ……………………………………………… 8-14
- Ресурсное обеспечение ………………………………………………… 15-16
- Схема управления программы …………………………………………. 16
- Предполагаемые конечные результаты ………………………………. 17-18
- Механизм реализации …………………………………………………… 19
- Предполагаемые затраты ………………………………………………... 20
- Приложения ……………………………………………………………….
“Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро”.
(В. Сухомлинский)
Государственная системная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера и направлена на улучшение жизнедеятельности семьи.
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определённый её тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.
Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно.
Актуальность и востребовательность разработки воспитательного проекта определена тем, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
В основу Концепции легли нормативные документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.»
- Федеральная программа развития образования;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Цель
создание единого воспитательного пространства, главной ценностью
которого являются личность ребенка, его счастье и успех.
Задачи
- развитие гуманистической культуры личности педагога, родителя, ребенка;
- координация деятельности и взаимодействие школы, семьи;
- освоение и использование на практике технологии личностно ориентированного подхода в воспитании с учетом интеграционных усилий семьи и школы.
Концептуальные подходы:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы «Мой дом – моя семья». Выделяется комплекс основных направлений: − «Я, моя семья, мои друзья», «Школа дом радости», «Я живу среди людей», «Я – гражданин России».
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период начальной школы, как субъекта в посильных видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и гигиенических навыков, трудовая деятельность. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
Концептуальные идеи.
Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь, на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Основное содержания проекта
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Программа адресована для учащихся 1-4 классов и реализуется за четыре года обучения. Классные руководители выбирают на год один тематический цикл как стержневой, его можно дополнять материалом из других разделов.
Первый этап – первый год обучения − «Я, моя семья, мои друзья». Первоклассник должен осознавать свой статус в семье ("я надежда и помощник") и в обществе ("я гражданин, я ученик").
2 класс – второй год обучения «Школа дом радости». Для полноценного прохождения процесса формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Третий этап – «Я живу среди людей», предполагает знакомство детей со службами города, с его социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающими на них.
Четвёртый этап – «Я – гражданин России». Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.
Основные направления работы
- создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
- изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
- изучение круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Этапы реализации проекта
1 класс - Я, моя семья, мои друзья.
Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье ("я надежда и помощник") и в обществе ("я гражданин, я ученик").
Задачи раздела:
- помочь ребенку осознать свою роль в обществе и семье;
- ознакомить с правилами совместной деятельности;
- учить согласовывать свои действия с окружающими;
- помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
В деятельности по моделированию воспитательной системы первого класса можно выделить три основных направления:
- первое направление – «Давайте познакомимся!» (изучение индивидуальных и групповых характеристик классного сообщества);
- второе направление – «Давайте жить дружно и интересно!» (деятельность по сплочению развитию коллектива класса);
- третье направление – «Давайте помечтаем!» (совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества).
Совместно с родителями разрабатывается схема анализа воспитанности детей, на основе которой строится дальнейшая воспитательная система класса.
Схема анализа воспитанности детей
1. День знаний.
Общешкольная праздничная линейка 1 сентября. поздравления с началом учебного года.
2. Посвящение в ученики – совместный праздник с родителями.
3. Смотр конкурса рисунков «Моя семья».
4. «Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так назвал?»
Рассказы ребят, выставка творческих сочинений, фотовыставка, беседа об именах ребят.
5. «Сундучок семейных альбомов и реликвий»
Рассказы детей и родителей о семейных традициях, выставка семейных альбомов, реликвий, коллекционных материалов.
6. «Моя родословная».
Выставка творческих сочинений, рассказы ребят о своих предках»
7. «Герб класса», «Эмблема класса».
8. Составление учащимися «Цветка настроения».
9. Проведение дней именинников.
10. Игры – путешествия «В мир народной культуры».
11. Соревнования «Весёлые старты».
12. Организация творческих мастерских.
13. Тренинги, анкетирования родителей.
2 класс – «Школа дом радости»
Для того, чтобы отследить эффект реализации программы были определены критерии:
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности (“лица”) классной общности.
Правила жизни в классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
10. Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
11. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
В этом разделе мы предполагаем игры на развитие памяти и внимания: предметные викторины, конкурсы смекалки, КВН и другое, также сюда можно включить дежурство по классу, КТД, спортивные перемены; участие в общешкольных мероприятиях.
Основное содержание и формы занятий:
- День знаний. Общешкольная праздничная линейка 1 сентября. Поздравления с началом учебного года.
- Классный час «Как я провел лето». Рассказы ребят творческие сочинения, фотовыставка.
- Акция «Милосердие».
Участие ребят в сборе подарков детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Экскурсии в библиотеки города, знакомство с библиотеками, книгами, с профессией библиотекарь. «Книжная больница» помощь школьной библиотеке в подклеивании книг и пополнение ее книгами, подаренными детьми.
5. КВН «Хочу все знать». Использование любых занимательных учебных заданий.
6. «Мастерская Деда Мороза». Подготовка к Новому году, изготовление елочных игрушек, новогодней мишуры своими руками, украшение класса.
7. Вовлечение младших школьников в работу учреждений дополнительного образования «Каждому дело по душе»
8. «В мир за знаниями». Предметные викторины, предметные недели, оформление предметных стенгазет.
9. «Рыцарский турнир». Конкурсы игры для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества.
10.Беседа «Мои помощники». Знакомство младших школьников с энциклопедиями, словарями и справочниками.
11. Смотр – конкурс школьных принадлежностей. Проверка родителями ежемесячно школьных принадлежностей. Выявление лучших ребят.
12. «Моя школа, что я о ней знаю» Знакомство ребят с историей, традициями своей школы. Творческий конкурс рисунков о школе.
13. «День девчонок» Праздники, игры, конкурсы, посвященные 8 Марта. Участие родителей.
14. Спортивные перемены, проведение игр во время перемен, прогулки на свежем воздухе.
15. «Здравствуй, лето!» праздник, посвященный окончанию учебного года. Представление номеров художественной самодеятельности, участие родителей.
3 класс – «Я живу среди людей».
Задачами программы являются:
- воспитание положительного отношения к школе, учебе, коллективной жизни;
- укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности;
- оказание помощи в выборе занятий в учреждениях дополнительного образования;
- педагогическое сопровождение младших школьников во вхождении в мир других людей.
В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, представления тематических экспозиций коллекционных материалов, экскурсии в музей и на предприятия города, встречи с работниками городских служб, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, секциях.
Этот раздел предполагает знакомство детей со службами города, с его социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающими на них.
Основное содержание и формы занятий:
- «Мой город», «Мой двор».
Выставка рисунков, фотовыставка, беседа о своем родном городе.
- «Правила движения достойны уважения». Беседа- игра. Встреча с работниками ГИБДД, знакомство с профессией.
- Экскурсия в действующую пожарную часть города. Знакомство с профессией, с техникой пожарного дела. Конкурс рисунков.
- Посещение театрализованных представлений города. Знакомство с клубами, домами культуры города, с профессиями людей, которые в них работают.
- День здоровья, спортивные игры.
- «Мой внешний вид». Беседа фельдшера школы о соблюдении правил личной гигиены. Знакомство со специализацией врача.
- Службы безопасности города. Конкурс рисунков.
- «Почта», «Магазин», «Театр». Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии.
- «Кто делает наш город чистым?». Творческие сочинения и рисунки.
- Экскурсия на железнодорожный вокзал. Знакомство с историей вокзала, с объектами, профессией людей.
- Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальон.
4 класс – «Я – гражданин России».
Задачи:
- пробудить интерес к прошлому своего народа;
- познакомить с национальной культурой;
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.
Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.
1. Цикл бесед “История Российской государственной символики”:
- Государственные флаги России XIX – XX веков.
- История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
- Эволюция герба России.
2. Классный час “Мы граждане России”.
3. Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны для музея школы.
4. Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
5. Вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны “Дедушкин орден на ладони внука”.
Проект реализуется на протяжении обучения в начальной школе.
Ресурсное обеспечение воспитательного процесса
Информационное
Изучение «Конвенции о правах ребенка», Концепции модернизации Российско-го образования до 2010г, Концепции воспитательной работы.
Кадровое
Внедрение современных средств контроля за качеством воспитательной работы в школе. Организация повышения квалификации и переподготовки педагогов школы для реализации системы воспитательной работы (консультации, методические объединения, творческие группы, семинары, «круглые столы» с представителями заинтересованных организаций, конференции, аттестация педагогов).
Научно-методическое
Федеральная Программа воспитательной работы.
Региональные целевые Программы, связанные с воспитанием детей.
Финансово-экономическое
Финансовая политика школы, утвержденная директором школы. Локальные акты, регулирующие финансово-экономические отношения. Система внутриш-кольного контроля за финансовой деятельностью школы. Система предоставле-ния платных дополнительных образовательных услуг. Взаимодействие со спон-сорами. Оказание материально-финансовой помощи со стороны попечительского совета школы.
Нормативно-правовое
Свидетельство о государственной аккредитации.
Устав школы.
Концепция воспитательной работы в школе.
Локальные акты.
Материалы по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности.
Материалы по соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Организационное
Формирование социального заказа на воспитание личности ребенка.
Программирование воспитательной деятельности.
Подготовка ресурсного обеспечения для осуществления воспитательной деятельности.
Заседания педсоветов, совещаний, попечительских советов, МО классных руководителей, ученического совета, комиссий уч. совета.
Мониторинг воспитательного процесса в школе.
Анализ эффективности системы воспитательной работы.
Схема управления программой
родители учитель
дети
Предполагаемые конечные результаты,
их социально-экономическая эффективность
1. Создание условий для достижения целей и задач воспитательной системы.
2. Позитивные результаты в развитии творческого потенциала личности учащегося.
3. Участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
4. Запись видеоматериалов для школьного музея.
5. Воспитание любви к малой родине.
6. Становление творческой личности школьника через практическую деятельность.
7. Выявление общих индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.
8. Вовлечение родителей в единое информационное поле.
9. Создание ситуации успеха в проблемных семьях. Развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми.
10. Повышение роли отцовства в семейном воспитании.
11. Повышение педагогической культуры родителей.
12. Удовлетворение потребностей семьи в образовании детей.
Мониторинг результативности
развития воспитательной системы.
1. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.
2. Включенность родителей в воспитательный процесс.
3. Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата.
4. Демократический характер планирования.
5. Развитие системы стимулирования участников воспитательного процесса.
6. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.
7. Осуществление интеграционных связей: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
8. Удовлетворенность уровнем и характером профессионализма и организации воспитательного процесса его участниками.
9. Развитие ученического самоуправления.
10. Удовлетворенность учащихся и родителей школьным микроклиматом и воспитательным процессом.
11. Наличие положительных результатов воспитания.
12. Динамика в оценке воспитанниками роли школы, класса, педагогов, товарищей, удовлетворенности обучением, проведением досуга, отношений с родителями.
Механизмы реализации проекта
Сотрудничество учителей и родителей в организации
воспитательной работы в классе
Действия | Предполагаемый результат |
1. Работа родительского комитета класса. 2. Создание инициативной группы родителей. 3. Поиск родителей - спонсоров классных праздников. 4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. 5. Оформление классных альбомов «Наши родители». 6. Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей. | Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций |
Работа с педагогическими кадрами
Действия | Предполагаемый результат |
1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. 2. Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога. 3. Создание информационного центра в библиотеке. 4. Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональ-ной квалификации по проблеме организации работы с семьей. 5. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей. 6. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей | Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям |
Работа с социумом
Действия | Предполагаемый результат |
Школа традиционно поддерживает отношения: - с отделом психологической помощи семье и детям; - с Советом ветеранов; - с музыкальным колледжем; - с библиотеками города; - с домом детского творчества. | Расширение пространства культурно-воспитательного |
Примерный план финансового обеспечения проекта
№ | Обеспечение направления деятельности | Необходимые материально-технические ресурсы | Примерные финансовые затраты |
1. |
Модернизация кабинетов, обеспечение компьютерной техникой | 2 ноутбука принтер видеокамера | 60 тыс 20 тыс. 20 тыс. |
2. | Создание открытого информационного пространства 2.1. Публикация на сайте школы оперативно сменяемой информации для родителей, учащихся 2.2 Изменение стиля работы классного руководителя (персонифицированная связь «учитель-ученик») 2.3. Участие школы в сетевых образовательных и гуманитарных проектах | выход в интернет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса "Личность, семья, школа, общество"
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффектив...
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания....
Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".
Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в...
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е....
Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...
Разработка воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия "Моя семья мое богатство"
ПРоекты сетевого взаимодействия...