Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
материал (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
43729_programma_vospitatelnoy_raboty_semya_i_shkola.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района »
Согласовано:__________________ Утверждено:________________
Зам. директора по ВР: Исаева И.В. Директор школы: Штурмина Н.Г.
Программа воспитательной работы
"Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Срок реализации: 2010-2014 учебные года
Составитель
учитель начальных классов:
Бударина В.А.
Программа воспитательной работы
"Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Пояснительная записка.
Цель: развивать сотрудничество между родителями и школой.
Задачи: просвещать родителей (психолого-педагогическое просвещение),
повышать воспитательное воздействие семьи,
воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания, безболезненное вхождение ребенка в школьный мир, создание условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в доме «школа – семья». Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е. оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций семейного воспитания); формировать у них понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу, к совместной реализации воспитательной проблемы, как одной из приоритетных задач, стоящих перед школой.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Участники Программы
Представление интересов участников программы
Группа | Интересы и устремления участников программы |
Дети | -повысить свой образовательный уровень; - иметь интересное и содержательное общение с родителями; - развивать коммуникативные способности; - получить защиту от негативного социального окружения; - проявить свои способности; - стать значимой для родителей личностью. |
Родители | - обеспечить детям комфортные условия обучения и воспитания; - иметь возможность влиять на УВП; - возможность оградить детей от негативных явлений; |
Классный руководитель | - создать среду, обеспечивающую комфортные условия обучения и воспитания; - иметь возможность влиять на взаимоотношения в семье; - обеспечить эффективность обучения и воспитания детей; - иметь дополнительные возможности для общения с родителями, учащимся в неформальной среде; - иметь дополнительные возможности привлечения в социуме знаний с целью влияния на семью; - получить возможность защищать детей и от отрицательного влияния «улицы», заполнить досуг интересным содержанием; |
Спец. службы | - иметь дополнительные возможности привлечения в социуме знаний с целью влияния на семью; - получить возможность защищать детей и от отрицательного влияния «улицы», неблагополучной семьи. |
Взаимодействие классного руководителя и семьи
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношении к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае
неудачи.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрости Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
- основательно утрачены традиции народной педагогики;
- происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т.д.);
- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, т.е. на их воспитание не остается времени.
Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
- по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
- по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
- неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;
- внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак.
У педагогов-практиков деление семей принято
на «благополучные» и «неблагополучные».
Их признаки:
- в «благополучной» семье - оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
- «формально-благополучные» - благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
- «неблагополучные» семьи - где явно просматриваются дефекты воспитания - постоянные окрики, наказания детей. Создает надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни;
- семьи «новых русских» - новый тип высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса. Основными формами работы с семьей являются: групповые и индивидуальные.
Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Они организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
- Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной; «Мы - одна семья»,
«Учимся общению», «Психологический климат».
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции – размышления, собрания «Роль отца в воспитании детей» и другие.
Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
- Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.
- Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
-Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
- Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
- Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета.
- Родительский актив — это опора классного руководителя, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел.
- Формы познавательной деятельности — общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместимо олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
- Формы трудовой деятельности — оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
- Формы досуга — совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. Широкое распространение
получают семейные праздники и фестивали:
- День матери,
- День семьи,
- игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», и т.д
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя.
Формы работы с родителями
Показатели эффективности программы:
отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
устойчивость в поведении детей.
Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Направление деятельности | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты |
Диагностика семьи. | Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. | Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”. Посещения на дому. Выявление случаев жестокого обращения с детьми. Индивидуальные тематические консультации (“Хвалить? Ругать?”). | 1-4 кл. | Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи. |
Взаимоотношения с родителями учащихся. | Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. | Лекция “Воспитание – дело общее”. Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”. Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”. Изготовление подарков к праздникам, ремонт. Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”. Письма родителям о достижениях учащихся. Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”. | 1-4кл. | Создание приоритета родительского воспитания. |
Работа с нестандартными семьями(многодетные, неполные, неблагополучные). | Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. самооценку ребёнка”. | Лекция “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”, “Права и обязанности родителей и детей”. Родительское собрание “Жестокое обращение с детьми”, “Гражданский долг и ответственность за воспитание детей”. Педагогическая консультация “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить | 1-4кл. | Организация педагогического просвещения родителей. |
Организация полезного досуга. | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Экскурсии. Родительский арбузник для детей. День игры. Конкурс детского творчества “Моя родословная”. Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”. Концерты для родителей. | 1-4 кл. | Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых |
План работы с родителями на 2009 – 2010 учебный год.
Чет-верть | Педагогическое взаимодействие на родителей | Работа родительского комитета | Организация полезного досуга | Работа с трудными детьми, с нестандартными семьями |
1 чет. | 1.Родительское собрание (организационное) «Первый раз – в 1 класс!» 2. Анкетирование родителей:
3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников к обучению к школе» отв. Психолог Анкетирование. |
| Участие класса и родителей на ярмарке Классный час «Профессии моих родителей» | Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. Составление социального паспорта |
2 чет. | Родительское собрание. «Школьная тревожность и пути преодоления» Лекторий «Утомляемость ребенка и как с ней бороться» Анкетирование «Выявление эмоциональной атмосферы в семье» | Заседание род. комитета. (подготовка к родительскому собранию – памятки; организация подарков ко дню именинника, к Новому году Организация чаепития ко дню « Матери» | Праздник «Мама лучший друг на свете» КТД «У меня день рождения!» | Регулярное посещение проблемных семей; б) индивидуальные беседы с родителями; |
3 чет. | Круглый стол «Учитель-ученик-родитель» Тестирование «День рождение в моей семье» | Заседание род. комитета.
| Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”. Акция «Твори добро!» - изготовление скворечников | Индивидуальные консультации с родителями Психолог изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. |
4 Чет. | Тест «Мера заботы о ребенке». Совместное родительское собрание вместе с детьми «Неразлучные друзья – родители и дети» | Заседание род. комитета. (подготовка к родительскому собранию – покупка грамот, шуточных медалей, призов) | Праздник «Нам 1 класс любовь дарил» | Индивидуальные консультации с родителями |
План работы с родителями на 2010 – 2011 учебный год.
Чет-верть | Педагогического взаимодействия На родителей | Работа родительского комитета | Организация полезного досуга | Работа с трудными детьми, с нестандартными семьями |
1 чет. | Родительское собрание «Мотивы учения младшего школьника» Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, | Подготовка к родительскому собранию: подготовка презентации – итоги анкетирования детей; Памятки родителям: 1.Как относиться к отметкам ребенка. 2.Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий. Подготовка к сладкой ярмарке. | Участие класса и родителей на ярмарке | Составление социального паспорта Индивидуальные консультации с родителями Психолог изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. |
2 чет. | Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у младших школьников» Анкетирование “Конфликтные ситуации”. | Заседание род. комитета.
| Акция «Твори добро!» - изготовление кормушек. КТД «Лучше мамы не найти!» | Регулярное посещение проблемных семей; б) индивидуальные беседы с родителями; |
3 чет. | Родительское собрание «Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения» Анкетирование «Мера заботы о ребенке» | Подготовка к родительскому собранию:
| Классный час «Моя семья» (моя родословная» Выпуск газеты к 23 февраля. | Контроль над постановкой детей из данной категории семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой; |
4 Чет. | Родительское собрание «Семейный конфликт и дети» | Заседание род. комитета:
| Проведение КТД «Прощание со 2 классом!» | Совместно с социальным педагогом и психологом, учитель планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями |
План работы с родителями на 2012 – 2013 учебный год.
Чет-верть | Педагогического взаимодействия На родителей | Работа родительского комитета | Организация полезного досуга | Работа с трудными детьми, с нестандартными семьями |
1 чет. | Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”- круглый стол | Подготовка к родительскому собранию: Подготовка презентации родителей, выставки фотоальбомов. Организация похода в «Акиньшино» | Игровая экологически-спортивная программа «Мы туристы!» | Составление социального паспорта Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
2 чет. | Родительское собрание – дискуссия «Труд ребенка в семье» | Подготовка к родительскому собранию: Памятки, выступление; подготовка к акции «Твори добро!» - ремонт библиотечных книг | Акция «Твори добро!» - ремонт библиотечных книг. | Психолог изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. |
3 чет. | Круглый стол «Книга в семье и развитие ребенка» | Подготовка к родительскому собранию: Письма родителям о достижениях учащихся. Организация катания на коньках. | Семейное катание на коньках Выпуск газеты к 23 февраля. Спортивное программа «Папа, мама я- дружная семья» | Совместно с социальным педагогом, учитель планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями |
4 Чет. | Родительское собрание – круглый стол «Перелистывая страницы учебного года…» | Заседание род. комитета. (подготовка к родительскому собранию – покупка грамот, шуточных медалей, призов) Организация похода к реке закупка цветных мелков, воздушных шаров,подготовка игр,организация конкурса рисунков на асфальте «Мы имеем право»; Организация стола. | Игровая программа с родителями «Мы имеем право!» | Индивидуальные консультации с родителями. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
План работы с родителями на 2013 – 2014 учебный год.
Чет-верть | Педагогического взаимодействия На родителей | Работа родительского комитета | Организация полезного досуга | Работа с трудными детьми, с нестандартными семьями |
1 чет. | Лекторий «Развитие познавательных способностей младшего школьника» | Подготовка к родительскому собранию: Памятки Подготовка к экологической программе | Игровая экологически-спортивная программа «Мы туристы!» | Составление социального паспорта Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
2 чет. | Родительское собрание –дискуссия «Поощрение и наказание» | Подготовка к родительскому собранию: Памятки Презентации опыта семейного воспитания. Организация чаепития ко дню « Матери» Организация катания на лыжах (лыжная база) | Игровая программа для мам «Милые мамочки» Семейное катание на лыжах. КТД « День именинника» | Совместно с социальным педагогом и психологом, учитель планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями |
3 чет. | Конференция для пап «Мужчины в нашем доме» | Подготовка к родительскому собранию: Памятки для пап; Организация КТД «Служу России!», выставка, презентации, сочинения. Подготовка к спортивной программе (название, девиз, эмблема) | КТД «Служу России!» с приглашением пап. Спортивное программа «Папа, мама я- дружная семья» | Индивидуальные консультации с родителями |
4 Чет. | Лекторий «Почему ребенок становится трудным» Родительское собрание «Стили воспитания» | Заседание род. комитета. подготовка к родительскому собранию; организация уборки своего двора; подготовка к выпускному празднику, покупка грамот, шуточных медалей, призов, подарков, организация кафе, оформление зала. Презентации опыта семейного воспитания | Акция «Самый чистый двор!» Выпускной бал «Мы прощаемся с начальной школой!» | Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Ожидаемые результаты:
1. Общая заинтересованность педагогов и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль школы в организации этой среды.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Скорая воспитательная помощь семье.
4. Оказание родителям помощи по подготовке ребенка к взрослой жизни.
5. Активизация совместной работы педагога и учащихся, освоение обучающимися знаний, формирование способности к саморегуляции деятельности, ее самооценке. Саморазвитие, самореализация и самопознание ребенка; развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, умений прогнозировать результат, принимать нестандартные решения; развитие творческих способностей воображения, фантазий, импровизации.
Анализ работы:
- родители охотнее идут на контакт с классным руководителем;
- родители не проявляют агрессивность при посещениях на дому;
- родители оказывают посильную помощь в жизни класса;
- выросла сознательность детей;
- поднялся культурный уровень детей;
- выявились творческие способности, новые таланты;
- многие записались в спортивные секции;
- появилось стремление к самовыражению;
- выросла самооценка учащихся;
- научились достойно выходить из конфликтных ситуаций.
Литература
- Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
- Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974.
- Валеология человека: Здоровье - любовь - красота: В 5 т. Т. 2. Экологическая Валеология и Питание. СПб., 1996.
- Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
6. Дорофеев А .О. культуре поведения. М., 1978.
- Жучкова Т.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М., 2001.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М., 1992.
- Психология совместного труда детей/Под ред. ЯЛ.Коломинского. Минск, 1987.
- Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осипо-вой М.П., Бутрим Г.А. Минск: 2003.
11.Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2000.
12.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика//Избр. пед. соч.: В Зт. М., 1981. Т.З.
- ФридманЛ. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
- Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. М., 1986.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Т.А. Учимся читать и писать. М., 1993-1994.
- Синицына Л. Умные сказки. М., 1997.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
- Мир детства: Младший школьник/Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"
Презентация программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Программа воспитательной работы "Сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников"
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня....
Программа воспитательной работы в начальной школе классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»
Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа расс...
Программа воспитательной работы для начальной школы ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.В.Г. Белинский Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По определению Х....