Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".
методическая разработка на тему
Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и воспитания не справиться, мы вынуждены наладить тесное сотрудничество школы с семьёй, привлечь семьи к активному участию в делах школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_vospitatelnoy_sistemy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы
«Мы – одна семья»
Миссия: Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.
Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и воспитания не справиться, мы вынуждены наладить тесное сотрудничество школы с семьёй, привлечь семьи к активному участию в делах школы.
Цель воспитательной системы заключается в воспитании социально адаптированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества и подготовка к будущей семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование положительной « Я – концепции»;
- гармоничное развитие ребёнка;
- формирование и развитие коллектива;
- помощь в социализации личности ребёнка;
- расширение возможностей для поддержания стабильного здоровья учащихся;
- формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
- развитие интересов, склонностей, способностей к творчеству;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни;
- постоянное привлечение к процессу обучения и воспитания их родителей.
Внеклассная деятельность строится на следующих принципах:
- Принцип открытости. (Классный руководитель прислушивается к мнению детей.)
- Принцип привлекательности будущего дела. (Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом.)
- Принцип деятельности. (Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.)
- Принцип свободы участия. (Классный руководитель, предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, учитывает их мнение.)
- Принцип обратной связи. (Классный руководитель совместно с учащимися заканчивает мероприятие рефлексией.)
- Принцип сотворчества. (Классный руководитель предоставляет учащимся право выбора партнёра по выполняемому делу.)
- Принцип успешности. (Классный руководитель по достоинству оценивает участие каждого ребёнка в мероприятии.)
Для необходимости узнать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения их со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера и эмоциональное состояние ребёнка использую такие формы диагностики:
- беседа;
- опросник;
- метод наблюдения;
- проективные тесты;
- графические и рисуночные тексты;
- анкеты;
- сочинения.
Реализация цели и задач осуществляется через направления воспитательной работы, которые являются фундаментом воспитательной системы.
«семьЯ»:
- Я и моё общение;
- Я и Отечество;
- Я и досуг;
- Я и мои знания;
- Я – человек;
- Я и моё здоровье;
- Я и семья.
По данным направлениям ведётся совместная работа с родителями. Основной формой работы является «родительский урок», где почти каждая семья проводит подготовленное мероприятие в виде игры, соревнования, лекции, экскурсии, беседы и др.
Направления сотрудничества педагога и родителей:
- повышение педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала;
- участие родителей в управлении школой и её развитии.
Реализация данных направлений осуществляется через разнообразные формы и виды деятельности:
- родительские лектории, тренинги, дискуссии, практикумы, конференции, круглые столы, устные журналы;
- открытые уроки и классные мероприятия;
- индивидуальные консультации;
- творческие группы и группы по интересам;
- родительские собрания, чтения, вечера;
- совместные КТД;
- помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы;
- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями;
- классный, школьный родительские комитеты;
- совет содействия семье и школы.
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
В своей воспитательной системе «Мы - одна семья» акцент сделала на подпрограмму: «Родительский дом – начало начал».
В эпоху социальной нестабильности усиливается роль семьи как фактора социализации и воспитания человека. Именно семья обеспечивает с момента рождения до старости чувство защищенности и душевного комфорта. Здесь закладываются основы социального поведения ребёнка, подростка, старшего школьника, будущего продолжателя рода. Законодательство значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбрать место и форму школьного и дошкольного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения. Вместе с тем нельзя не отметить значительные трудности, которые заключает в себе проблема воспитания семьянина.
Древо проблем.
………
…………………………………………………………………………
Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций, возможно, если он:
- понимает и переживает свою значимость как полноправного члена семьи, осваивая по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, внуком, внучкой и т.д.);
- Учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;
- Испытывает потребность сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей;
- Знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает соответствующие умения в плане заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведение свободного времени.
Подпрограмма
« Родительский дом – начало начал»
Цель: Адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере «Семья».
Задачи:
- Формирование чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
- Формирование хозяйственно – экономических знаний.
- Знакомство с основами культуры супружеских отношений.
Содержание деятельности.
1 класс. Сыновне-дочерняя роль личности.
Знание генеалогического древа семьи. Занятия родителей и их социальная значимость. История семьи. Семейные традиции. Культура взаимоотношений в семье. Отношение к старикам, младшим членам семьи, инвалидам, больным. Долг сына и дочери
.
2 класс. Формирование хозяйственно-экономических знаний.
Обязанности членов семьи, их распределение. Культура быта. Домашнее хозяйство. Материальные и духовные потребности членов семьи. Бережливость и щедрость. Труд - основа семейного благосостояния.
3 и 4 классы. Формирование представлений об основах супружеской культуры.
1. Этическая подготовка к семейной жизни. Равноправные товарищеские отношения между мальчиками и девочками. Дружба, ответственность, верность, честность, доброта. Любовь как нравственная основа брака. Взаимная ответственность супругов. Моральные основы брачно-семейных отношений.
2. Психологическая подготовка к семейной жизни. Особенности психологии межличностных отношений. Эмпатия.
3. Педагогическая родительская культура. Ответственность родителей за воспитание детей. Формирование представлений о специфике семейного воспитания. Самовоспитание.
4. Правовая культура. Правовые основы брака и семьи.
5. Физиолого-гигиеническая культура. Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Гигиена мальчиков и девочек. Физическая культура. Физиология мужчин и женщин.
Прогнозирующий результат программы.
Все учащиеся:
- Владеют социальными ролями сына и дочери.
- Признают семью как самоценность.
- Имеют знания по ведению домашнего хозяйства.
- Понимают значимость социальных ролей супругов и родителей.
- Имеют навыки этической, психологической, педагогической, правовой и физиолого-гигиенической культуры.
Рассматривая и работая над воспитательной системой «Мы – одна семья», можно прогнозировать следующие результаты:
- Выработка эффективных способов сотрудничества учитель – родители - ученики.
- Правовое просвещение детей и родителей.
- Повышение уровня воспитанности учеников.
- Способность к конструктивному взаимодействию и сформированный классный коллектив.
Проблемы воспитания семьянина
Утрачены традиции россий
ского семейного воспитания и его
нравственные ценности
Занятость
родителей
Распад семьи, неполные семьи, семья, где один из родителей не является родным
Обесценивание понятия «целомудрие», «супружеская верность», «женственность», «девичья честь», «родительский долг»
Затрудняет опору в воспитании семьянина в национальных традициях
Не ощущается
нравственная ценность семейных отношений
Увеличение закрытости семей
Нежелание сотрудничать со школой
Обозначились тенденции к снижению рождаемости
Создание неблагоприятного социально-психологического фона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"
Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...