Статья "Декоративно-прикладное искусство- потенциал для творческого развития детей."
статья

Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании внутренней культуры подрастающего поколения, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство-потенциал для творческого развития детей.

«Истоки творческих способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли…Чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании внутренней культуры подрастающего поколения, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное мышление.

Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное искусство. Наши предки любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью. Искусство и красота незаметно существовали рядом с человеком от его рождения до смерти.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время, так как оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры.

Ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще, тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно – эмоциональной, рационально – интеллектуальной, волевой сфер человека. Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для детей.

Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием произведений народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи.

Восприятие произведений декоративно-прикладного творчества детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям. Декоративно-прикладное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей.

Занятие с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение и внимание, зрительная и моторная память, координация движений и мелкая моторика, аккуратность и усидчивость. Происходит разностороннее психическое развитие ребенка. Раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация. Воспитывается эстетический и художественный вкус.

Сегодня, почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца; украшения и изделия из дерева, кожи, керамики и др. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением жилья. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства с их доброй энергией мастера, подарившего эти изделия.

В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей. Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития детей. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир растущего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

Творческое развитие детей при подготовке и проведении праздника "Прощай, Азбука!"

Фотоотчёт о проведении праздника в 1б классе "Прощай, Азбука!"...

Методическая разработка: «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»

1.     Характеристика проблемной ситуации       В 2016 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек....

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...