Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал по теме
« Прежде чем делать что-то,
Необходимо сначала научиться.
Но научиться можно,
только начав делать».
Аристотель.
Данное материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность,как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями. | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Усть-Кутского муниципального образования
КОНКУРС
«Методический поиск»
ТЕМА:
«Проектная деятельность, как путь творческого развития
учащихся с ОВЗ»
Выступление-презентация
Егорова Светлана Васильевна
учитель начальных классов
30.03.2018 года
«Проектная деятельность, как путь творческого развития
учащихся с ОВЗ»
Содержание:
Введение. 3-4
Основная часть: 4-6
Глава 1. Основные нормативно-правовые документы:
1.1.Теоретические основы организации исследовательской 4-5
и проектной деятельности.
Глава 2. Практическая часть: 5-6
2.1. Проектная деятельность в школе. 5
2.2.Фрагмент видео занятия по внеурочной деятельности.
2.3. Формирование УУД. 5-6
2.4. Листы СО. 6
2.5. Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Заключение. 7
Литература. 8
Слайд № 1. Очень часто задаём себе вопрос: «Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к учению?» Ответ один: однообразие форм организации учебного процесса «убивает» познавательный интерес обучающегося.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, должна стать самостоятельная деятельность обучающихся, которая лежит в основе проектной деятельности.
Слайд № 2.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А. Н. Колмогоров.
В настоящее время этой деятельности уделяется большое внимание. И подготовка ребёнка к ней, становится важнейшей задачей учителя. Это серьёзная и целенаправленная работа всей школы.
Проектная деятельность не прописана в ПрАООП, но зато хорошо описана в образовательных программах НОО, ООО, СОО, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности, в том числе и дети с ОВЗ, так как однажды попробовав себя в проектно – исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, учащиеся возвращаются к этой деятельности снова и снова. И ответственность учителя существенно возрастает – «не научить ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь»
Слайд № 3. Обращаю внимание на то, что актуальные тексты ПООП опубликованы на сайте ФГОС реестр, и были одобрены 8 апреля 2015 года. http://fgosreestr.ru/ (реестр ПООП).
Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к творческим урокам.
Учебный проект для детей с ОВЗ:
– это возможность делать что–то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- это деятельность носит практический характер, интересна и значима для самих детей;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, и прийти к результату;
.
Слайд № 4. 2.1.2. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. (вставка № 1)
2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий (вставка № 2)
2.2.6. Программа внеурочной деятельности (вставка № 3)
Проектная деятельность может быть организована, как в урочное, так и во внеурочное время. Программа внеурочной деятельности является основой для разработки собственной программы внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях Стандарта, но для их реализации рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, и др. формы.
В своей школе проектно - исследовательской деятельностью я занимаюсь 2- й год. В основном это внеурочная работа.
В течение 2х лет были представлены различные темы проектов: по математике «Головоломки» (далее будет представлен фрагмент видеоролика с занятия), по живому миру «Птицы наши друзья» и «Осенняя фантазия»
Среди учеников старших классов: проект по СБО «Салат для моей семьи».
Детям очень нравятся такие занятия.
Проектно - исследовательская деятельность для обучающихся с ОВЗ является очень значимой, создаёт ситуацию успеха, развивает личность детей, активизирует их познавательную активность и способствует повышению мотивации в обучении.
Слайд № 5. Фрагмент видеоролика.
Слайд № 6. На таких занятиях дети учатся умению сотрудничать и работать в группе, умению слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
На занятие по работе с танграмом было отведено 2 урока, сочеталась фронтальная, парная, групповая работа.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддерживанию интереса к занятию. Информация была доступна для детей, что вела их к достижению цели.
На всех этапах занятия учащиеся были вовлечены в активную практическую деятельность исследовательского характера.
Обучающиеся учились: контролировать свою деятельность, старались слушать себя и слышать партнёра, каждая работа отличалась оригинальностью, чувствовали уверенность в себе. Думали, сотрудничали, учились взаимодействовать с окружающими, овладевали способами совместной деятельности в группе, работали самостоятельно, индивидуально.
Формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные УУД - умение вести себя культурно, соблюдать уважительное отношение к окружающим, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Познавательные УУД – умение описывать, сравнивать, умение извлекать информацию, представленную в разной форме – вербальной, иллюстративной, проговаривать ход работы и делать выводы в устной форме, умение обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД – осознавать границы собственных знаний о танграме, определять цели и задачи новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД – развитие умения слышать, слушать, вступать в диалог, приобретать опыт сотрудничества с учителем и детьми, осуществлять совместную познавательную деятельность в парах, осознать необходимость уважительного отношения к партнёру.
Слайд № 7. Теперь перед учителем возникает главная задача - научить детей адекватно оценивать свою учебную деятельность.
Оценивание должно выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий личностных, метапредметных и предметных результатов. «По динамике, используя зону ближайшего развития обучающегося». Оценка обучающегося с ОВЗ очень и очень индивидуальна.
Слайд № 8. Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Изучаем цифры и геометрические фигуры.
1. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы.
2.Нашим детям необходим период вживания в материал. Нельзя их торопить. Одно задание сделали с учителем, другое сообща с классом, третье – каждый индивидуально.
3.Давать изложение материала маленькими дозами, идущее от простого к сложному.
4.Не гнаться за обилием новой информации.
ВЫВОД: В своём выступлении я хотела прежде всего обратить внимание на то, что изучение и освоение учителем новых образовательных технологий поможет ребёнку не только организовать свою работу, но и даст возможность развивать у него мышление. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников. Формирование этих умений происходит в процессе выполнения действий учителя и ученика в совместной работе, т.е. в сотрудничестве.
В образовательном учреждении и для детей с ОВЗ востребованы методы проектов и исследований, так как они позволяют эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.
ПОМНИТЕ!
- Подходите к проведению работы творчески;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций;
- Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
« Прежде чем делать что-то,
Необходимо сначала научиться.
Но научиться можно,
только начав делать».
Аристотель.
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя Как проектировать УУД
/ под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. С.10
- «Развитие и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития» Гуманитарный издательский центр Владос. 2014г Н.П.Коняева.
- Организация проектной деятельности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Аттестационная работа/ Е.В.Дорофеева, - Челябинск: ГОУ ДПО Челябинский ИППК РО кафедра специального (коррекционного) образования, гр. № 235, 2011.
- Проектная деятельность с учащимися с ОВЗ. http://pandia.ru/text/80/116/51896.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»
В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...
Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...
Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...
Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА
В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....
Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания иразвития детей с интеллектуальныминарушениями....
Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»
В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...