Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал по теме

Егорова Светлана Васильевна

« Прежде чем делать что-то,

Необходимо сначала научиться.

Но научиться можно,

только начав делать».

Аристотель.

Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 7

Усть-Кутского муниципального образования

КОНКУРС

«Методический поиск»

ТЕМА:

«Проектная деятельность, как путь творческого развития

учащихся с ОВЗ»

Выступление-презентация

Егорова Светлана Васильевна

учитель начальных классов

                                                               30.03.2018 года

 «Проектная деятельность, как путь творческого развития

учащихся с ОВЗ»

Содержание:    

                                                                                                       

Введение.                                                                                                        3-4                                                                                                                                                                                                                          

Основная часть:                                                                                             4-6                                                                                 

Глава 1.    Основные нормативно-правовые документы:                                                                                                     

1.1.Теоретические основы организации исследовательской              4-5

 и проектной деятельности.

Глава 2.     Практическая часть:                                                            5-6

2.1. Проектная деятельность в школе.                                                     5

2.2.Фрагмент видео занятия по внеурочной деятельности.            

2.3. Формирование  УУД.                                                                       5-6

2.4. Листы СО.                                                                                             6

2.5. Особенности работы с детьми  с ОВЗ.

   

Заключение.                                                                                                         7                                                                                                        

Литература.                                                                                                          8                                                                                                          

  Слайд № 1. Очень часто  задаём себе вопрос: «Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к учению?» Ответ один: однообразие форм организации учебного процесса «убивает» познавательный интерес обучающегося.

     Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, должна стать самостоятельная  деятельность  обучающихся, которая лежит в основе проектной деятельности.

Слайд № 2.       

 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой    поисковой исследовательской работе»    

 А. Н. Колмогоров.

      В настоящее время этой деятельности уделяется большое внимание. И подготовка  ребёнка к ней, становится важнейшей задачей учителя.     Это серьёзная и целенаправленная работа всей школы.

       Проектная деятельность не прописана в ПрАООП, но зато хорошо описана в образовательных программах НОО, ООО, СОО, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности, в том числе и дети с ОВЗ, так как однажды попробовав себя в проектно – исследовательской деятельности и  получивших положительные оценки своих результатов,  учащиеся возвращаются к этой деятельности снова и снова.   И ответственность учителя существенно возрастает – «не научить ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь»

       Слайд № 3. Обращаю  внимание на то, что актуальные тексты ПООП опубликованы на сайте ФГОС реестр, и были одобрены 8 апреля 2015 года.  http://fgosreestr.ru/ (реестр ПООП).

       Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к творческим урокам.

       Учебный проект для детей с ОВЗ:

 – это возможность делать что–то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;  

- это деятельность носит практический характер, интересна и значима для самих детей;

- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, и прийти к результату;

.

Слайд № 4. 2.1.2. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.   (вставка № 1)

2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий (вставка № 2)

2.2.6. Программа внеурочной деятельности (вставка № 3)

      Проектная деятельность может быть организована, как в урочное, так и во внеурочное время.  Программа внеурочной деятельности является основой для разработки собственной программы внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях Стандарта, но для их реализации  рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, и др. формы.

 

       В своей  школе проектно - исследовательской деятельностью я занимаюсь 2- й год. В основном это внеурочная работа.

      В течение 2х лет были представлены различные темы проектов: по математике «Головоломки» (далее будет представлен фрагмент видеоролика с занятия), по живому миру «Птицы наши друзья»  и «Осенняя фантазия»

Среди учеников старших классов: проект  по СБО «Салат для моей семьи».

      Детям очень нравятся такие занятия.

      Проектно - исследовательская деятельность для обучающихся с ОВЗ является очень значимой, создаёт ситуацию успеха, развивает личность детей, активизирует их познавательную активность и способствует повышению мотивации в обучении.

Слайд № 5.     Фрагмент видеоролика.

Слайд № 6.    На таких занятиях дети учатся  умению сотрудничать и работать в группе, умению  слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На занятие по работе с танграмом было отведено 2 урока, сочеталась фронтальная, парная, групповая работа.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддерживанию интереса к занятию. Информация была доступна для детей, что вела их к достижению цели.

       На всех этапах занятия учащиеся были вовлечены в активную практическую деятельность исследовательского характера.

Обучающиеся учились: контролировать свою деятельность, старались слушать себя и слышать партнёра, каждая работа отличалась оригинальностью, чувствовали уверенность в себе. Думали, сотрудничали, учились взаимодействовать с окружающими, овладевали способами совместной деятельности в группе, работали самостоятельно, индивидуально.

Формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные УУД - умение вести себя культурно,  соблюдать уважительное отношение к окружающим, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Познавательные УУД – умение описывать, сравнивать, умение извлекать информацию, представленную в разной форме – вербальной, иллюстративной, проговаривать ход работы  и делать выводы в устной форме,  умение обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД – осознавать границы собственных знаний о танграме, определять цели и задачи новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, способность к волевому усилию.

        Коммуникативные УУД – развитие умения слышать, слушать, вступать в диалог, приобретать опыт сотрудничества с учителем и детьми, осуществлять совместную познавательную  деятельность в парах, осознать необходимость уважительного отношения к партнёру.

       Слайд № 7.    Теперь перед учителем возникает главная задача - научить детей адекватно оценивать свою учебную деятельность.

      Оценивание должно выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

        А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий личностных, метапредметных и предметных результатов. «По динамике,  используя зону ближайшего развития обучающегося». Оценка обучающегося с ОВЗ очень и очень индивидуальна.

        Слайд № 8.  Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Изучаем цифры и геометрические фигуры. 

 1. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы.

2.Нашим детям необходим период вживания в материал. Нельзя их торопить. Одно задание сделали  с учителем, другое сообща с классом, третье – каждый индивидуально.

3.Давать изложение материала  маленькими дозами, идущее от простого к сложному. 

4.Не гнаться за обилием новой информации.

ВЫВОД:  В  своём выступлении  я хотела прежде всего обратить внимание на то, что изучение и освоение учителем новых образовательных технологий  поможет ребёнку не только организовать свою работу, но и даст возможность развивать у него мышление.  Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников. Формирование этих умений происходит в процессе выполнения действий учителя и ученика в совместной работе, т.е. в сотрудничестве.

В образовательном учреждении и для детей с ОВЗ востребованы методы проектов и исследований, так как они позволяют эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.

ПОМНИТЕ!

  • Подходите к проведению работы творчески;
  • Не сдерживайте инициативы детей;
  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций;
  • Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.

« Прежде чем делать что-то,

Необходимо сначала научиться.

Но научиться можно,

только начав делать».

Аристотель.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя   Как проектировать УУД

/ под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. С.10

  1. «Развитие и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития»    Гуманитарный издательский центр Владос.  2014г Н.П.Коняева.

  1. Организация проектной деятельности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Аттестационная работа/ Е.В.Дорофеева, - Челябинск: ГОУ ДПО Челябинский  ИППК РО кафедра специального (коррекционного) образования, гр. № 235, 2011.

  1. Проектная деятельность с учащимися с ОВЗ. http://pandia.ru/text/80/116/51896.php 

  1. Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ.

  1. Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания иразвития детей с интеллектуальныминарушениями....

Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»

      В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...