Программа воспитания для 2 класса В 2021г
рабочая программа (2 класс)
Программа воспитания 2 класса "В" по модулям на 2021-2022 уч. год. разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_dlya_2_klassa_2021.docx | 90.21 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан |
Программа воспитания
Классный руководитель: Барышева С.М.
Улан-Удэ
2021 г
I Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).
Во 2 классе В 26 учащихся (20 мальчиков и 6 девочек). Два ребенка имеют инвалидность (Непряхин Максим и Халхаров Мунко). Халхаров Мунко находится на обучении на дому. Тараев Намсарай (ОВЗ) 1 семья СОП (Назаров М). 14 детей воспитываются в многодетных семьях, 17 полных семей, 7 семей, где воспитанием занимается одна мама и 2 семьи – папа. 16 семей – малоимущие.
На момент поступления в первый класс детский сад постоянно посещали 18 человек. По итогам диагностики и наблюдений в первом классе мною сделаны выводы:
Выводы:
Уровень готовности к школьному обучению по результатам психологической диагностики в 1 классе в оценивается как средний.
На высоком уровне у первоклассников были сформированы умения произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Данные умения лежат в основе формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Анализ результатов психологической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:
- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,
- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.
- уровень развития топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.
Анализ поведенческих особенностей детей позволил выделить детей с проблемами в поведении: Тимофеев Д., Тараев Н. (ОВЗ)
В 2021-2022 учебном году планируется продолжить работу по сплочению классного коллектива, привитию трудовых навыков, навыков самообслуживания и самоуправления.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольной программе воспитания. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Республики Бурятия.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
II Раздел «Цель и задачи воспитания»
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
III Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого используются следующие формы работы
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, , «Первый звонок», «Прощание с начальной школой» и др.;
- Предметные недели ;
- День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
«Посвящение в первоклассники»;
«Прощание с начальной школой»;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни школы и класса, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
На уровне класса:
- спортивно-оздоровительная деятельность: «День Здоровья»; состязания «Папа, мама,я – спортивная семья», «А ну-ка папы» «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
- театральные постановки
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
- Познавательная деятельность.
- Художественное творчество..
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Игровая деятельность.
4. Модуль «Школьный урок»
Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами работает над ростом личностных результатов каждого обучающегося, реализуют воспитательный потенциал урока, целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью обучающихся на всех уровнях образования.
Педагогическая задача - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, технологии музейной педагогики, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися, проектную, поисковую и исследовательскую деятельность
Педагоги школы применяют на уроках системно-деятельностный подход, технологии развивающего обучения, критического мышления и другие. В процессе усвоения знаний на уроках педагоги выполняют ряд важных воспитательных функций:
- просветительную: дает целостную и обоснованную картину мира, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
- воспитательную: формирует определенные морально-волевые качества и эстетическое отношение к действительности;
- развивающую: активизирует деятельность мышления;
- организационную: является исходной позицией в практической деятельности учащихся;
- прогностическую: основывается на знании законов общественного развития, выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
В МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» осуществляет свою деятельность ШНО (школьное научное общество) «Школьная Академия», действуют внеурочные курсы по предметам, организуются предметные недели. ШНО включает в себя работу по направлениям: биология, химия, география, математика, гуманитарные науки, защита проектов на НПК «Знание – сила», «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Первые шаги», объединения робототехники.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:
- Специально-разработанные занятия- уроки, занятия-экскурсии в Этнографическом музее народов Забайкалья, на озеро Байкал, Страусиная ферма, ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»,пешие экскурсии по г.Улан-Удэ которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу Улан-Удэ.
- Интерактивный формат занятий в музеях г.Улан-Удэ (Музей истории г.Улан-Удэ, Музей истории РБ, Музей природы, Геологический музей, художественный Музей имени Сампилова, ТК «Степной кочевник, «В гостях у семейских», библиотечные уроки в библиотеках г.Улан-Удэ, посещение театров города,
- БГУ, ВСГУТУ, КВАНТОРИУМ, Обсерватория БГУ,МАН, Промышленный парк, Город профессий.
- устанавливают доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждают обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательных отношений, принципы учебной дисциплины, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и самоорганизации; Кодекс ученика.
- привлекают внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организации их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- используют воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, через реализацию Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России».
- применяют на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию (квесты, брейн-ринг, «Своя игра», «Мозговой штурм» и др); дискуссий, семинаров, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми и другим коммуникативным навыкам;
- включают в урок игровые технологии, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе: «Ролевая игра», «Деловая игра», «Подвижные игры», «Сюжетно-ролевые игры», «Дидактические игры», «Игра-путешествие», «Интеллектуальные игры», «Коррекционные игры» и др.;
- используют ИКТ и дистанционные образовательные технологии, он-лайн обучение на платформахSkype, zoom, Фоксворд, Урок цифры, РЭШ, Учи ру, Якласс, Googleclassroom, сетевой образовательный кластер РБ, LearningApps,
- организуют наставничество высокомотивированных и эрудированных учащихся над слабо мотивированными одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Педагоги МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» на уроках естественно-математического цикла раскрывают перед детьми идею материальности мира природы. Изучая предметы общественно-гуманитарного цикла, мотивируют школьников на принятие основных законов человеческого общества и перспективы его развития. Центральное место в формировании мировоззрения в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств, практической и творческой деятельности занимают предметы искусства: литературы, музыки, ИЗО, технологии.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
Структура ученического самоуправления:
6. Модуль «Детские общественные объединения»
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве на прилегающей к школе территории и т.п);
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
- участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
7. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
- регулярные сезонные экскурсии на природу («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.
8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет;
- освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
9 Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся, целью которых является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни класса, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в классе;
- озеленение и благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своего класса, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
- Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
IV Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Самоанализ воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классного руководителей и класса;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю.
Список литературы:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2013.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2012.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2018.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 2013.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 2 класс. - М.: ВАКО, 2019.
- https://rosuchebnik.ru/material/tematicheskoe-planirovanie-klassnykh-chasov-v-2-klasse/
- https://nsportal.ru/
- https://mega-talant.com/biblioteka/vospitatelnaya-programma-1-4-klass-88586.html
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД | |||||
Ключевые общешкольные дела | |||||
Дела | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Классный час, посвященный Дню Знаний | 1.09.20 | Кл. руководитель | |||
Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Осенний День Здоровья | сентябрь | Учитель физкультуры, кл. руководитель | |||
«Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. | сентябрь | Кл. руководитель, род.комитет | |||
День учителя в школе: акция по поздравлению учителей. | октябрь | Кл. руководитель, род.комитет | |||
День народного единства | ноябрь | ||||
Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание | ноябрь | Руководитель МО классных руководителей, классные руководители | |||
Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. | декабрь | Кл. руководитель, род.комитет | |||
Час памяти «Блокада Ленинграда» | январь | Кл. руководитель | |||
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. | февраль | Кл. руководитель, род.комитет | |||
Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». Парад наук в школе: защита проектов и исследовательских работ | Декабрь-январь | ||||
8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник | март | Кл. руководитель | |||
День космонавтики: конкурс рисунков | апрель | Кл. руководитель | |||
Итоговая выставка детского творчества | апрель | Кл. руководитель, род.комитет | |||
День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект «Окна Победы» | май | Кл. руководитель, род.комитет | |||
Торжественная линейка «Последний звонок» | май | ||||
Курсы внеурочной деятельности | |||||
Название курса (кружка) | Ответственные | ||||
Интеллектуальные игры | 1 раз неделю | Барышева С.М. | |||
Самоуправление | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Выборы лидера, актива класса, распределение обязанностей. | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Работа в соответствии с обязанностями | В течение года | Кл. руководитель | |||
Отчет перед классом о проведенной работе | май | Кл. руководитель | |||
Профориентация | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Посещение парка «Город профессий» | декабрь | Кл. руководитель, род.комитет | |||
Конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы | январь | Кл. руководитель, род.комитет | |||
Школьные медиа | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной газеты | В течение года | Кл. руководитель | |||
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. | Кл. руководитель, род.комитет | ||||
Детские общественные объединения | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Вступление в РДШ | октябрь | Кл. руководитель | |||
Участие в проектах и акциях РДШ | В течение года | Кл. руководитель | |||
Экскурсии, походы | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Посещение детской библиотеки железнодорожного района г. Улан-Удэ. | октябрь | Кл. руководитель | |||
Сезонные экскурсии в природу | В течение года | Кл. руководитель | |||
Туристический поход «В поход за здоровьем» | Сентябрь-октябрь | Кл. руководитель, род. комитет | |||
Организация предметно-эстетической среды | |||||
Дела, события, мероприятия | |||||
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. | В течение года | Кл. руководитель | |||
Оформление классного уголка. | Сентябрь | Кл. руководитель | |||
Трудовые десанты по уборке территории школы | апрель | Кл. руководитель | |||
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | В течение года | Кл. руководитель | |||
Модуль школьный урок | |||||
Беседа «Правила и нормы поведения на уроке». | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Беседа о культуре речи «Простая вежливость» | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Работа по тексту В. Осеевой «Синие листья» | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Дидактическая игра «Найди лишнее слово» | В течение года | Кл. руководитель | |||
Работа с пословицами и поговорками | 1 четверть | Кл. руководитель | |||
Международный день жестовых языков | сентябрь | Кл. руководитель | |||
Неделя безопасности движения | октябрь | Кл. руководитель | |||
Беседа «Слова бывают разные» | В течение года | Кл. руководитель | |||
День народного единства | ноябрь | Кл. руководитель | |||
Игра «Забавные звуки» | ноябрь | Кл. руководитель | |||
Международный день толерантности | Ноябрь | Кл. руководитель | |||
День матери (поздравление для мамы) | ноябрь | Кл. руководитель | |||
День неизвестного солдата | декабрь | Кл. руководитель | |||
День полного освобождения г Ленинграда от фашисткой блокады | январь | Кл. руководитель | |||
День всероссийской науки | февраль | Кл. руководитель | |||
Проведение физминуток. | постоянно | Кл. руководитель | |||
Беседа «Правила и нормы поведения на уроке». | сентябрь | Кл. руководитель | |||
КВН по математике | В течение года | Кл. руководитель | |||
Проектная деятельность | В течение года | Кл. руководитель | |||
Работа с родителями | |||||
Дела, события, мероприятия | Ответственные | ||||
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | В течение года | ||||
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | Октябрь, март | ||||
Информационное оповещение через школьный сайт | 1 раз/четверть | ||||
Индивидуальные консультации | В течение года | ||||
Совместные с детьми походы, экскурсии. | В течение года | ||||
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей | По плану | ||||
Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации. | сентябрь | ||||
Родительские собрания Особенности обучения во 2 классе. Законы жизни семьи, законы жизни класса. 1.Формировать культуру родительского восприятия учебных предметов, ЗУН своего ребёнка за 2 уч.год. 2.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания . 1.Анкетирование родит. и учеников 2.Работа с формулой «закона семьи» 1.Формулиров.4 осн.законов. 2.Памятки, или тезисы основных видов поведения в ситуациях. «Предварительные результаты обучения уч-ся. Отслеживание успехов и затруднений в обучении». «Первые уроки школьной отметки. 1.Научить род. анализировать неудачи , промахи в воспитании. 2.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка. 1.Диагностика 2.Анализ типичных ситуаций. 1Памятка «Как относится к оценкам ребёнка». 2.Упражнение. в типичны ситуациях «Причины и последствия детской агрессии» Совместные правила общения детей дома и в школе. 1Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. 2.Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии.. 1.Анкеты для род. и для уч-ся. 2.Тест. для уч-ся. 3.Беседа-обсуждение 4.Обмен мнением родителей . 1.Основные причины агрессии. 2.Памятки «Поощрение и наказание детей в семье». Помощь родителей при выполнении д/з. Обсуждение учебных проблем. 1.обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье. 2.Значение наказания и поощрения детей в семье. 3.Алгоритм работы ребёнка над д/з. 1.Обмен мнениями. 2.Обсуждение ситуаций. 3.Беседа-рассказ учителя. 1.Памятки. 2.Заповеди наказаний. 3.»Золотые правила» воспитания. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит себя». «Перелистывая страницы учебного года» . 1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч-ся класса. 2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг. 3.Эмоц. атмосфера добра и отзывчивости в семье уч-ся. 4.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье. 5.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отриц. моменты в воспитании собственных детей. 1.Анализ читательских. интересов уч-ся. 2.Конкурс на самого лучшего чтеца. 3.Копилка родит. опыта. 4.Знакомство род. с выставкой рекомендованной литературы 5.Беседа по итогам . 6.Тест- пожеланий род. на следующий учебный год .1.Памятки для родителей. 2.Правила чтения для уч-ся. 3.Рекомендации род. по развитию чит. интереса у детей. 4. Правила ОБЖ во время лет. каникул. 5.Памятки. | Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Май | Классный руководитель | |||
Проведение консультаций для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации или нуждающихся в психологической помощи. | Классный руководитель, школьный психолог | ||||
Классное руководство |
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Работа с личными делами: оформление сдача | сентябрь май | Классный руководитель |
Изучение уровня тревожности | ноябрь | Классный руководитель |
Проведение диагностик: «Пьедестал» «Дом, в котором я живу» | январь апрель | Классный руководитель |
Составление карты интересов и увлечений обучающихся. | Сентябрь, октябрь | Классный руководитель |
Проверка дневников обучающихся | каждую пятницу | Классный руководитель |
Заполнение портфолио | в конце года | Классный руководитель, родители |
Работа с классом: Индивидуальная работа. Проведение классных часов. Инициирование и поддержка учащихся класса в общешкольных ключевых делах. Оказание необходимой помощи в подготовке, проведении и анализе мероприятий. | среда пятница по плану постоянно | Классный руководитель |
Проведение классных родительских собраний. | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
Рейды с целью проверки соблюдения режима дня школьниками. | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
Изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. | по пятницам | Классный руководитель |
Проведение классных часов и бесед по темам: «Безопасное поведение при проведении массовых мероприятий», « Мир без террора», «Мои права», «Профилактика экстремизма», «Урок доброты», «Когда мы вместе – мы сильны», «На планете толерантности», «Мы такие разные». | По плану | Классный руководитель |
Тематика классных часов во 2 классе
Сентябрь
1. Правила школьной жизни.
2. О правилах дорожного движения.
Дорога «Школа-дом-школа».
3. 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом
4. Учеба – мой главный труд.
5. Наша школьная семья.
Октябрь
1. Поговорим о дружбе.
2. Законы нашего класса.
3. Все профессии важны.
4. Наши бабушки и дедушки.
Ноябрь
1. Классный час «Что значит «дружить».
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Профессии наших родителей.
4. Праздник «День матери».
Декабрь
1. 3 декабря – День неизвестного солдата
1. 12 декабря – День Конституции
2. На книжной полке (Экскурсия в библиотеку).
3. Как встречают Новый год в разных странах.
4. Новогодние традиции в моей семье.
Январь
1. Традиции моей семьи.
2. Путь в профессию начинается в школе.
3. Блокадный хлеб.
Февраль
1. Книга – источник знаний.
2. Моя будущая профессия.
3.Отец, Отечество.
4. Военные профессии.
Март
1. Мамина улыбка.
2. Поговорим о вежливости.
3. Профессии наших мам.
Апрель
1. Здоровым быть здорово.
2. День космонавтики.
3. Покорители космоса.
4. Памятные даты в моей семье.
Май
1. Труд на благо.
2. День Великой Победы в моей семье.
3. Наши сверстники – герои войны.
4. Наши успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания кадетского класса в начальном звене «Я-кадет»
Кадетское обучение и воспитание становится с каждым годом более популярным и востребованным. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить дос...
программа воспитания 4 класс классного руководителя
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечест...
Программа воспитания 3 класс
Цель: личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей, в развитии их позитивных отношений к этим общественным...
КТП рабочей программы воспитания 3 класс
КТП рабочей программы воспитания 3 класс, школа России....
Программа воспитания 1 класс
Программа воспитания 1 класс...
Рабочая программа воспитания 2 класс
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России....
Рабочая программа воспитания 2 класс
Рабочая программа воспитательной работы для 2 класса....