Программа воспитания для 2 класса В 2021г
рабочая программа (2 класс)

Программа воспитания 2  класса "В" по модулям на 2021-2022 уч. год. разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_dlya_2_klassa_2021.docx90.21 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули

Программа воспитания

Классный руководитель: Барышева С.М.

Улан-Удэ

2021 г

I Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»

      Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).

        Во 2 классе В 26 учащихся (20 мальчиков и 6 девочек). Два ребенка имеют инвалидность (Непряхин Максим и Халхаров Мунко). Халхаров Мунко находится на обучении на дому. Тараев Намсарай (ОВЗ) 1 семья СОП (Назаров М). 14 детей воспитываются в многодетных семьях, 17 полных семей, 7 семей, где воспитанием занимается одна мама и 2 семьи – папа. 16 семей – малоимущие.

На момент поступления в первый класс детский сад постоянно посещали 18 человек. По итогам диагностики и наблюдений  в первом классе мною сделаны выводы:

Выводы:

Уровень готовности к школьному обучению по результатам психологической диагностики в 1 классе в оценивается как средний.

На высоком уровне у первоклассников были сформированы умения произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Данные умения лежат в основе формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Анализ результатов психологической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,

- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

- уровень развития топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.

 Анализ поведенческих особенностей детей позволил выделить детей с проблемами в поведении: Тимофеев Д., Тараев Н. (ОВЗ)

        В 2021-2022 учебном году планируется продолжить работу по сплочению классного коллектива, привитию трудовых  навыков, навыков самообслуживания и самоуправления.

        Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольной программе воспитания. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Республики Бурятия.  

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

II Раздел «Цель и задачи воспитания»

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений

Достижению поставленной цели воспитания школьников  способствует решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  10. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

III Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого используются следующие формы работы

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

-праздники, концерты, конкурсные программы  в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, , «Первый звонок», «Прощание с начальной школой»  и др.;

  • Предметные недели ;
  • День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)  
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

«Посвящение в первоклассники»;

«Прощание с начальной школой»;

  • церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни школы и класса, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:

На уровне класса: 

  • спортивно-оздоровительная деятельность: «День Здоровья»; состязания «Папа, мама,я – спортивная семья», «А ну-ка папы» «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах
  • досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы  ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
  • театральные постановки
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные  походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

  • Познавательная деятельность.
  • Художественное творчество..
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Игровая деятельность.

4. Модуль «Школьный урок»

Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами работает над ростом личностных результатов каждого обучающегося, реализуют воспитательный потенциал урока, целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью обучающихся на всех уровнях образования.

Педагогическая задача - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, технологии музейной педагогики, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися, проектную, поисковую и исследовательскую деятельность

  Педагоги школы применяют на уроках системно-деятельностный подход, технологии развивающего обучения, критического мышления и другие. В процессе усвоения знаний на уроках педагоги выполняют ряд важных воспитательных функций:

- просветительную: дает целостную и обоснованную картину мира, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;

- воспитательную: формирует определенные морально-волевые качества и эстетическое отношение к действительности;

- развивающую: активизирует деятельность мышления;

- организационную: является исходной позицией в практической деятельности учащихся;

- прогностическую: основывается на знании законов общественного развития, выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

       В МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ» осуществляет свою деятельность ШНО (школьное научное общество) «Школьная Академия», действуют внеурочные курсы по предметам, организуются предметные недели.  ШНО включает в себя работу по направлениям: биология, химия, география, математика, гуманитарные науки, защита проектов на НПК   «Знание – сила», «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Первые шаги», объединения робототехники.

  Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:

  • Специально-разработанные занятия- уроки, занятия-экскурсии в Этнографическом музее народов Забайкалья, на озеро Байкал, Страусиная ферма, ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»,пешие экскурсии по г.Улан-Удэ которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу Улан-Удэ.
  • Интерактивный формат занятий в музеях г.Улан-Удэ (Музей истории г.Улан-Удэ, Музей истории РБ, Музей природы, Геологический музей, художественный Музей имени Сампилова, ТК «Степной кочевник, «В гостях у семейских», библиотечные уроки в библиотеках г.Улан-Удэ, посещение театров города,
  • БГУ, ВСГУТУ, КВАНТОРИУМ, Обсерватория БГУ,МАН, Промышленный парк, Город профессий.
  • устанавливают доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждают обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательных отношений, принципы учебной дисциплины, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и самоорганизации; Кодекс ученика.
  • привлекают внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организации их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • используют воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе,  через реализацию Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России».
  • применяют на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию (квесты, брейн-ринг, «Своя игра»,   «Мозговой штурм» и др); дискуссий, семинаров, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми и другим коммуникативным навыкам;
  • включают в урок игровые технологии, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе: «Ролевая игра», «Деловая игра», «Подвижные игры», «Сюжетно-ролевые игры», «Дидактические игры», «Игра-путешествие», «Интеллектуальные игры», «Коррекционные игры» и др.;
  • используют ИКТ и дистанционные образовательные технологии, он-лайн обучение на платформахSkype, zoom, Фоксворд, Урок цифры, РЭШ, Учи ру, Якласс, Googleclassroom, сетевой образовательный кластер РБ, LearningApps,
  • организуют наставничество высокомотивированных и эрудированных учащихся над слабо мотивированными одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  Педагоги МАОУ «СОШ  №38 г.Улан-Удэ» на уроках естественно-математического цикла раскрывают перед детьми идею материальности мира природы. Изучая предметы общественно-гуманитарного цикла, мотивируют школьников на принятие основных законов человеческого общества и перспективы его развития. Центральное место в формировании мировоззрения в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств, практической и творческой деятельности занимают предметы искусства: литературы, музыки, ИЗО, технологии.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне: 

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе.  Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом

Структура ученического самоуправления:

6. Модуль «Детские общественные объединения»

                      Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве на прилегающей к школе территории  и т.п);
  •  организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  •  рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  •  поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
  •  участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

7. Модуль  «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  •  ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
  •  регулярные сезонные экскурсии на природу («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
  •  выездные экскурсии в музей,  на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

8. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности: 

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры:  деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках  курсов внеурочной деятельности.  

9 Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа  – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся, целью которых является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни класса, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;

10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: 

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в классе;
  • озеленение и благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своего класса, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.);
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На школьном уровне:

  • Общешкольный  родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  •      педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  •   взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

IV Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Самоанализ воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классного руководителей и класса;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю.

Список литературы:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2013.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2012.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2018.
  5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 2013.
  6. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 2  класс. - М.: ВАКО, 2019.
  7. https://rosuchebnik.ru/material/tematicheskoe-planirovanie-klassnykh-chasov-v-2-klasse/
  8. https://nsportal.ru/
  9. https://mega-talant.com/biblioteka/vospitatelnaya-programma-1-4-klass-88586.html

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ключевые общешкольные дела

Дела

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Классный час, посвященный Дню Знаний  

1.09.20

Кл. руководитель

Мероприятия месячников безопасности  и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка   схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная  эвакуация учащихся из здания)

сентябрь

Кл. руководитель

Осенний День Здоровья

сентябрь

Учитель физкультуры,

кл. руководитель

«Золотая осень»:  Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала.

сентябрь

Кл. руководитель, род.комитет

День учителя в школе: акция по поздравлению учителей.

октябрь

Кл. руководитель, род.комитет

День народного единства

ноябрь

Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание

ноябрь

Руководитель МО классных руководителей, классные руководители

Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник.

декабрь

Кл. руководитель, род.комитет

Час памяти «Блокада Ленинграда»

январь

Кл. руководитель

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: «Веселые старты», фестиваль патриотической песни,  акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества.

февраль

Кл. руководитель, род.комитет

Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». Парад наук  в школе: защита проектов и исследовательских работ

Декабрь-январь

8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник

март

Кл. руководитель

День космонавтики: конкурс рисунков

апрель

Кл. руководитель

Итоговая выставка детского творчества

апрель

Кл. руководитель, род.комитет

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект «Окна Победы»

май

Кл. руководитель, род.комитет

Торжественная линейка «Последний звонок»

май

Курсы внеурочной деятельности

Название курса (кружка)

Ответственные

Интеллектуальные игры

1 раз неделю

Барышева С.М.

Самоуправление

        Дела, события, мероприятия

Ответственные

Выборы лидера, актива  класса, распределение обязанностей.

сентябрь

Кл. руководитель

Работа в соответствии с обязанностями

В течение года

Кл. руководитель

Отчет перед классом о проведенной работе

май

Кл. руководитель

Профориентация 

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Посещение парка «Город профессий»

декабрь

Кл. руководитель, род.комитет

Конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы

январь

Кл. руководитель, род.комитет

Школьные медиа 

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной газеты

В течение года

Кл. руководитель

Видео-, фотосъемка классных мероприятий.

Кл. руководитель, род.комитет

Детские общественные объединения

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Вступление  в РДШ

октябрь

Кл. руководитель

Участие в проектах и акциях РДШ

В течение года

Кл. руководитель

Экскурсии, походы 

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Посещение детской  библиотеки железнодорожного района г. Улан-Удэ.

октябрь

Кл. руководитель

Сезонные экскурсии в природу

В течение года

Кл. руководитель

Туристический поход «В поход за здоровьем»

Сентябрь-октябрь

Кл. руководитель, род. комитет

Организация предметно-эстетической среды 

Дела, события, мероприятия

Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам.

В течение года

Кл. руководитель

Оформление классного уголка.

Сентябрь

Кл. руководитель

Трудовые десанты по уборке территории школы

апрель

Кл. руководитель

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

В течение года

Кл. руководитель

Модуль школьный урок

Беседа «Правила и нормы поведения на уроке».

сентябрь

Кл. руководитель

Беседа о культуре речи «Простая вежливость»

сентябрь

Кл. руководитель

Работа по тексту В. Осеевой «Синие листья»

сентябрь

Кл. руководитель

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

В течение года

Кл. руководитель

Работа с пословицами и поговорками

1 четверть

Кл. руководитель

Международный день жестовых языков

сентябрь

Кл. руководитель

Неделя безопасности движения

октябрь

Кл. руководитель

Беседа «Слова бывают разные»

В течение года

Кл. руководитель

День народного единства

ноябрь

Кл. руководитель

Игра «Забавные звуки»

ноябрь

Кл. руководитель

Международный день толерантности

Ноябрь

Кл. руководитель

День матери (поздравление для мамы)

ноябрь

Кл. руководитель

День неизвестного солдата

декабрь

Кл. руководитель

День полного освобождения г Ленинграда от фашисткой блокады

январь

Кл. руководитель

День всероссийской науки

февраль

Кл. руководитель

Проведение физминуток.

постоянно

Кл. руководитель

Беседа «Правила и нормы поведения на уроке».

сентябрь

Кл. руководитель

КВН по математике

В течение года

Кл. руководитель

Проектная деятельность

В течение года

Кл. руководитель

Работа с родителями

Дела, события, мероприятия

Ответственные

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий

В течение года

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

Октябрь, март

Информационное оповещение через школьный сайт

1 раз/четверть

Индивидуальные консультации

В течение года

Совместные с детьми походы, экскурсии.

В течение года

Работа Совета профилактики с  неблагополучными  семьями  по вопросам воспитания, обучения детей

По плану

Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации.

сентябрь

Родительские собрания

Особенности обучения во 2 классе.

Законы жизни семьи,

законы жизни класса.

1.Формировать культуру родительского восприятия учебных предметов, ЗУН своего ребёнка за 2 уч.год.

2.Способствовать развитию

коммуникативных умений,

доброты, взаимопонимания .

1.Анкетирование

родит. и учеников

2.Работа с формулой «закона семьи»

1.Формулиров.4 осн.законов.

2.Памятки, или тезисы

основных видов поведения в ситуациях.

 «Предварительные результаты обучения уч-ся. Отслеживание успехов и затруднений в обучении». «Первые уроки школьной отметки.

1.Научить род. анализировать неудачи , промахи в воспитании.

2.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

1.Диагностика

2.Анализ типичных ситуаций.

 1Памятка

«Как относится к оценкам ребёнка».

2.Упражнение. в типичны ситуациях

«Причины и последствия детской агрессии»

Совместные правила общения детей дома и в школе.

1Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка.

2.Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии..

1.Анкеты для род. и для уч-ся.

2.Тест. для уч-ся.

3.Беседа-обсуждение

4.Обмен мнением родителей .

1.Основные причины агрессии.

2.Памятки

«Поощрение и наказание детей в семье».

Помощь родителей при выполнении д/з.

Обсуждение учебных проблем.

1.обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.Значение наказания и поощрения детей в семье.

3.Алгоритм работы ребёнка над д/з.

1.Обмен мнениями.

2.Обсуждение ситуаций.

3.Беседа-рассказ учителя.

1.Памятки.

2.Заповеди наказаний.

3.»Золотые правила» воспитания.

«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»

«Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит себя».

«Перелистывая страницы учебного года» .

1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч-ся класса.

2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг.

3.Эмоц. атмосфера добра и отзывчивости в семье уч-ся.

4.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.

5.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отриц. моменты в воспитании собственных детей.

1.Анализ читательских. интересов уч-ся.

2.Конкурс на самого лучшего чтеца.

3.Копилка родит. опыта.

4.Знакомство род. с выставкой рекомендованной литературы

5.Беседа по итогам .

6.Тест- пожеланий род. на следующий учебный год

.1.Памятки для родителей.

2.Правила чтения для уч-ся.

3.Рекомендации

род. по развитию чит. интереса у детей.

4. Правила ОБЖ во время лет. каникул.

5.Памятки.

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Классный руководитель

Проведение консультаций для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации или нуждающихся в психологической помощи.

Классный руководитель,

школьный психолог

Классное руководство

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа с личными делами: оформление сдача

 сентябрь

май

Классный руководитель

Изучение уровня тревожности

ноябрь

Классный руководитель

Проведение диагностик:

«Пьедестал»

«Дом, в котором я живу»

январь

апрель

Классный руководитель

Составление карты интересов и увлечений обучающихся.

Сентябрь, октябрь

Классный руководитель

Проверка дневников обучающихся

каждую пятницу

Классный руководитель

Заполнение портфолио

в конце года

Классный руководитель, родители

Работа с классом:

Индивидуальная работа.

Проведение классных часов.

Инициирование и поддержка учащихся класса в общешкольных ключевых делах.

Оказание необходимой помощи в подготовке, проведении и анализе мероприятий.

среда

пятница

по плану

постоянно

Классный руководитель

Проведение классных родительских собраний.

1 раз в четверть

Классный руководитель

Рейды с целью проверки соблюдения  режима дня школьниками.

1 раз в четверть

Классный руководитель

Изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.

по пятницам

Классный руководитель

Проведение  классных часов и бесед по темам:

 «Безопасное поведение при проведении массовых мероприятий»,

« Мир без террора»,

«Мои права»,

«Профилактика экстремизма»,

«Урок доброты»,

«Когда мы вместе – мы  сильны»,

«На планете толерантности»,

 «Мы такие разные».

По плану

Классный руководитель

Тематика классных часов во 2 классе

Сентябрь

1. Правила школьной жизни.

2. О правилах дорожного движения.

Дорога «Школа-дом-школа».

3. 3 сентября – День  солидарности в борьбе с терроризмом

4. Учеба – мой главный труд.

5. Наша школьная семья.

Октябрь

1. Поговорим о дружбе.

2. Законы нашего класса.

3. Все профессии важны.

4. Наши бабушки и дедушки.

Ноябрь

1. Классный час «Что значит «дружить».

2. Жизнь дана на добрые дела.

3. Профессии наших родителей.

4. Праздник «День матери».

Декабрь

1. 3 декабря – День неизвестного солдата

1. 12 декабря – День Конституции

2. На книжной полке (Экскурсия в библиотеку).

3. Как встречают Новый год в разных странах.

4. Новогодние традиции в моей семье.

Январь

1. Традиции моей семьи.

2. Путь в профессию начинается в школе.

3. Блокадный хлеб.

Февраль

1. Книга – источник знаний.

2. Моя будущая профессия.

3.Отец, Отечество.

4. Военные профессии.

Март

1. Мамина улыбка.

2. Поговорим о вежливости.

3. Профессии наших мам.

Апрель

1. Здоровым быть здорово.

2. День космонавтики.

3. Покорители космоса.

4. Памятные даты в моей семье.

Май

1. Труд на благо.

2. День Великой Победы в моей семье.

3. Наши сверстники – герои войны.

4. Наши успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания кадетского класса в начальном звене «Я-кадет»

Кадетское обучение и воспитание становится с каждым годом более популярным и востребованным. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить дос...

программа воспитания 4 класс классного руководителя

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечест...

Программа воспитания 3 класс

Цель: личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей, в развитии их позитивных отношений к этим общественным...

КТП рабочей программы воспитания 3 класс

КТП рабочей программы воспитания 3 класс, школа России....

Программа воспитания 1 класс

Программа воспитания 1 класс...

Рабочая программа воспитания 2 класс

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России....

Рабочая программа воспитания 2 класс

Рабочая программа воспитательной работы для 2 класса....