программа воспитания 4 класс классного руководителя
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Марина Николаевна Кобец

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в классе – личностное развитие школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_4_klass_kobets.docx97.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 695 «Радуга»

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

4 «А» класса

на 2020-2021 учебный год

Классный руководитель: Кобец

Марина

Николаевна

Санкт-Петербург

2020 год

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 В 4 «А» классе ГБОУ школа № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга,   которая является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 33 человека.

Из них мальчиков 15 человек, девочек 18 человек.  

Обучение ведётся с 1по 4 класс, начальное общее образование.

Программа «Школа России».

Коллектив существует четвертый год. Вначале первого класса – это была совершенно неорганизованная группа недружных детей, которые без конца ссорились и конфликтовали. Сейчас это уже дети с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе.

В классе 15 мальчиков, 18 девочек-все очень дружные. Успеваемость стабильная. В классе 3 отличника; 25 человек учатся на 4 и 5; 5 человек с тройками. Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Сильных личностей несколько – это Григоревский Константин, Аксенов Денис, Потапенко Полина, Табакова Полина, Баханцов Ярослав, Петракова Виктория, Гарбуз Александра, Алероева Сара, Дементьев Кирилл. И чувствуется, что идёт негласная борьба за лидерство среди них. Но всё же коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие. Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к рисованию, танцам, актерскому мастерству. Мальчики интересуются компьютерными играм и техникой. Дети любят читать, все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям. Ученики подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания. Это – Стародумов Георгий, Навиженная Екатерина, Чебан Кирилл, Бозбахова Мадина, Мамонова Ульяна, Иващенко Степан и Василиса, Оганян Эрнест, Орехова Элина, Осипов Владимир, Веселков Артем.  Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое. Несколько рассеяны Петров Георгий, Мозговая Александра. В основном у детей смешанный тип внимания. По сравнению с прошлым годом заметно увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе. В классе половина учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающие дети, с ними проводятся индивидуальные занятия, консультации, беседы. Работает не только классный руководитель и психолог, но и группа взаимопомощи в учёбе.  Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки. В основном дети из благополучных семей. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты в семье, с детства. Дисциплина хорошая не только на уроках, но и вне уроков. Воспитывать детей помогает работы детского самоуправления и система работы с родителями. Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий. Устраивают выездные автобусные экскурсии, пешие экскурсии. В основном дети чувствуют себя в школе комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим. Идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива.

В сентябре 2019 года класс вступил в ряды Юнармии. Был делегирован на Творческую смену в ДОЛ «Зеленый огонек». В классе есть агитбригада юных инспекторов дорожного движения ЮИД «МИГ». Два года подряд участвуем в районных, городских межведомственных конкурсах «Я люблю, тебя Россия!», занимаем призовые места. В 2019 году Стародумов Георгий, Петракова участвовали в городском патриотическом конкурсе «Героям России, Слава!». Тесно работаем с районной библиотекой. Во время дистанционного обучения принимали участие в онлайн акции «Бессмертный полк», помогаем в создание школьного музея. Готовим материал к пешим экскурсиям по «Уездному городу София».

Почти все дети класса посещают внеурочные занятия вне школы: музыкальная школа, художественная школа, спортивные секции, курсы иностранного(китайского) языка.

 Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия классного руководителя и школьников:

 - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

 - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

  - реализация процесса воспитания главным образом через создание в классе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями,  позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

  - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  -  ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

  -  коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ  результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;

  - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

  - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

  - явление ключевой фигурой воспитания в школе  классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую  функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в классе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню общего образования.

 В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности классных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в классном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу классных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и класса, реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые дела»

Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно классным руководителем и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе в единый коллектив.

Для этого в классе используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

  • Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и классным руководителем комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: (акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», городской межведомственный конкурс «Я люблю тебя, Россия!», «Героям Отечества, Слава!», городские конференции «В науку первые шаги», вечера- встреч с ветеранами Великой Отечественной войны на площадке библиотеки. Трудовой десант по благоустройству пришкольного участка. Конкурс чтецов «Я говорю с тобой из Ленинграда».

На школьном уровне:

участие класса в реализации общешкольных ключевых дел 

На уровне класса: 

  • Праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и классного руководителя знаменательными датами и в которых участвуют ученики класса и родители предметные тематические недели начальной школы, День знаний, День Матери, Новогодний калейдоскоп, вечера памяти, концерты к 8 Марта, спортивные состязания ко Дню Защитников Отечества, интеллектуальные игры «Удивительный город детства моего», «По улицам несостоявшегося города».
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в юные инспектора дорожного движения», «Посвящение в Юнамейцы», планируем в этом году «Посвящение в экскурсоводы».)
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни класса, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы (награждение лучших учеников класса по результатам успеваемости за учебный год – отличники, награждение победителей городских конкурсов, конференций, акций). 
  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных и классных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,        духовно-нравственной,        творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Музейные занятия»», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Я – исследователь», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики»,  Кружки русского языка и математики, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным  проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Танцевальный», «Вокальный», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»,  направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Волшебный сундучок», направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.  

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Здоровейка», «Играйка», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.  

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее (Примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал урока, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. В реализации этих видов и форм деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников):

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  •  побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает классным руководителям воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление осуществляется следующим образом:

На уровне класса:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных  делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей (представитель в Совет старшеклассников);
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса
  • Лидер класса (староста): Григоревский Константин
  • Заместитель лидера: Птапенко Полина
  • Культмассовый сектор: Гарбуз Александра, Алероева Сара, Осипов Владимир
  • Спортивный сектор: Дементьев Кирилл, Баханцов Ярослав, Мозговая Александра
  • Учебный сектор: Табакова Полина, Чебан Кирилл, Мамонова Ульяна, Аксенов Денис
  • Творческий сектор: Шарова Ксения, Навиженная Екатерина, Петракова Виктория
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей
  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

         

             На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

Структура ученического самоуправления

 (в каждом классе идет работа по секторам):

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

       Действующее в классе детское общественное волонтерское движение «Планета детства»– это добровольное детско-юношеское волонтерское объединение обучающихся  класса, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об              общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется  через:

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь в благоустройстве территории школы структурного подразделения ДОУ; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории  и т.п);
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: названия, девиза);
  • участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
  • регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями;
  • выездные экскурсии в музей,  на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

3.8. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры:  деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

3.9. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа  – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • редакционный сектор, целью которого является освещение (через классную газету,     репортажи, видеофильмы) наиболее интересных моментов жизни класса,                      популяризация общешкольных и классных ключевых дел, мероприятий, кружков,        секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных  детьми рассказов, стихов, сказок;
  • участие школьников в конкурсах школьных медиа.

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера класса и его периодическая переориентация, которая может      служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на           учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ      школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также            знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,               происходящих в классе и школе;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • работа в общешкольном  родительском совете, участвующем в управлении школой и   решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • поклассные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее    острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе             которого  родители  получают  рекомендации классных руководителей и                        обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается                    информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости 

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных   ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае                        возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного    ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и                  внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий        педагогов и родителей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в классе воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с

- качеством проводимых ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в классе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в классе ученического самоуправления;

- качеством функционирующего в классе детского общественного объединения;

- качеством проводимых экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы;

- качеством работы классного медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды;

- качеством взаимодействия с родителями школьников.

Итогом самоанализа организуемой в классе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю, и проект направленных на это решений.

5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА НА УЧЕБНЫЙ ГОД (Приложение 1)

Приложение 1

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ключевые дела

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний.

1 сентября

Неделя безопасности.

2-8 сентября

День полного окончания Второй мировой войны.

3 сентября

День пожилого человека

1 октября

Всемирный день защиты животных.

4 октября

Международный день учителя.

5 октября

День Лицея в Царском селе

19 октября

Международный день библиотек.

26 октября

День народного Единства

4 ноября

День Матери в России

26 ноября

День неизвестного солдата

3 декабря

День Героев Отечества

9 декабря

День Конституции РФ

11 декабря (12 декабря)

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

27 января

День памяти жертв Холокоста

27 января

День памяти А.С. Пушкина

10 февраля

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

15 февраля

Международный день русского языка

21 февраля

День защитника Отечества

23 февраля

Международный женский день

8 марта

День воссоединения Крыма и России

18 марта

Неделя детской книги

Всероссийская неделя музыки

23-29 марта

60 -летие со дня первого полета в космос Ю. А. Гагариным

12 апреля

День пожарной безопасности

30 апреля

Мир, труд, май

1 мая

 Народа День Победы советского в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

9 мая

Международный день семьи

15 мая

День славянской письменности

24 мая

День рождения города на Неве – Санкт-Петербурга.

27 мая

Международный день защиты детей

1 июня

Пушкинский день

6 июня

День России

12 июня

День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны

22 июня

День Российского флага

22 августа

Курсы внеурочной деятельности

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

«Подготовка к ВПР»

Понедельник 2 часа

Четверг 2 часа

«Музейные занятия»

Среда 2 часа

«Путешествие по Санкт-Петербургу» и проектная деятельность

Вторник 2 часа

Пятница 1 час

Самоуправление

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Выбор лидера, актива  класса, распределение обязанностей.

сентябрь

Конкурс «Лучший ученический класс»

октябрь

Рейд по проверке классных уголков

ноябрь

Рейд по проверке сохранности учебников

январь

Рейд по выполнению зарядки в классах

февраль

Рейд по проверке внешнего вида уч-ся

март

Работа в соответствии с обязанностями

В течение года

Отчет перед классом о проведенной работе

апрель

Конкурс «Лучший ученический класс»

В течение года

Профориентация

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Конкурс рисунков,

профориентационная игра,

 просмотр презентаций,

диагностика

Сентябрь,

 апрель

Октябрь, декабрь,

февраль, март

Профориентационные часы общения («Кем хочу быть»)

По понедельникам

Профориентационные пробы («Ищу себя в профессии»

Один раз в две недели

Встреча с родителями класса «Моя мама, папа работает…..»

Ноябрь, январь,

апрель,

май

Школьные медиа

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Публикации собственных рассказов, стихов, сказок, репортажи на страницах  классной газеты «Школьный звонок»

В течение года

Выпуск газеты «Школьный звонок»

1 раз в четверть

Видео-, фотосъемка классных мероприятий.

«Последний звонок в начальной школе».

В течение года

Детские общественные объединения 

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Трудовая акция «Школьный двор»

1 и 4 четверть

Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день»

Благотворительная ярмарка-продажа

ноябрь

Благотворительная акция «Детский орден милосердия»

Акция «Дарите книги с любовью»

Экологическая акция «Бумажный бум»

Сбор макулатуры

1 раз в четверть

 Волонтерское движение:

«Подарок младшему другу»,

«Помощь пожилому ветерану»

«Весенняя Неделя Добра»

Осень

весна

Экскурсии, походы 

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Пешие экскурсии по микрорайону София.

Третья пятница каждого месяца

Посещение историко-краеведческого музея в городе Пушкин

Третья суббота месяца

Экскурсии по годовому абонементу  на автобусе по Санкт-Петербургу (продолжение работы 3 класса)

Четвертая суббота каждого месяца

Работа по созданию школьного музея (работа с экскурсоводами)

По плану внеурочной программы «Музейные занятия»

Организация предметно-эстетической среды 

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Выставки фотографий, плакатов, посвященных событиям и памятным датам

Сетябрь,

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

апрель

Оформление классных уголков

сентябрь

Трудовые десанты по уборке территории школы

Октябрь;

апрель

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

Сентябрь

декабрь

Работа с родителями

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий:

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

май

Общешкольное родительское собрание;

Родительские собрания

Октябрь (1 четверть)

Один раз в четверть

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

Консультации

По средам (2 среда месяца)

Информационное оповещение через школьный сайт, группу ВК,

В течение года

Совместные с детьми походы, экскурсии.

В течение года

Классное руководство

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Работа с классным коллективом (продолжение: сплочение, выявление лидеров)

Классные часы

Классные мероприятия

экскурсии

Индивидуальная работа с учащимися

В течение года

Работа с родителями учащихся (законными представителями)

В течение года

Школьный урок

Дела

Ориентировочное

время

проведения

(дата или месяц)

Отметка о выполнении

Беседы о нормах поведения на уроках

Классные часы

Беседы по правилам общения со старшими (учителями и старшими школьниками)

Классные часы

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности – проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях.

В течение года

Применение на уроках интерактивных форм работы

По мере изучения тем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»

Сообщение на методическом объединении  учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...

Программа воспитательной работы классного руководителя 3-го класса

Программа построена с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей третьеклассников. Охвачена работа с детьми и их родителями. Разработано календарно-тематическое планирование воспитательной ра...

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида...

Программа воспитательной работы классного руководителя (1-4 класс)

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с ...

Диагностика воспитанности школьников классным руководителем

1) Тест “Незаконченный тезис” (Методика “свободный выбор”)Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.Учащиеся в течение 1–2 минут дописы...

Программа воспитательной работы классного руководителя 1 класс

Программа воспитательной работы классного руководителя  определяет цель и основные задачи воспитательной работы на 2018-2019 учебный год в 1 классе. Также программа содержит основные направления ...

Сценарий мастер-класса классного руководителя на конкурс "Классный руководитель года"

Мастер-класс "Исследовательский проект "Всадник, скачущий впереди"...