программа воспитания 4 класс классного руководителя
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в классе – личностное развитие школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_4_klass_kobets.docx | 97.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 695 «Радуга»
Пушкинского района города Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
4 «А» класса
на 2020-2021 учебный год
Классный руководитель: Кобец
Марина
Николаевна
Санкт-Петербург
2020 год
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В 4 «А» классе ГБОУ школа № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга, которая является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 33 человека.
Из них мальчиков 15 человек, девочек 18 человек.
Обучение ведётся с 1по 4 класс, начальное общее образование.
Программа «Школа России».
Коллектив существует четвертый год. Вначале первого класса – это была совершенно неорганизованная группа недружных детей, которые без конца ссорились и конфликтовали. Сейчас это уже дети с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе.
В классе 15 мальчиков, 18 девочек-все очень дружные. Успеваемость стабильная. В классе 3 отличника; 25 человек учатся на 4 и 5; 5 человек с тройками. Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Сильных личностей несколько – это Григоревский Константин, Аксенов Денис, Потапенко Полина, Табакова Полина, Баханцов Ярослав, Петракова Виктория, Гарбуз Александра, Алероева Сара, Дементьев Кирилл. И чувствуется, что идёт негласная борьба за лидерство среди них. Но всё же коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие. Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к рисованию, танцам, актерскому мастерству. Мальчики интересуются компьютерными играм и техникой. Дети любят читать, все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям. Ученики подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания. Это – Стародумов Георгий, Навиженная Екатерина, Чебан Кирилл, Бозбахова Мадина, Мамонова Ульяна, Иващенко Степан и Василиса, Оганян Эрнест, Орехова Элина, Осипов Владимир, Веселков Артем. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое. Несколько рассеяны Петров Георгий, Мозговая Александра. В основном у детей смешанный тип внимания. По сравнению с прошлым годом заметно увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе. В классе половина учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающие дети, с ними проводятся индивидуальные занятия, консультации, беседы. Работает не только классный руководитель и психолог, но и группа взаимопомощи в учёбе. Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки. В основном дети из благополучных семей. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты в семье, с детства. Дисциплина хорошая не только на уроках, но и вне уроков. Воспитывать детей помогает работы детского самоуправления и система работы с родителями. Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий. Устраивают выездные автобусные экскурсии, пешие экскурсии. В основном дети чувствуют себя в школе комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим. Идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива.
В сентябре 2019 года класс вступил в ряды Юнармии. Был делегирован на Творческую смену в ДОЛ «Зеленый огонек». В классе есть агитбригада юных инспекторов дорожного движения ЮИД «МИГ». Два года подряд участвуем в районных, городских межведомственных конкурсах «Я люблю, тебя Россия!», занимаем призовые места. В 2019 году Стародумов Георгий, Петракова участвовали в городском патриотическом конкурсе «Героям России, Слава!». Тесно работаем с районной библиотекой. Во время дистанционного обучения принимали участие в онлайн акции «Бессмертный полк», помогаем в создание школьного музея. Готовим материал к пешим экскурсиям по «Уездному городу София».
Почти все дети класса посещают внеурочные занятия вне школы: музыкальная школа, художественная школа, спортивные секции, курсы иностранного(китайского) языка.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия классного руководителя и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в классе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в классе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню общего образования.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности классных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в классном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу классных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и класса, реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые дела»
Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно классным руководителем и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе в единый коллектив.
Для этого в классе используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и классным руководителем комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: (акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», городской межведомственный конкурс «Я люблю тебя, Россия!», «Героям Отечества, Слава!», городские конференции «В науку первые шаги», вечера- встреч с ветеранами Великой Отечественной войны на площадке библиотеки. Трудовой десант по благоустройству пришкольного участка. Конкурс чтецов «Я говорю с тобой из Ленинграда».
На школьном уровне:
участие класса в реализации общешкольных ключевых дел
На уровне класса:
- Праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и классного руководителя знаменательными датами и в которых участвуют ученики класса и родители предметные тематические недели начальной школы, День знаний, День Матери, Новогодний калейдоскоп, вечера памяти, концерты к 8 Марта, спортивные состязания ко Дню Защитников Отечества, интеллектуальные игры «Удивительный город детства моего», «По улицам несостоявшегося города».
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в юные инспектора дорожного движения», «Посвящение в Юнамейцы», планируем в этом году «Посвящение в экскурсоводы».)
- церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни класса, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы (награждение лучших учеников класса по результатам успеваемости за учебный год – отличники, награждение победителей городских конкурсов, конференций, акций).
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных и классных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Музейные занятия»», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Я – исследователь», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», Кружки русского языка и математики, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Танцевальный», «Вокальный», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Волшебный сундучок», направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Здоровейка», «Играйка», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее (Примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал урока, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. В реализации этих видов и форм деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников):
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает классным руководителям воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление осуществляется следующим образом:
На уровне класса:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей (представитель в Совет старшеклассников);
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса
- Лидер класса (староста): Григоревский Константин
- Заместитель лидера: Птапенко Полина
- Культмассовый сектор: Гарбуз Александра, Алероева Сара, Осипов Владимир
- Спортивный сектор: Дементьев Кирилл, Баханцов Ярослав, Мозговая Александра
- Учебный сектор: Табакова Полина, Чебан Кирилл, Мамонова Ульяна, Аксенов Денис
- Творческий сектор: Шарова Ксения, Навиженная Екатерина, Петракова Виктория
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Структура ученического самоуправления
(в каждом классе идет работа по секторам):
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее в классе детское общественное волонтерское движение «Планета детства»– это добровольное детско-юношеское волонтерское объединение обучающихся класса, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь в благоустройстве территории школы структурного подразделения ДОУ; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.п);
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: названия, девиза);
- участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями;
- выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- редакционный сектор, целью которого является освещение (через классную газету, репортажи, видеофильмы) наиболее интересных моментов жизни класса, популяризация общешкольных и классных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера класса и его периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в классе и школе;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- работа в общешкольном родительском совете, участвующем в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- поклассные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в классе воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в классе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в классе ученического самоуправления;
- качеством функционирующего в классе детского общественного объединения;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы;
- качеством работы классного медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды;
- качеством взаимодействия с родителями школьников.
Итогом самоанализа организуемой в классе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю, и проект направленных на это решений.
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА НА УЧЕБНЫЙ ГОД (Приложение 1)
Приложение 1
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||
Ключевые дела | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. | 1 сентября | |
Неделя безопасности. | 2-8 сентября | |
День полного окончания Второй мировой войны. | 3 сентября | |
День пожилого человека | 1 октября | |
Всемирный день защиты животных. | 4 октября | |
Международный день учителя. | 5 октября | |
День Лицея в Царском селе | 19 октября | |
Международный день библиотек. | 26 октября | |
День народного Единства | 4 ноября | |
День Матери в России | 26 ноября | |
День неизвестного солдата | 3 декабря | |
День Героев Отечества | 9 декабря | |
День Конституции РФ | 11 декабря (12 декабря) | |
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | 27 января | |
День памяти жертв Холокоста | 27 января | |
День памяти А.С. Пушкина | 10 февраля | |
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. | 15 февраля | |
Международный день русского языка | 21 февраля | |
День защитника Отечества | 23 февраля | |
Международный женский день | 8 марта | |
День воссоединения Крыма и России | 18 марта | |
Неделя детской книги Всероссийская неделя музыки | 23-29 марта | |
60 -летие со дня первого полета в космос Ю. А. Гагариным | 12 апреля | |
День пожарной безопасности | 30 апреля | |
Мир, труд, май | 1 мая | |
Народа День Победы советского в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | 9 мая | |
Международный день семьи | 15 мая | |
День славянской письменности | 24 мая | |
День рождения города на Неве – Санкт-Петербурга. | 27 мая | |
Международный день защиты детей | 1 июня | |
Пушкинский день | 6 июня | |
День России | 12 июня | |
День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны | 22 июня | |
День Российского флага | 22 августа | |
Курсы внеурочной деятельности | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
«Подготовка к ВПР» | Понедельник 2 часа Четверг 2 часа | |
«Музейные занятия» | Среда 2 часа | |
«Путешествие по Санкт-Петербургу» и проектная деятельность | Вторник 2 часа Пятница 1 час | |
Самоуправление | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Выбор лидера, актива класса, распределение обязанностей. | сентябрь | |
Конкурс «Лучший ученический класс» | октябрь | |
Рейд по проверке классных уголков | ноябрь | |
Рейд по проверке сохранности учебников | январь | |
Рейд по выполнению зарядки в классах | февраль | |
Рейд по проверке внешнего вида уч-ся | март | |
Работа в соответствии с обязанностями | В течение года | |
Отчет перед классом о проведенной работе | апрель | |
Конкурс «Лучший ученический класс» | В течение года | |
Профориентация | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика | Сентябрь, апрель Октябрь, декабрь, февраль, март | |
Профориентационные часы общения («Кем хочу быть») | По понедельникам | |
Профориентационные пробы («Ищу себя в профессии» | Один раз в две недели | |
Встреча с родителями класса «Моя мама, папа работает…..» | Ноябрь, январь, апрель, май | |
Школьные медиа | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Публикации собственных рассказов, стихов, сказок, репортажи на страницах классной газеты «Школьный звонок» | В течение года | |
Выпуск газеты «Школьный звонок» | 1 раз в четверть | |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. «Последний звонок в начальной школе». | В течение года | |
Детские общественные объединения | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Трудовая акция «Школьный двор» | 1 и 4 четверть | |
Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день» | ||
Благотворительная ярмарка-продажа | ноябрь | |
Благотворительная акция «Детский орден милосердия» | ||
Акция «Дарите книги с любовью» | ||
Экологическая акция «Бумажный бум» Сбор макулатуры | 1 раз в четверть | |
Волонтерское движение: «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому ветерану» «Весенняя Неделя Добра» | Осень весна | |
Экскурсии, походы | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Пешие экскурсии по микрорайону София. | Третья пятница каждого месяца | |
Посещение историко-краеведческого музея в городе Пушкин | Третья суббота месяца | |
Экскурсии по годовому абонементу на автобусе по Санкт-Петербургу (продолжение работы 3 класса) | Четвертая суббота каждого месяца | |
Работа по созданию школьного музея (работа с экскурсоводами) | По плану внеурочной программы «Музейные занятия» | |
Организация предметно-эстетической среды | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Выставки фотографий, плакатов, посвященных событиям и памятным датам | Сетябрь, Ноябрь Декабрь Январь Февраль апрель | |
Оформление классных уголков | сентябрь | |
Трудовые десанты по уборке территории школы | Октябрь; апрель | |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | Сентябрь декабрь | |
Работа с родителями | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: | Сентябрь Ноябрь Декабрь Март май | |
Общешкольное родительское собрание; Родительские собрания | Октябрь (1 четверть) Один раз в четверть | |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | Консультации По средам (2 среда месяца) | |
Информационное оповещение через школьный сайт, группу ВК, | В течение года | |
Совместные с детьми походы, экскурсии. | В течение года | |
Классное руководство | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Работа с классным коллективом (продолжение: сплочение, выявление лидеров) | Классные часы Классные мероприятия экскурсии | |
Индивидуальная работа с учащимися | В течение года | |
Работа с родителями учащихся (законными представителями) | В течение года | |
Школьный урок | ||
Дела | Ориентировочное время проведения (дата или месяц) | Отметка о выполнении |
Беседы о нормах поведения на уроках | Классные часы | |
Беседы по правилам общения со старшими (учителями и старшими школьниками) | Классные часы | |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности – проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях. | В течение года | |
Применение на уроках интерактивных форм работы | По мере изучения тем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»
Сообщение на методическом объединении учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...
Программа воспитательной работы классного руководителя 3-го класса
Программа построена с учётом половозрастных и индивидуальных особенностей третьеклассников. Охвачена работа с детьми и их родителями. Разработано календарно-тематическое планирование воспитательной ра...
Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида
Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида...
Программа воспитательной работы классного руководителя (1-4 класс)
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с ...
Диагностика воспитанности школьников классным руководителем
1) Тест “Незаконченный тезис” (Методика “свободный выбор”)Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.Учащиеся в течение 1–2 минут дописы...
Программа воспитательной работы классного руководителя 1 класс
Программа воспитательной работы классного руководителя определяет цель и основные задачи воспитательной работы на 2018-2019 учебный год в 1 классе. Также программа содержит основные направления ...
Сценарий мастер-класса классного руководителя на конкурс "Классный руководитель года"
Мастер-класс "Исследовательский проект "Всадник, скачущий впереди"...