Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Важной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и любви к своей Родине. И здесь большую помощь оказывает внеурочная деятельность. Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Родничок". Предложенная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природе и духовному наследию родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_ramkah_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А, может, начинается с крыльца
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается
А в нём конца и края нет.
У педагогов в современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает внеурочная деятельность.
Детский возраст является наиболее благоприятным для воспитания начал патриотизма, так как, дети младшего возраста впечатлительны, искренны и эмоционально отзывчивы. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. Приобщение младших школьников к культурно-историческим ценностям родного края наиболее перспективно - дети получают социальный опыт жизни в своём Отчестве, усваиваются принятые в обществе нормы поведения, развивается интерес к истории и культуре, формируется позитивное отношение к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь в воспитании чувства привязанности к родному селу, республике, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребёнку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры, как системы ценностей, должно проходить в социально организованной педагогом деятельности и в специально созданных условиях. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории, жизни.
Анализируя свою учебно-воспитательную деятельность, я пришла к выводу, что учащиеся недостаточно знают о малой родине, о родном крае, плохо знакомы с его прошлым и настоящим, традициями, обычаями своего народа. Небольшой объём материала носит абстрактный характер, что недостаточно для духовно-нравственного развития детей. Поэтому нашим ученикам необходимо создать условия для формирования нравственных и патриотических чувств. В связи с этим я обратилась к проблеме патриотического воспитания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Родничок», которая способствует осознанию своего места в окружающем мире, углублению знаний обучающихся о Родине, своём родном крае, месте рождения, более содержательному знакомству с историей своей семьи, воспитанию их гражданского самосознания и причастности к родным истокам, пониманию обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
Предложенная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природе и духовному наследию родного края.
Данная программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Знакомит с историей с. Московское, Усть-Абаканского района, г. Абакана, с природой Хакасии и её достопримечательностями. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определять свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, даёт понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом, районом, республикой. Целенаправленно создаётся ситуация, когда дети заранее беседуют с взрослыми представителями своей семьи, выясняют, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего и младшегопоколения, а затем рассказывают об этом всему классу. Данный приём способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Это один из самых важных моментов в развитии патриотических чувств, так как ребёнок в данной ситуации переживает гордость за мать, близких, свою семью (далее за коллектив, совместный успех и достижения других членов коллектива, сельчан, жителей Хакасии, России).
Программа включает в себя:
1. Экологическое краеведение (Природа нашего края. Зеленый мир села. Сезонные изменения в природе; Многообразие видов растительности. Многообразие животного мира; Реки и озёра нашей области. Охрана природы края).
2. Историческое краеведение (История родного края. Мини-сочинение «Моя семья»; Фотовыставка «Моя дружная семья». Моя школа. История её рождения. Достопримечательности родного села, посёлка Усть-Абакан, города Абакан, мемориалы, музеи школы, района, города. Страницы истории села Московское. Экскурсии, походы по родному краю).
3. Социальная программа (Участие в акциях:«Помощь птицам», «Благоустройство школьного двора», «Подарки детскому саду», «Подарки детскому дому», «Подарок ветерану»).
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, способствуя осознанию каждого ученика значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Работа в данном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Цура Наталья Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
Выступление на ярмарке педагогических идей...
Тема « Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс « Добрый мир».
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как б...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...
Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2- 4 классе
Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2 - 4 классе. Описание модели деятельности учреждения МБО...
Реализация программ духовно-нравственного и экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности
Заседание методического объединения классных руководителей...
Выступление на методобъединении воспитателей "Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности"
В данном выступлении затрагивается проблема утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и представлен опыт педагога по патриотическому воспитанию на приме...
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа гражд...