Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Цура Наталья Алексеевна

Важной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и любви к своей Родине. И здесь большую помощь оказывает внеурочная деятельность. Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Родничок". Предложенная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природе и духовному наследию родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности

                                                             Откуда начинается Россия?

                        С лозинки, что сбежала с речки синей.

                                                                                А, может, начинается с крыльца

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

                                                                            Откуда бы она ни начиналась,

                                                                                                 Любви к России нет у нас конца.

                                                                      Россия, где она кончается?

                                                                               Найди конец, чтоб клином свет.

                                                                      Россия в сердце начинается

                                                                 А в нём конца и края нет.

У педагогов в современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает внеурочная деятельность.

Детский возраст является наиболее благоприятным для воспитания начал патриотизма, так как, дети младшего возраста впечатлительны, искренны и эмоционально отзывчивы. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. Приобщение младших школьников к культурно-историческим ценностям родного края наиболее перспективно -  дети получают социальный опыт жизни в своём Отчестве, усваиваются принятые в обществе нормы поведения, развивается интерес к истории и культуре, формируется позитивное отношение к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь в воспитании чувства привязанности к родному селу, республике, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей  страны, к быту своего народа. Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребёнку в готовом виде через выработанные нормы  и правила. Освоение культуры, как системы ценностей, должно проходить в социально организованной педагогом деятельности и в специально созданных условиях. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории, жизни.      

Анализируя свою учебно-воспитательную  деятельность, я пришла к выводу, что учащиеся недостаточно знают о малой родине, о родном крае, плохо знакомы с его прошлым  и настоящим, традициями, обычаями своего народа. Небольшой объём материала носит абстрактный характер, что  недостаточно для духовно-нравственного  развития детей. Поэтому  нашим ученикам необходимо создать условия для формирования нравственных и патриотических чувств. В связи с этим я обратилась к проблеме патриотического воспитания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Родничок», которая  способствует осознанию своего места в окружающем мире, углублению знаний обучающихся о Родине, своём родном крае, месте рождения, более содержательному знакомству с историей своей семьи, воспитанию их гражданского самосознания и причастности к родным истокам, пониманию обучающимися их личной ответственности за будущее страны.

Предложенная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природе и духовному наследию родного края.

Данная программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Знакомит с историей с. Московское, Усть-Абаканского района, г. Абакана, с природой Хакасии и её достопримечательностями. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определять свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых,  даёт понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом, районом, республикой. Целенаправленно создаётся ситуация, когда дети заранее беседуют с взрослыми представителями своей семьи, выясняют, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего и младшегопоколения, а затем рассказывают об этом всему классу. Данный приём способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Это один из самых важных моментов в развитии патриотических чувств, так как ребёнок в данной ситуации переживает гордость за мать, близких, свою семью  (далее за коллектив, совместный успех и достижения других членов коллектива, сельчан, жителей Хакасии, России).

Программа включает в себя:

1. Экологическое краеведение (Природа нашего края. Зеленый мир села. Сезонные изменения в природе; Многообразие видов растительности. Многообразие животного мира; Реки и озёра нашей области. Охрана природы края).

2. Историческое краеведение (История родного края. Мини-сочинение «Моя семья»; Фотовыставка «Моя дружная семья». Моя школа. История её рождения. Достопримечательности родного села, посёлка Усть-Абакан, города Абакан, мемориалы, музеи школы, района, города. Страницы истории села Московское. Экскурсии, походы по родному краю).

3. Социальная программа (Участие в акциях:«Помощь птицам»,  «Благоустройство школьного двора», «Подарки детскому саду», «Подарки детскому дому», «Подарок ветерану»).

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, способствуя осознанию каждого ученика значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Работа в данном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Цура Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема « Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс « Добрый мир».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2- 4 классе

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2 - 4  классе. Описание модели деятельности учреждения МБО...

Выступление на методобъединении воспитателей "Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности"

В данном выступлении затрагивается проблема утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и представлен опыт   педагога  по патриотическому воспитанию на приме...

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности

        В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа гражд...