Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
статья (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей очень актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек в обществе реализует себя как самостоятельная личность со зрелым чувством ответственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.
Цель патриотического воспитания - создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.
Формирование основ патриотизма у школьников охватывает широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи в настоящее время очень важны. Однако я считаю, что приоритетом является воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. В рамках внеурочной деятельности я, как классный руководитель, широко применяю метод проектов.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать вам о проекте на тему: «Формирование семейных ценностей».
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем и родителями.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
Я предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если: формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в школе. Воспитание патриотизма должно строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия с педагогом и родителями. Деятельность детей по формированию семейных ценностей должна осуществляться систематически и планомерно.
Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях школы. Совместная исследовательская деятельность школьников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. Широкое использование информационных технологий педагогом, обучение учащихся работе с ними интересно, понятно и имеет практическую ценность для учащихся.
1 этап – организационно - диагностический (ноябрь-декабрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагога, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе были разработаны цели, задачи и методы проекта.
2 этап - формирующий (декабрь - май)
Формирование у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по направлениям: работа педагога с детьми и работа детей и родителей.
Методы и приемы:
1.Методы, повышающие познавательную активность школьников (элементарный анализ; метод моделирования и конструирования и др.);
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний (игровые приемы; сюрпризные моменты и элементы);
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (прием предложения и обучения способу)
4.Методы коррекции и уточнения (повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование; метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия).
На первом этапе мною были предложены:
• Тест «Моя семья». Результаты теста показали, что набрав от 41 до 60 баллов, лишь 17 человек хорошо знают историю своей семьи, имена родственников. Остальные 8 человек недостаточно осведомлены о членах своей семьи.
• Анкета «Семья и родители глазами ребёнка. Контакты с родителями». В результате я сделала выводы, что
Большинство учащихся любят свой дом и домашнюю атмосферу; родители интересуются учебными делами своего ребенка. 64% уч-ся ответили, что родители интересуются их отношениями с товарищами в классе.
Только 24% не считают свою семью дружной и 72% ответили, что в их семье принято дарить подарки. 60% родителей беседуют по душам со своими детьми, а дети советуются с ними по личным вопросам. Половине учащихся иногда скучно дома и они предпочитают проводить свободное время вне дома. Также половина опрошенных, обсуждает с родителя телепередачи и фильмы. У 64% есть общие со старшими занятия и увлечения. И только
100 %учащихся ответили, что хотели бы, чтобы их родители в его день рождения были вместе с ним и гостями.
Результаты диагностики в начале проекта показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не окончательно сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
На формирующем этапе учащимся было предложено провести совместную с родителями исследовательскую работу: выяснить все об их профессиях. Ученики рассказывали о членах своей семьи, о профессиях своих родителей. Показывали фотографии, готовили презентации совместно с родителями. Рассказывали, кем они сами хотели бы стать. На кого быть похожим. Учащиеся выполняли задание с большим интересом, с удовольствием делились сведениями о профессиях родителей, их вкладе в развитие страны, пользе обществу.
Следующей составной частью проекта было мероприятие на тему: «Моя семья». Ребята представляли свою семью в презентациях, рассказывали о каждом члене своей семьи, его положительных качествах. С огромной любовью описывали своих родственников. Также успешно прошел конкурс на лучшее «Генеалогическое дерево».
Работа в группах для учащихся нашего класса всегда очень продуктивна, поэтому они с большим энтузиазмом за работу « Собери правильно пословицы о семье»:
Серьезную работу проделали учащиеся над исследованием на тему: «Семейные ценности и традиции». Они собирали сведения о традициях своей семьи, семейных праздниках, совместных отпусках.
На тему: «Традиции русской семьи 19 века» учащиеся представляли презентации с рассказом о традициях семьи в городе и деревне, праздниках того времени. Проводили сравнительный анализ сегодняшнего и прошлого быта семьи, ее традиций и устоев.
Не мене интересным оказалось для ребят написание мини-эссе. Были предложены различные темы. Например: «Что такое семья?»:
«Семья – это люди, которые любят друг друга»
«Семья – это самое важное в моей жизни»
«Семья – это дружба и любовь друг с другом»
«Семья – это когда все собираются вместе» и другие.
Однако самым запоминающимся для учащихся стало создание мультфильма о семье, который мы с ребятами сняли совместно.
На сегодняшний день можно сделать вывод, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Необходимо отметить, что в последнее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
Я считаю данный проект долгосрочным и перспективным. Его можно продолжать и в последующие годы обучения. В плане рисование герба семьи, сочинение сказок о семье, постановка сценок, поисковая деятельность по темам «Поиск семейных ценностей в литературе», «История понятия род», « История семьи в годы ВОВ», «Как семья приносит пользу моей Родине». Наиболее значимую роль играют сегодня мероприятия, которые организованы с целью взаимодействия ОУ и семьи школьника (экскурсии, походы и др.)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся в рамках внеурочной деятельности
экологическое воспитание в рамках ФГОС...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности
Опыт работы по экологическому воспитанию...
презентация к статье "Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности"
Презентация...
Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"
В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....