Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1 класс)
Программа составлена для обучающихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved_1_kl.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________И.А. Швалева «_____» ____________ 20_______г. | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ с. Емаши __________ А.Л. Клыков «_____»________2021 № _______ |
ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол от «___»______20___ г.
№ ____
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный краевед»
Возраст обучающихся7-8 лет( 1 класс)
Срок реализации программы -1 год
Автор-составитель: Смольникова Людмила Александровна,
учитель начальных классов, высшая категория
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Юный краевед” составлена в соответствии с - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Емаши
- Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ с. Емаши
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС.
Программа «Юный краевед» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 7 – 8 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.
Цели и задачи:
Углубить и расширить знания учащихся по истории Башкортостана, Белокатайского района, села Емаши, школы.
Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена для детского объединения учащихся 1 класса , занимающихся проектной деятельностью.
Программа рассчитана на 33 часа в год, в неделю 1 час.
Личностные и метапредметные результаты освоение курса внеурочной деятельность
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
- регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- познавательные – формировать навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; анализировать объекты с выделением существенных инесущественных признаков;
- коммуникативные – научить обучающихся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умения координировать свои усилия с усилиями других; научить формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему в решении совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Содержание программы
1. Моя родословная.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 . «Малая родина – мой посёлок, район»- 8 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом.
История школы. Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
3. Начальные навыки туризма – 5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия: 1. Поход в лес.
4. Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды, «Красная книга»
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
5. Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | тема занятия | Всего часов | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (факти- ческая) |
Раздел 1. «Моя родословная» | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 7.09.21 | |
2 | Имя твое | 1 | 14.09 | |
3 | Фамилия – флаг семьи | 1 | 21.09 | |
4-5 | Моя семья. Семейные традиции. | 2 | 28.09-5.10 | |
6-7 | Семейные гербы | 2 | 12.10-19.10 | |
8-9 | Летопись семьи | 2 | 26.10-9.11 | |
10-11 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | 2 | 16.11-23.11 | |
Раздел 2 «Малая родина - мой поселок, район» | ||||
12-13 | Моя школа - мой дом. | 2 | 30.11-7.12 | |
14-15 | Учителя нашей школы | 2 | 14.12-21.12 | |
16-17 | Реставрация церкви в селе | 2 | 28.12-18.01 | |
18-19 | Мой село, район. За что люблю. | 2 | 25.01-1.02 | |
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» | ||||
20-21 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу. | 2 | 8.02-15.02 | |
22-23 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу. | 2 | 22.02-1.03 | |
24 | Поход в лес | 1 | 15.03 | |
Раздел 4 «Охрана природы» | ||||
25-26 | Растительность нашего края. | 2 | 22.03-5.04 | |
27 | Животный мир нашей местности. | 1 | 12.04 | |
28 | Защита проекта «Наша экологическая тропа» | 1 | 19.04 | |
Раздел 5 «Поиск» | ||||
29-30 | Война глазами очевидцев. | 2 | 26.04-3.05 | |
31-32 | Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит» | 2 | 10.05-17.05 | |
33 | Фотовыставка “Живи, родной край!” | 1 | 24.05 | |
Всего: 33ч | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Юный краевед,,
кружковая работа...
Внеурочная деятельность. Программа "Юный турист краевед". Как добыть воду на туристской прогулке.
Конспект занятия по внеурочной деятельности. 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...