Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)
Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрена
на заседании ШМО
___________________________
Протокол от ___№ ____
Руководитель ШМО_____(________)
Принята на НМС МБОУ СОШ № 1
Протокол от________№_____
Председатель НМС _________(_________)
Утверждена
Приказом директора МБОУ СОШ № 1
______________ И.Ю. Глазырина
от ________№ _____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Юный краевед»
для обучающихся начального общего образования
(1-4 классы)
Количество часов: 68 часов
( 2 часа в неделю)
Составили:
Пирожкова Наталия Владиславовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 1»
Турова Галина Ивановна
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории
МАОУ ДОД ЭБЦ.
Воткинск
2013-2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Юный краевед»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, концепцией развития национального образования в Удмуртской Республике, с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Удмуртской Республики
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила авторская программа «Краеведение. 2-4 классы» авторов Н. В. Борлуковой, Г. С. Волковой. Ижевск: ИПКиПРО, 2011.
Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Наша Удмуртская Республика, которая является малой родиной для большинства учащихся, сохранила и свою благословенную сердцевину, а потому особенно располагает к любованию, созерцанию и раздумью. Это о нашей земле сказал поэт Флор Васильев «…И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей». Любовь к Родине конкретна. Город Воткинск и Удмуртская Республика имеют уникальную многонациональную и культурно-образовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных, национальных и религиозных факторов. Культура Воткинска многообразна. Культурное и природное наследие составляет здесь единый, взаимосвязанный комплекс. Особенность историко-культурного наследия Воткинска и Удмуртской Республики заключается и в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте, поскольку многие памятники Удмуртской земли являются объектами всероссийского и мирового культурного наследия. Освоение собственной культурно-исторической традиции даст возможность ребенку на равных войти в мировое культурное пространство, сделать возможным диалог культур.
Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся. Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников, открывает возможность активного включения в общественно полезный труд. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности учащихся.
Цель:
Воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.
Задачи:
- расширение и углубление знаний учащихся по различным образовательным предметам;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному городу и республике;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию и историю всей нашей огромной страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью.
Программа рассчитана на четыре года и предназначена для младших школьников (6,5-11 лет), что соответствует начальному уровню образования и направлена на расширение знаний о родном крае, развитие творческой активности, формировании гражданственности и патриотизма, способствует духовно-нравственному развитию детей.
Планируемые результаты
освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Воткинске, об Удмуртской Республике;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик
Содержание программы.
1 класс
Удмуртия на карте России
Удмуртия на карте России. Представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы. Климат. Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Взаимосвязь человека и природы
История имён и названий
Какие бывают имена. История происхождения имен и фамилий. Откуда родом мои предки. Алгоритм действий по сбору материала о родственниках. Методика составления родословной. Составление генеалогического древа.
История происхождения названия моего города (посёлка, села), улицы. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей.
Культура и традиции народов
Национальные цвета Удмуртии. Дать общее представление о народах мира, России, республики. Некоторые отличительные черты того или иного народа. Народ и язык. Народные праздники народов России и Удмуртской республики. Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, татар, удмуртов, марийцев и др. Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.).
Традиционная кухня народов. Особенности (виды и состав кушаний, способ приготовления, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная.
Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Удмуртии.
Почему языки такие разные?
Язык и география. Почему языки такие разные? Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки. Об изменениях в языке.
Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии.
Правила общения на разных языках. Этикет: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, просьба, благодарность.
Межэтническое общение
Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов.
Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности.
Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству.
Семейные ценности
Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Традиционное отношение к родителям, старикам у народов в разные исторические эпохи. Старая фотография из семейного альбома.
Понятие «раритет». Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.
Духовные ценности учебного сообщества: класса, школы.
Обобщение знаний по теме «Я, моя семья и мои соседи»
Обобщение знаний данных на предыдущих занятиях
2 класс
Удмуртия на карте России (повторение.)
Удмуртия на карте России. Представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы. Климат. Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Взаимосвязь человека и природы
«Я моя семья».
Состав семьи, профессии родителей. Увлечения членов семьи.
«Наш земляк – Евгений Пермяк»
Понятие «земляк», «землячка».
Детские годы жизни писателя в Воткинском заводском поселке. Знакомство с его творчеством. Детские произведения писателя.
«Месяцеслов» - народный календарь.
Дать объяснение слову «месяцеслов», «святцы». На основе чего составлялись старославянские календари, когда они появились на Руси.
Народная мудрость в наблюдениях за явлениях в природе. Народные приметы.
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Что за праздник Новый год, когда появился на Руси, как отмечали славяне.
Какие обычаи и традиции связаны с новогодними праздником. Современное трактование.
Русский народный костюм
История возникновения русского костюма, его функциональность и применение.
Что входит в русский народный костюм. Определение статуса человека по одежде на Руси.
Изготовления ткани, пошив одежды, украшение костюма.
Что входит в русский народный костюм. Для чего и как люди украшали одежду. Что означают элементы вышивки на рубахе, сарафане, пояса и т. д.
Русский народный фольклор
Что относится к фольклорным произведениям русского народа.
Колыбельные песенки, потешки, заклички, поговорки, загадки и т.д., применение его быту. Значение фольклора в жизни ребенка и семьи.
Природа и мы
Роль перелетных птиц в природе.
Виды перелетных птиц и места их обитания.
Разнообразие животного мира лесной зоны, где мы с вами проживаем. Интересные факты из жизни животных.
Знакомство с Красной книгой Удмуртии.
«Мы туристы»
Требования к участникам похода, распределение обязанностей в туристской группе. Необходимость выполнения требований руководителя. Техника движения туристской группы: правила замыкающего и направляющего.
Что входит в состав личного снаряжения туриста, подбор снаряжения в соответствии с погодными условиями.
3 класс
Введение.
Определение целей и задач на учебный год.
Краткий экскурс в историю города Воткинска.
Обзор литературы о городе Воткинске.
«Мой город - мне дорог».
Краткая история возникновения заводского поселка. Архитектурное решение строительства города. Старые улицы города и их современные названия.
Исторические и памятные места, связанные с историей завода, его продукцией. Памятники, посвященные событиям гражданской и Великой Отечественной войнам.
Знакомство с известными земляками, принесшими известность нашему краю: писатель Е. Пермяк, композитор П.И. Чайковский, выдающееся спортсменка Г. Кулакова, конструктор М. Ка-
лашников.
Продукция Воткинского завода с начала его образования: якоря, пароходы, паровозы, мостостроение, с/х орудия, ракетостроение
История города Воткинска
«Новый год»
Обычаи и традиции встречи Рождества и Нового года в разных странах мира. История
новогодней открытки.
Подготовка трафаретов, эскизов.
Подготовка команды: название, девиз, эмблема.
Государственная символика.
Герб, флаг, гимн - символы государства.
История государственной символики России, Советского Союза, изменения в разные периоды времени.
Краткая историческая справка создания символики УР. Значение цвета, солярных знаков на изображении герба и флага.
Москва – столица России.
Кремль, как защитное сооружение города, государства. Строительство древнего Кремля Башни московского Кремля.
Основатель Москвы- Юрий Долгорукий. Площади, музеи, соборы Кремля.
Москва – сердце России.
Моя Удмуртия
Первое появление человека на территории Удмуртии. Средневековое городище Иднакар, Чертого городище ( г. Воткинск). Присоединение Удмуртии к России.
Географическое положение Удмуртии на карте России. Площадь республики, с кем граничит.
История возникновения городов Вятского края: города – заводы, города – купцы.
Водный бассейн Удмуртии, крупные реки -Кама, Чепца.. Реки, на которых стоят города республики.
4 класс
Введение.
Краткий экскурс в историю Воткинска как заводского поселка.
Научные достижения. Путешествие в прекрасное. Музыканты, художники и писатели Воткинска
«Воткинск – вчера и сегодня»
Как выглядел заводской поселок в середине 18 века.
Занятия рабочих и мастеровых завода. Любимые места отдыха горожан. Общественные учреждения заводского поселка.
Организация в городе первых учебных заведений: окружное горнозаводское училище, церковно-приходские школы, земские школы. Требование к ученикам.
Современная структура города Воткинска, его настоящее и будущее.
Православные храмы Воткинска
Роль церкви в жизни людей того времени. Строительство первой церкви в заводском поселке. История строительства Благовещенского Собора, его дальнейшая судьба в жизни города. Соборы, храмы, часовни украшавшие наш город в XIX веке.
Преображенская церковь. Нагорное кладбище – архитектурный памятник 18 века. Захоронения известных людей.
«Рождественские праздники»
Рождество Христово. Обычаи, традиции, поверия встречи рождественских праздников. Колядование, крещение - православные обычаи и традиции. Современное трактование.
Трафареты и эскизы елочной и зимней атрибутики.
«У очага наших предков»
Изучение крестьянского хозяйства Вятского края - изба, амбар (кепос), родовое святилище, (куала), хлев для домашних животных. Порядок расположения всех построек и их использование.
Гончарное производство, ткачество – основные ремесла удмуртского народа. Традиционные промыслы удмуртов - земледелие, охота, рыболовство, бортничество.
Технология выращивания льна, орудия труда используемые в процессе обработки льна и получения ткани. Блюда национальной кухни – перепечи, табани, каши. Продукты используемые для приготовления пищи по сезонам.
Что хранит бабушкин сундучок?
История появления русской матрешки. Центры изготовления матрешек на Руси, виды росписи (загорская, московская, вятская)
Самовар – водогрейный сосуд, история его создания. Традиции русского чаепития.
Деревянное зодчество - избы, храмы, дворцы;
Домашняя утварь - посуда, мебель, орудия труда.
Знакомство с народной игрушкой: глиняной, деревянной, тканевой. Куклы -обереги. Обрядовые куклы.
«В мире природы»
Животные нашего края: хищники и травоядные,
места их обитания.
Красная книга Удмуртии
Леса – хвойные, лиственные, смешанные.
Лекарственные растения, их применение. Ядовитые растения в наших лесах.
«Мы туристы»
Способы ориентирования на местности (дороги, тропы, точечные ориентиры и т.д.)
Состав индивидуальной и групповой аптечки. Обязанности санитара группы. Профилактика теплового и солнечного ударов. Правила наложения простейших повязок.
1 класс.
№ | Раздел, темы занятий | Всего часов | Теоретические | Практические | Контроль |
1 1.1 1.2 1.3 1.4 | Удмуртия на карте России Удмуртия на карте России В мире живого и зелёного Водоёмы. Зелёные острова города Природа и человек | 10 2 4 2 2 | 4 1 2 1 | 6 1 2 1 2 | Творческие работы «Моя Удмуртия» Работа по карте |
2 2.1 2.2 2.3 | История имён и названий История происхождения названия моего города, деревни, улицы Происхождение моего имени Мои «корни» | 6 2 2 2 | 2 1 1 | 4 1 1 2 | Творческая работа |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Культура и традиции народов Национальные цвета Удмуртии Народные праздники Традиционная кухня народов Тайны бабушкиного сундука Декоративно-прикладное искусство | 16 4 4 2 4 2 | 8 2 2 2 2 | 8 2 2 2 2 | Народные костюмы. Описание блюда Описание блюда Эскизы народных костюмов. |
4 4.1 4.2 | Почему языки такие разные? Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей. Учимся общаться на разных языках | 12 6 6 | 4 2 2 | 8 4 4 | Словарь «Дружба» |
5 5.1 5.2 5.3 | Межэтническое общение Разные народы – разное поведение Культура межэтнического общения Народные игры и общение | 12 4 4 4 | 6 2 2 2 | 6 2 2 2 | Описание, участие в народной игре |
6 6.1 6.2 | Семейные ценности Семейные раритеты Ценности учебного сообщества | 8 6 2 | 2 2 | 6 4 2 | Выставка «Семейные раритеты» |
7 7.1 | Обобщение знаний по теме «Я, моя семья и мои соседи» Обобщение знаний по теме «Я, моя семья и мои соседи» | 4 4 | 4 4 | Коллаж | |
Итого | 68 | 26 | 42 |
Учебно-тематический план.
2 класс.
№ п/п | Раздел. Тема | Всего часов | Теоретические | Практические | Контроль |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 | Удмуртия на карте России (повторение.) Удмуртия на карте России. В мире живого и зеленого. Водоемы. Зеленые острова города. Природа и человек. | 7 1 2 2 2 | 3 | 4 1 2 2 2 | Собеседование |
2. 2.1 2.2 2.3 | «Я моя семья». Состав моей семьи Моя семья в обществе. Проект «Моя родословная» | 7 2 2 3 | 3 1 1 1 | 4 1 1 2 | Опрос Собеседование |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | «Наш земляк – Евгений Пермяк» Детские годы Е. Пермяка Знакомство с творчеством Е. Пермяка Интеллектуальная игра по творчеству Е. Пермяка Итоговое занятие. | 7 2 2 2 1 | 3 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Экскурсия в библиотеку Рисунки «Мои любимые герои» Викторина. |
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | «Месяцеслов» - народный календарь. Что такое месяцеслов? Пословицы, поговорки, приметы, загадки о явлениях природы Сезонные изменения в природе. Проект «Месяцеслов» | 8 2 2 2 2 | 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Составление месяцеслова в картинках Викторина «Времена года» Защита проекта. |
5. 5.1. 5.2. | Здравствуй, здравствуй, Новый год! История возникновения новогоднего праздника Мастерская Деда Мороза | 8 2 6 | 2 2 | 6 6 | Игра-соревнован. «Непоседы» Изготовление новогодних сюрпризов |
6. 6.1. 6.2 6.3. 6.4 | Русский народный костюм О чем может рассказать одежда? История костюма на Руси. Элементы украшения одежды (народный орнамент, пояски). Творческая работа «Русский народный костюм» | 8 2 2 2 2 | 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Экскурсия в краеведческий музей Творческая работа |
7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. | Русский народный фольклор Знакомство с детским фольклором Колыбельные, прибаутки, заклички, загадки. Народные сказки. Сказочный КВН | 8 2 2 3 1 | 3 1 1 1 | 5 1 1 2 1 | Собеседование Опрос Разучивание закличек. |
8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5 | Природа и мы Перелетные птицы нашего края. Из жизни животных Удмуртии. Первоцветы. Красная книга Удмуртии Экскурсия в ЭБЦ | 8 2 2 1 2 1 | 3 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | Рисунки «Птицы нашего края» «Первоцветы» Экскурсия в ЭБЦ |
9. 9.1. 9.2. | «Мы туристы» Правила поведения в природе Личное снаряжение туриста | 7 4 3 | 3 2 1 | 4 2 2 | Рисуем запрещающие знаки. Игра «Собери рюкзак» |
Итого: | 68 | 28 | 40 |
Учебно-тематический план.
3 класс
№ | Раздел, темы занятий | Всего часов | Теоретические | Практические | Контроль |
1. 1.1. 1.2 | Введение. Славная история моего города на улицах и площадях. Обзор литературы о моем городе. | 10 5 5 | 5 2 2 | 5 3 3 | Собеседование Экскурсии к историческим местам города Посещение библиотеки. |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | «Мой город - мне дорог». Возникновение заводского поселка Исторические и памятные места города Наши известные земляки. Продукция Воткинского завода. | 10 2 3 3 2 | 5 1 1 1 1 | 5 1 2 2 1 | Экскурсии к проходной Выставка рисунков «Мой город» «Это делал наш завод» |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | История города Воткинска Легенды города Воткинские зарисовки Современный Воткинск Мои прогулки по Воткинску | 14 4 5 2 3 | 6 2 2 1 1 | 8 2 3 1 2 | Творческие работы. КВН «Мой город» |
4. 4.1. 4.2 4.3. | «Новый год» Новогодний праздник в других странах Мастерская Деда Мороза Туристско-краеведческая игра. | 6 2 3 1 | 2 1 1 | 4 1 2 1 | Изготовление праздничных су-вениров, открыток. Туристско-краеведческая игра «Непоседы» |
5. 5.1. 5.2. 5.3. | Государственная символика. Историческое становление Российской символики. Современные символы России. Символика современной Удмуртии. | 7 3 2 2 | 3 1 1 1 | 4 2 1 1 | Собеседование Рисунки «Флаги разных стран» |
6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. | Москва – столица России. «Начинается земля, как известно от Кремля» История московского Кремля. Москва-столица России. Итоговое занятие - игра. | 7 2 2 2 1 | 3 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Рисуем башни Московского Кремля Интеллектуальная игра «Москва-столица» |
7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. | Моя Удмуртия История нашего края Положение республики на карте Российской Федерации. Города Удмуртии. Административная карта республики. Реки и водоемы. Итоговое занятие | 14 4 4 2 3 1 | 6 2 2 1 1 | 8 2 3 1 1 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Работа с административной картой УР. Кроссворд «Реки» «Звездный час» |
Итого: | 68 | 30 | 38 |
Учебно-тематический план.
4 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Всего часов | Теоретические | Практические | Контроль |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 | Введение. Заводской Воткинск Научные достижения Путешествие в прекрасное Музыканты, художники и писатели Воткинска | 8 2 2 2 2 | 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Собеседование |
2. 2.1. 2.2 2.3 2.4. | «Воткинск – вчера и сегодня» Устройство и быт воткинских жителей. Образование и просвещение в заводском поселке. Воткинск сегодня КВН «Воткинская головоломка» | 9 2 2 3 1 | 4 2 1 1 | 5 1 1 2 1 | Наблюдения Опрос Экскурсия в краеведческий музей. КВН |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Православные храмы Воткинска Благовещенский собор Церкви старого поселка Православное образование старого Воткинска Воткинский некрополь. Итоговое занятие | 9 2 2 2 2 1 | 4 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | Экскурсии к Благовещенскому, собору, на нагорное кладбище. Преображенская церковь |
4. 4.1. 4.2. | «Рождественские праздники» История возникновения праздников: рождество, святки, крещение. Изготовление рождественских открыток | 8 4 4 | 4 2 2 | 4 2 2 | Выставка детских работ «Рождественские сны» |
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | «У очага наших предков» Устройство подворья крестьян. Народные ремесла и промыслы. Из чего рубашка выросла. Изготовление изделий из льна. Удмуртская кухня. Итоговое занятие. | 9 2 2 2 2 1 | 4 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | Экскурсия в музей Творческая работа «Народная кукла» Зарисовка процесса выращивания льна |
6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. | Что хранит бабушкин сундучок? Матрешка – русская игрушка. Самовар. Русское чаепитие. Этнография старого быта: деревянная утварь. «Игрушечная страна» Итоговое занятие. Игра-путешествие. | 9 2 2 2 2 1 | 4 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | Конкурс рисунков матрешек. Изготовление кукол из ниток Экскурсия в музей Игра-путешествие «Седая старина...» |
7. 7.1. 7.2. 7.3. | «В мире природы» Из жизни животных Удмуртии Мир растений Итоговое занятие | 8 4 3 1 | 3 2 1 | 5 2 2 1 | Сообщения о животных. Экскурсия в Детский парк Экскурсия в ЭБЦ |
8. 8.1. 8.2. 8.3. | «Мы туристы» Ориентирование на местности Оказание первой медицинской помощи Итоговое занятие: - задания, викторины - спортивные игры | 8 3 4 1 | 3 1 2 | 5 2 2 1 | Задание: «поиск объекта во дворе школы» Поход выходного дня |
Итого: | 68 | 30 | 38 |
Список литературы.
- «Государственные символы Удмуртской республики». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1994.
- «Сказки народов Урала и Поволжья»- Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1993.
- Аншаков Б.Я. «Евгений Пермяк Восп оминания и письма»- Воткинская типография. – Воткинск. – Госкомнадзора Удмуртской Республики, 1992.
- Аншаков Б.Я. Воткинск. «Летопись событий и фактов». – Изд-во «Удмуртия». – Устинов, 1985.
- Багаутдинова Д.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов». – Рекламно-информационное бюро «Турист». – Москва, 1992.
- Балобанов С. «Любознательный заяц.» Изд-во «Детская литература». - Москва
- Владыкин В.Е. « Этнография удмуртов». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.
- Владыкин В.Е. «В народе говорят» – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1998.
- Волкова Л.А. «Этнографическое краеведение». – ГГПИ. – Глазов, 1997.
- Ворончихин Е. «По Вятскому краю». Киров.1996.
- Ворончихина Е. « По Вятскому краю». – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1997.
- Гаврилов И. « Вечно молодые: сказки» – Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1970.
- Ефремов А.Д. « Край удмуртский сторона родная». – Изд-во «Удмуртия». - Ижевск, 1980.
- Князев А И. «Заяц меняет шубку». Ижевск «Удмуртия».1990.
- Козлова Н.Г. , Украинцева А.Ю. « Наш край». - Изд-во «Удмуртия. - Ижевск», 2006.
- Кузин А.С. «В луче солнца». Ижевск «Удмуртия»1989.
- Л.И.Порцева «Удмуртия в годы реформ».Ижевск 2002.
- Н.Н.Родзевич. «Охрана и преобразование природы».Москва . «Просвещение.» 1986.
- Никитина Г.А. «Народная педагогика удмуртов».Ижевск «Удмуртия».1997.
- Русские народные загадки. «Красное коромысло через реку повисло.»-Ижевск,1989.
- Стрижев А.И «Календарь русской природы». – Москва, 2000.
- Ступишин В.П. « Воткинск». Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1976.
- Суханов А.И. « История нашего края». - Изд-во «Удмуртия». – Ижевск, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Юный исследователь»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные математики в Стране железных дорог» 1 - 4 классы
Программа курса «Юные математики в Стране железных дорог»входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие...