Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Юный краевед,,
методическая разработка по теме
кружковая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_kraeved.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Россия, Родина, Урал.… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?
Знакомство с культурным наследием региона способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир - в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья -ближайшее окружение; поселок, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияет на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы - иерархии ценностей. Грамотно направленный учебно - воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания с элементами личностно - ориентированного образования культурологического характера, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики, дает системные знания, формирует избирательное ценностное отношение к предметному миру, к явлениям, к людям, развивает познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники и художественные образы растений и животных края. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Новизна программы заключается в:
- объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края.
Программа «Юный краевед» является частью региональной модели непрерывного краеведческого образования, комплексной программы «Люби, изучай и преобразуй свой край».
Цель программы:
- Дать целостное представление об окружающем мире на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале;
- Ввести младшего школьника в предметный мир культуры, используя возможности музейной педагогики;
- Формировать личностное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего;
- Расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению;
- Способствовать развитию логического мышления, воображения, творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Главные задачи:
- Формирование знаний:
- познакомить с городом Красноуфимском, селом Ключики, его географическим положением, промышленностью, культурными центрами, жителями ;
- создать представление о главных вехах в истории города и села;
- познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусств;
- расширить знания о народной культуре, семье , тех, кто живет рядом с нами;
- раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.
- Формирование нравственно - эстетических норм:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
- восприятие красоты сохранившихся памятников;
- развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
- соблюдение правил поведения в городе (на улице, в школе), музейной культуре;
- • формирование навыков здорового образа жизни.
- Формирования учебных умений:
Учащиеся должны:
- ориентироваться в городе и селе;
- уметь работать с краеведческими источниками;
Особенности программы -
- интегративность:
- межпредметная интеграция (Предметы: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология»),
- интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Она включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации Программы ожидается:
- знать название страны, области, города, улицы, культурных центров;
- иметь представление о жанрах русского народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки;
- знать основные народные и современные праздники;
- знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;
- уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном;
- знать 2-4 известных уральских писателей, поэтов;
- иметь представления о растительном и животном мире родного края;
- знать представителей Красной книги Свердловской области и Урала.
Перечень учебно-методической литературы
1. Антология современной литературы Урала. -, 1993.
2.Крутецкий В. Психология - М.: Просвещение, 1986.
3.Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения. Экспериментальное методическое пособие
под. ред. канд. пед. наук Е.Г. Валеновой. - М. : Мирос, 1995.
4.Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры - М., 1983.
5.Панкеев И. Русские праздники. -М.: Яуза, 1998.
Изд. Московского университета, 2002.
6.Красная книга Урала.
7.Красная книга Свердловской области.
8.Ревда. Из века в век.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
Всего | Дата проведения | ||
1 | Город, в котором я живу. Азбука моего города. | 10 |
|
2 | Что нас окружает. | 8 | |
3 | Мой город в разные времена года. | 4 | |
4 | Понятие о народной культуре. Культура моего края. | 6 | |
5 | Традиционные и народные праздники, народные забавы. | 8 | |
6 | Моя семья и мои близкие. | 6 | |
7 | Растительный мир моего края. | 8 | |
8 | Животный мир моего края. | 8 | |
9 | Красная книга Урала. | 4 | |
10 | Красная книга Свердловской области. | 4 |
Содержание программы
ТЕМА 1.
Город и село, в котором я живу. 5 час
Азбука моего села.
Большая» и «малая» Родина. Название страны, области, города, села. Мой город – Красноуфимск, моё село – Ключики. Улицы города и села, их достопримечательности. Парки и скверы города и села. Река Уфа. Школьный музей.
ТЕМА 2.
Что нас окружает. – 4 час
Природа и мы. Учимся беречь природу. Осенины - встреча осени. «Падают, падают листья - в нашем саду листопад...» Народные песни, игры. Природа и детская фантазия, поделки из природного материала. Выставка детских работ «Природа и красота».
ТЕМА 3.
Мой город и село в разные времена года. -2 час
Осень в нашем городе и селе. Зимние картины моего города и села. Город и село весной. Вот и лето пришло.
ТЕМА 4.
Понятие о народной культуре. Культура моего края. -4час
Устное народное творчество. Считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. Викторина «По дорогам сказки». Учимся сочинять сказки. Моя первая выставка. Детские рисунки «В мире сказки».
ТЕМА 5.
Традиционные и народные праздники, народные забавы. -8 час
Готовимся к зимним святкам. Зимние праздники: «Русская зима». Зимние игры и забавы. Учимся и играем в старинные и современные детские игры.
Встреча Нового года.
Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые. День защитников Отечества.
«Масленица - честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры.
8 Марта. Моя мама, бабушка, сестра. Стихи и песни о маме. Колыбельные песни. Стихи белгородских поэтов. Играем - сочиняем стихи.
Ждем весну. Разучиваем весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.
Пасхальные праздники. Символы. Подготовка даров.
9 Мая - День Победы.
ТЕМА 6.
Моя семья и мои близкие.- 4 час
Моя семья.
Моя фамилия, имя, отчество. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа.
ТЕМА 7.
Растительный мир моего края. -2 час
Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. Экскурсия в парк.
ТЕМА 8.
Животный мир моего края. -2 час
Насекомые, птицы, животные – обитатели наших полей, лесов и лугов.
Заочная экскурсия по лесам Урала.
ТЕМА 9.
Красная книга Урала. -1 час
Редкие растения и животные Урала.
ТЕМА 10.
Красная книга Свердловской области. -1 час
Редкие растения и животные Свердловской области.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата | № урока | Тема занятия | примечание |
1 | Город и село, в котором я живу. Азбука моего села. -5 час. Большая» и «малая» Родина. Название страны, области, города, села. | ||
2 | Мой город – Красноуфимск, моё село – Ключики | ||
3 | Улицы города и села, их достопримечательности. | ||
4 | Парки и скверы города и села. Река Уфа. | ||
5 | Школьный музей. | ||
6 | Что нас окружает. – 4 час Природа и мы. Учимся беречь природу. | ||
7 | Осенины - встреча осени. «Падают, падают листья - в нашем саду листопад...» | ||
8 | Народные песни, игры. | ||
9 | Природа и детская фантазия, поделки из природного материала. Выставка детских работ «Природа и красота». | ||
10 | Мой город и село в разные времена года. -2 час Осень в нашем городе и селе. Зимние картины моего города и села. | ||
11 | Город и село весной. Вот и лето пришло. | ||
12 | Понятие о народной культуре. Культура моего края. -4час Устное народное творчество. Считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. | ||
13 | Викторина «По дорогам сказки» | ||
14 | Учимся сочинять сказки | ||
15 | Детские рисунки «В мире сказки». | ||
16 | Традиционные и народные праздники, народные забавы. - 8 час Готовимся к зимним святкам. Зимние праздники: «Русская зима». | ||
17 | Зимние игры и забавы. Учимся и играем в старинные и современные детские игры. Встреча Нового года. | ||
18 | Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые | ||
19 | День защитников Отечества. 9 Мая - День Победы. | ||
20 | «Масленица - честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры. | ||
21 | 8 Марта. Моя мама, бабушка, сестра. Стихи и песни о маме. Колыбельные песни. Стихи уральских поэтов. Играем - сочиняем стихи. | ||
22 | Ждем весну. Разучиваем весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне. | ||
23 | Пасхальные праздники. Символы. Подготовка даров. | ||
24 | Моя семья и мои близкие.- 4 час Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. | ||
25 | . Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра Пословицы и поговорки о семье | ||
26 | Моя родословная | ||
27 | Создание генеалогического древа. | ||
28 | Растительный мир моего края. -2 час Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. | ||
29 | Экскурсия в парк | ||
30 | Животный мир моего края. -2 часНасекомые, птицы, животные – обитатели наших полей, лесов и лугов. | ||
31 | Заочная экскурсия по лесам Урала. | ||
32 | Красная книга Урала. -1 час Редкие растения и животные Урала. | ||
33 | Красная книга Свердловской области. -1 час Редкие растения и животные Свердловской области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»
Пояснительная записка Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"
Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог", 1 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Юный краевед"
Программа "Юный краевед" относится к духовно- нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный спасатель"
Основной целью является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Задачи:-разв...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению «Школа юного краеведа» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Юный эколог»
Данная программа внеурочной деятельности составлена для 1-4 классов.Цель программы - достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; форм...