ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья

Варзар Елена Викторовна

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспитательное мероприятие имеет форму, содержание и позволяет выработать у обучающихся отношений к окружающей действительности; формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки; влияет на общественное мнение; приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Определение и изменение незнакомых подходов к процессам организации и проведению мероприятия воспитательного характера позволяет совершить быстрый рывок и усиление дальнейшей эффективности.

Все последующие воспитательные мероприятия представляют собой относительно новый поворот в развитии всей воспитательной работы и постепенное совершенствование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспитательное мероприятие имеет форму, содержание и позволяет выработать у обучающихся отношений к окружающей действительности; формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки; влияет на общественное мнение; приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Определение и изменение незнакомых подходов к процессам организации и проведению мероприятия воспитательного характера позволяет совершить быстрый рывок и усиление дальнейшей эффективности.

Все последующие воспитательные мероприятия представляют собой относительно новый поворот в развитии всей воспитательной работы и постепенное совершенствование.

Каждое воспитательное мероприятие предусматривает несколько стадий, которые тесно взаимосвязаны между собой. Стадии идут строго последовательно друг за другом и невозможно исключение одного из пунктов. На первой стадии необходимо определить актуальность запланированного мероприятия. Вторая стадия состоит из подготовки непосредственного воспитательного воздействия на учащихся. Третья – формулировка целей и задач мероприятия. Четвертая стадия включает планирование мероприятия по этапам. Пятая – определение результативности данного мероприятия.

Данная последовательность неизменна для каждого мероприятия. Все, что может быть изменено – это содержание мероприятия в зависимости от поставленных целей и задач.

При планировании и проведении каждого воспитательного мероприятия перед организатором встают следующие вопросы:

  • Как правильно организовать мероприятие?
  • С чего необходимо начать работу?
  • На что необходимо обратить внимание при организации и при проведении мероприятия?

При планировании воспитательного мероприятия необходимо выполнить подготовительную, организационную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть предусматривает определение целей и задач мероприятия. Цель выражается как общая направленность мероприятия. Задачи должны включать различные пути достижения поставленного результата. Они должны быть четко сформулированы и иметь определенную направленность на развитие заявленных качеств обучающихся. Подбираются формы и методы проведения воспитательного мероприятия в соответствии с выбранной темой, а также учитываются возрастные особенности учащихся. Все мероприятие должно быть продуманно в мельчайших деталях, так как нельзя допускать, чтобы кто-то из участников не был задействован. Также при подготовке к воспитательному мероприятию необходимо правильно распределить время и человеческие возможности.

Организационная часть предусматривает использование простых и сложных средств, предназначенных для организации воспитательного мероприятия. Также одним из основных моментов данной части является подборка тематического материала, который должен строго соответствовать выбранной теме и быть актуальным для данного возрастного периода. Ход мероприятия необходимо построить последовательно и логически, он должен предусматривать продолжительный период опираясь на возраст участников воспитательного мероприятия.

В фундаменте основной части должны отражаться воспитательные технологии современного характера, которые основаны на индивидуальности, доступности и результативности. Педагогу необходимо использовать дифференцированные и интегрированные подходы в воспитании. Воспитательное мероприятие не должно быть монотонным и скучным, оно должно нести творческий характер и быть многообразным. Необходимо учитывать, что не вся информация запоминается учащимися сразу, и что невозможно запомнить все в один момент. Информация должна накапливаться постепенно, поэтому следует предоставить информацию так, чтобы не наблюдался ее переизбыток или недостаток.

Заключительная часть имеет важное педагогическое значение. Она играет большую роль в подведении итогов проведенного мероприятия, которая дает направление для дальнейшей работы с этими детьми, тем самым определяя планы на будущее. В данный период важно создать для каждого учащегося ситуацию успеха и поддержать психологический климат в данном коллективе.

С точки зрения усовершенствования, воспитательное мероприятие в определенной степени должно быть направленно на результаты в достижении науки и техники. В основном такие мероприятия являются показательными и демонстрируют серьезный этап работы проводимой как педагогом, так и учениками. В таких случаях обязательства значительно велики, ведь от того, как проходит мероприятие зависит результативность воспитательной работы всего учреждения.

Очень важно, что кроме воспитательной цели, педагог должен четко представлять себе психологическую и педагогическую составляющую мероприятия, особенности и закономерности. Мероприятие задумано, спланировано и проведено, выполнены поставленные цели и задачи. Но это еще не все. Необходимо провести психолого-педагогический анализ с тем, чтобы выявить недочеты и индивидуальные характеристики детей, дать рекомендации по их последующему преодолению. Для этого важно знать общие характеристики группы, название мероприятия, чему оно посвящено, какие воспитательные и обучающие функции выполняет. Важно и четкое представление о составе группы, возрастных особенностях её представителей, индивидуальных характеристик учащихся с тем, чтобы знать, кто в большей или меньшей степени нуждается в психологической или педагогической помощи.

Следует проанализировать подготовку мероприятия, выявить роль каждого её участника, отметить активных. Указать на самостоятельность и инициативу, проявленные в ходе подготовки и разработки сценария мероприятия, поиске дополнительной информации к заявленной учителем теме. Определить, какие наглядные пособия были использованы и чего не хватило. Выявить стимулирующие факторы, заинтересованность обучающихся.

Необходимо проанализировать соответствовало ли поставленным целям мероприятие. Описать ход с учетом его особенностей. Оценить мероприятие с точки зрения воспитательных и педагогических целей. Был ли контакт, каким было общение. Стоит отметить убежденность учащихся в значимости моральных качеств в современном мире.

Педагогическая ценность проведенного занятия состоит в его воздействии на чувственные механизмы коллектива и каждого ученика в отдельности, что является действенным фактором развития и совершенствования отношений между обучающимися.

Далее важно проанализировать профессионализм, гибкость, чуткость, отзывчивость, доброту, педагогический такт педагога, используя приемы самоконтроля и самореализации. И, что самое значимое – дать психолого-педагогические рекомендации в целом всей группе или индивидуально каждому участнику процесса в зависимости от формы и намеченной методологии.

Основными моментами при анализировании внеклассного мероприятия принято считать: анализ деятельности учителя и деятельности учеников; приемлемость используемых форм и методов; исполнение установленных целей; взаимоотношения педагога и обучающихся; профессиональные качества учителя.

В период прохождения практики, для учащихся 1 класса, мною был проведен классный час «Дружба – чудесное слово». Тема данного классного часа определена для учащихся начальных классов как одна из формирующих дружеское поведение младших школьников, направлена на нравственное воспитание учащихся. Подготовка и отбор материала осуществлялся с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса. Учащимся было предложено поразмышлять над значением таких слов как: «друг» и «дружба». Учащиеся активно включались в диалоговые формы общения и друг с другом, и с учителем. Старались услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. Для того, чтобы после классного часа остались знания, детям была предложена игра «Найди себе подобного». Цель этой игры заключалась в том, чтобы ученики могли понять, что друзья могут понимать друг друга без слов, и в том, что необходимо доверять тем, кого ты считаешь своим другом.

Я использовала игры и задания, способствующие формированию добрых отношений между детьми, развитию стремления быть терпимым, воспитанию уважения. Быть доброжелательными, вежливыми, стараться увидеть в каждом хорошее и не замечать плохого.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием. Таким образом, на данном мероприятии формировалось нравственное, культурное, познавательное компетентность. Дети получили знания о правилах поведения в коллективе, в обществе, закрепили понимание «дарить радость окружающим», быть всегда милосердным. Я считаю, что поставленные цели были выполнены.

При подготовке внеклассного мероприятия важно учитывать использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. К ним относятся внешний вид учителя, мимика и пантомимика, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся. Использовался метод беседы, были проведены различные игры для снятия напряжения. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственно чувственного опыта для выводов и обобщений.

Такой комплексный подход поможет начинающему педагогу качественно подготовить внеклассное мероприятие на любую тему. Оно понравится каждому ребенку класса без исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...

Организация исследовательской деятельности во внеурочное время в рамках ФГОС

Проведение внеурочных занятий нужно организовывать так, чтобы ученикам было интересно, а так же не сложно, так как дети уже устали после проведенных уроков. Хочу предложить формы работы, которые испол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ .

Материал содерит информацию обобщения опыта работы педагога по заявленной теме....

«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»

Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...