«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»
статья на тему

Волкова Кристина Андреевна

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что  в учебной деятельности любая из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова К.А.

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»


Содержание

  1. Введение
  2. Воображение, его формы и механизмы
  • Сущность воображения
  • Виды воображения
  • Формы воображения
  • Механизмы воображения
  1. Воображение младших школьников
  • Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте
  • Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников
  • Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время
  1. Заключение
  2. Список литературы

  1. Введение.  

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что  в учебной деятельности любая из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.

  1. Воображение, его формы и механизмы
  • Сущность воображения

Человек не только созерцает и познаёт, но и преобразует природу, изменяет мир, создаёт новые предметы, которых до него не было. Человек не смог бы этого делать, если бы не представлял результата своих действий. Для преобразования мира в реальности, необходимо уметь преобразовывать его мысленно. Умение  строить  в мыслях новые образы и является воображением. Итак, воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. В психологии воображение рассматривается, как психический процесс создания образов предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений. В нём своебообразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представить возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться. Воображение заключается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определенна; продуцировании образов, которые не программируют деятельность, а заменяют её; создании образов соответствующих описанию объекта. Воображение имеется только у человека и его развитие связано с трудовой деятельностью. Так,  Р.С. Немов считает, что воображение-это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью». По мнению В. А. Крутецкого воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше». С.Ю. Головин утверждает, что воображение- это «способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, обретённых в прошлом опыте». В Кантовской философии – обозначение одной из важнейших познавательных способностей человека. В широком смысле под воображением И.Кант понимает «способность представлять предмет также без его присутствия в созерцании». С.Л.Рубинштейн считал главной характеристикой воображения преобразование действительного. В обыденном (разговорном) языке воображение - это «домысел, мнение или предположение, ни на чём не основанное». Общим для этих определений является осознание мысли, что воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта».

  • Виды воображения

В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как:

  1. Пассивное воображение - характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Оно не стимулирует человека к активным действиям. Человек удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Данное воображение возникает спонтанно помимо воли и желания человека. Пассивное воображение подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное.
  • Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.
  • Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
  1. Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Также  оно комбинирует и преобразует прежние образы и представления в новые. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение. 
  • Воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочитав его описание в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
  • Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
  • новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
  • новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Л.С.Выгосткий трактует творческое воображение как «особый вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в

целом, которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности».

  • Формы воображения

Выделяют такие формы воображения, как:

  • Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Она направлена на перспективы будущей жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
  • ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
  • слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах ;
  • эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
  • стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
  • Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
     Согласно взглядам Зигмунда Фрейда (1856-1939), фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии, как формы удовлетворения, существует и путь от фантазии к реальности, примером которому служит искусство.
  • Грезы – что-либо желаемое, создаваемое воображением, возникающее в нём.
  • Сновидения - субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.
  • Галлюцинации - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. С точки зрения материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.

  • Механизмы воображения

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:

  • агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • гиперболизация (акцентирование) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;
  • заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
  • схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

  1. Воображение младших школьников
  • Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируя в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, графические  или музыкальные образы и др.

      Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

  • Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников

В современной школе художественное образование и воспитание учащихся имеет значительно меньшее практическое выражение в сравнении, скажем, с преподаванием математики, основ родного языка, физики, химии и других дисциплин. Не подвергая принципиальному сомнению их необходимость, заметим то, что в настоящее время находится на втором плане - занятия по изобразительному искусству, музыке, хореографии, свободному литературному творчеству, имеющие существенно большие возможности для развития творческой личности в целом и творческого воображения в частности.
     Дело в том, что традиционная трактовка основ преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин ориентирована на развитие у школьников лишь одного вида воображения - репродуктивного, используемого в качестве вспомогательного средства при усвоении знаний. Творческое воображение учащихся при этом остается незадействованным.

     Кроме того, резкий переход от одной ведущей деятельности к другой (от ролевой игры к обучению), характерный для весьма значительной части школьников, создает условия к своеобразному разделению и относительно автономному развитию двух указанных видов воображения ребенка. А именно: творческое воображение продолжает свое развитие в ролевой игре и в ходе занятий той или иной художественно-творческой деятельностью во внешкольное время, а репродуктивное воображение получает необходимое развитие в условиях школьного обучения.
     При этом не секрет, что в данном возрасте интенсивность и продолжительность учебной деятельности, а также признание ее особой значимости со стороны непосредственного окружения ребенка доминирует по отношению к аналогичным характеристикам внеучебной деятельности.
     Тем самым создаются основания для дисгармоничного развития воображения младших школьников, то есть такого, где репродуктивный компонент нередко развивается в ущерб творческому. Нельзя не отметить и того, что традиционная процедура школьных занятий, как известно, предполагает обязательность той или иной деятельности для всех без исключения обучаемых и подчинение их порядку и правилам поведения на уроке.

     Как следует из анализа работ Е. Кобба, А. Сторра, подобное влияние обучения в условиях школы на развитие творческого воображения ребенка во многом является характерным и для зарубежной системы образования, представляя собой общую проблему.
     Однако неверно при этом было бы полагать, что описанное влияние школьного обучения на воображение учащихся имеет односторонний, негативный характер. Это далеко не так.
     Нельзя забывать, что специфика учебной деятельности явным образом способствует формированию произвольности и самоконтроля при реализации основных психических функций ребенка, в том числе и его воображения. Без этого последнее вряд ли будет обладать в должной мере качеством продуктивности, а стало быть, и являться компонентом творческой активности личности.

     Кроме того, в той мере, в которой школьное обучение способствует восприятию детей, их памяти, эмоций и других психических процессов, оно способствует и развитию воображения. К примеру, овладение письменной речью становится необходимой предпосылкой проявления и развития литературно-творческого воображения.
     И наконец, учебная деятельность, как никакая другая, обеспечивает обогащение индивидуального опыта ребенка и формирование его знаний об окружающем мире и себе самом. Тем самым создаются условия качественного структурного и количественного обогащения содержания самих образов воображения.
     Тем не менее необходимо, по нашему мнению, вести речь о возможных направлениях коррегирования того далеко не всегда положительного влияния, которое оказывают традиционные условия школьного обучения на развитие творческого воображения детей.

     В этом плане представляются полезными разного рода дидактические и творческие игры, используемые в качестве своеобразного переходного средства от ведущей деятельности дошкольного возраста к ведущей деятельности возраста младшего школьного. Дело в том, что, как справедливо отмечает З. Н. Новлянская, "учение по сравнению с игрой в чрезвычайно малой степени загружает воображение ребенка, почти не используя таких ведущих достижений, как сформированность способности легко заменять одни предметы другими, легко менять роли и подчиняться требованиям игры, по детали, фрагменту представлять целое...".
     В связи с этим представляется необходимым применение внеурочной работы с младшими школьниками, ориентированной на развитие творческих способностей и творческого воображения. Подобная деятельность, построенная с учетом психолого-педагогических закономерностей развития, способна обеспечить более гармоничное формирование личности ребенка.

  • Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. В истории науки долго господствовало  представление о первичности  воображения и об игре как  продукте детской фантазии. Игре отводится роль некого буфера между все возрастающими воздействиями реального мира, необходимостью приспособиться к нему и желанием продлить наслаждение в воображаемом и потому безопасном мире фантазии. Игра – продукт воображения, её содержание – символизация неудовлетворённых желаний. Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

        Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

—  движение,

—  физическая раскованность и свобода,

—  общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

—  состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

—  наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

—  легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—  ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
  • Игры наших бабушек:  «12 палочек», «Заря», «Горелочки», «Звери»  
  • Игры народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки», «Каюр и собаки», «Нарты-сани»  
  • Игры разных народов: «Аисты»- украинская игра, «Золотое зернятко»-Белоруссия, «Аист и лягушки»- Япония, «Лиса и квочка»- Турция, «Молотилка» - Йемен, «Буйволы в загоне» -Судан  
  • Игры в зимнее время: «Два Мороза», «Льдинка», «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке», «Пчёлы и медвежата», «Космонавты»
  •  Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!» и др.
  •  Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!» и др.
  •  Летние игры: «Круговые пятнашки», «Общипанная курочка», «Домики и гномики», «Летучая мышь и мотыльки»

       

    4. Заключение

В ходе анализа литературы было дано определение воображения, выявлены его виды, формы и механизмы.  Раскрыта сущность творческого воображения и необходимость его развития с помощью подвижных игр. Данной проблемой занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн и др. Исходя из их работ можно сделать вывод о том, что эта проблема не потеряла актуальность и в современном мире. Таким образом, необходимо развивать творческое воображение младших школьников. Т.к. воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств. По мысли С.Л. Рубинштейна, кусочек воображения есть в каждой мысли, каждом чувстве, любом волевом действии, которое хотя бы в какой-то мере преобразует мир.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выгосткий Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».М.:Просвещение, 1991.
  2.  Крутецкий В.А. «Психология». М.: Просвещение, 1986.
  3.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  4. Рубинштейн Л.С. « Основы общей психологии». М.: Педагогика, 1989
  5.  Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника.  М.- 1979
  6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907
  7. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998
  8. Сборник задач по развитию творческого воображения учащихся.  ЧФИПО, 1993
  9. «Детские подвижные игры народов СССР» - составитель А.В.Кенеман; под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

Развитие творческого воображения младших школьников.

В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...