«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
статья (2 класс) по теме
Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisova_n.s.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района
Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Выполнила: Денисова Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»
р.п.Москаленки
2013
21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего.
Актуальность
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение информационных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.
Использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности школы выглядит очень просто, с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому, совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.
Преимущества использования ИКТ в образовании
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие их эффективность.
К набору существенных преимуществ использования современных информационных технологий в урочное и внеурочное время относят:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
2. Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.
3. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, применяю современные информационные технологии в следующих случаях:
1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.
3. В обучающем режиме.
4. При работе с отстающими учениками.
5. В режиме самообучения.
6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.
В урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедийные презентации.
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
1. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
2. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.
3. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
4. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
В моей методической копилке имеются презентации ко многим урокам. Проведение некоторых уроков невозможно без мультимедийной презентации. Например, уроки окружающего мира. Во 2 классе на уроках окружающего мира знакомятся с материками, странами, городами, природными зонами и т.д. Презентация для изучения таких тем просто необходима.
Мои второклассники уже сами составляют или скачивают готовые с интернета презентации к урокам при подготовке проектов и докладов.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
- сделать деятельность учителя и школьников наиболее интенсивной;
- повысить качество обучения.
Внеурочная деятельность не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другое.
На каждый праздник, проведённый с родителями и детьми, я делаю клипы и презентации. Также составляю мультимедийное сопровождение различных песен и танцев, исполняемых на наших праздниках.
Одно из направлений использования информационных технологий в моей практике – поддержка и развитие одарённых детей, формирование творческой личности, литературного мастерства, активной гражданской позиции, экологического образования.
Мои учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах. За 2012-2013 учебный год мы участвовали в 30-ти конкурсах (общепредметных, предметных, творческих).
Участие в мультимедийных, интеллектуальных, творческих интернет-конкурсах и олимпиадах - это предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся, развития их творческой и познавательной активности, информационной культуры.
Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.
Также, участвую сама в различных дистанционных конкурсах, вхожу в состав руководителей телекоммуникационного проекта.
Использование информационных технологий помогает реализовать:
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности ;
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность ;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Современные информационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеурочная деятельность, использование современных информационных технологий ускоряет передачу знаний, открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.
Список использованных источников
Гомулина Н.Н. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании». М.: МИФИ, 1999. – С.207 – 208.
Ершов А.П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО, №1, 1995. – C. 3–20.
Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автор. Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 1994. – 45 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М.: ACADEMA, 2000. – 271 с.
Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998. – 120с.
Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. – М., 1998. – 178 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)
Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....
Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....
Современные информационные технологии в образовательном процессе
Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе
Использование СИТ В ОП...
Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья дет...
«Использование современных цифровых технологий в образовательном процессе »
Информационные технологии вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скор...
доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"
Использование компьютерных технологий обучения в наше время....