«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
статья (2 класс) по теме

Денисова Надежда Сергеевна

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon denisova_n.s.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Гимназия имени Горького А.М.»

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

 Выполнила:  Денисова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

р.п.Москаленки

                                                                2013

  21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего.

 Актуальность

    Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение информационных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.

     Использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности школы выглядит очень просто, с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

     Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому, совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.

Преимущества использования ИКТ в образовании

      Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные   технологии   становятся   неотъемлемой частью  образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие  их эффективность.  

    К набору существенных преимуществ использования современных информационных технологий в урочное и внеурочное время относят:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

2. Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.

3. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию  их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

     Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, применяю современные информационные технологии в следующих случаях:

1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.

2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.

3. В обучающем режиме.

4. При работе с отстающими учениками.

5. В режиме самообучения.

6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.

       В урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедийные презентации.

    Преимущества использования мультимедийных презентаций:

1. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

2. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.

3. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

4. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

   В моей методической копилке имеются презентации ко многим урокам. Проведение некоторых  уроков невозможно без мультимедийной презентации. Например, уроки окружающего мира. Во 2 классе на уроках окружающего мира знакомятся с материками, странами, городами, природными зонами и т.д. Презентация для изучения таких тем просто необходима.

    Мои второклассники уже сами составляют или скачивают готовые с интернета презентации к урокам при подготовке проектов и докладов.

    Анализируя опыт использования  ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

- сделать деятельность учителя и школьников наиболее интенсивной;

- повысить качество  обучения.

    Внеурочная деятельность не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другое.

    На каждый праздник, проведённый с родителями и детьми, я делаю клипы и презентации. Также составляю мультимедийное сопровождение различных песен и танцев, исполняемых на наших праздниках.

    Одно из направлений использования информационных технологий в моей практике – поддержка и развитие одарённых детей,  формирование  творческой личности, литературного мастерства, активной гражданской позиции, экологического образования.

    Мои учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах. За 2012-2013 учебный год мы участвовали в 30-ти конкурсах (общепредметных, предметных, творческих).

    Участие  в мультимедийных, интеллектуальных, творческих интернет-конкурсах и олимпиадах - это предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за   его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся,  развития   их творческой и познавательной активности, информационной культуры.

    Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.

    Также, участвую сама в различных дистанционных конкурсах,  вхожу в состав руководителей телекоммуникационного проекта.

     Использование информационных технологий помогает реализовать:

  1.   личностно-ориентированный подход в обучении;
  2. обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности ;
  3.  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность ;
  4. помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  5. развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

     Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

    Современные информационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеурочная деятельность, использование современных информационных технологий ускоряет передачу знаний, открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

                           

Список использованных источников

Гомулина Н.Н. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании». М.: МИФИ, 1999. – С.207 – 208.

Ершов А.П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО, №1, 1995. – C. 3–20.

Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автор. Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 1994. – 45 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М.: ACADEMA, 2000. – 271 с.

Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998. – 120с.

Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. – М., 1998. – 178 с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 205 с.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...

Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья дет...

«Использование современных цифровых технологий в образовательном процессе »

Информационные технологии вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скор...

доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"

Использование компьютерных технологий обучения в наше время....