Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности у учащихся 4 классов "Что такое валюта"
план-конспект занятия (4 класс)
Занятие проводится в форме игры-квеста . Учащиеся распределяются на команды и ходят по станциям , выполняя интересные задания и получая "валютики"(баллы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_chto_takoe_valyuta.docx | 563.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ |
ВЛАДИМИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР |
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
на тему:
Что такое валюта
Проект выполнили: |
Гаврилова Наталья Викторовна Ерохина Елена Сергеевна |
Неганова Юлия Николаевна Пожарская Светлана Владимировна |
Солодовникова Антонина Федоровна |
Г. Владимир
2020
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема: «Что такое валюта»
Цель занятия: обеспечить развитие представлений о валютах разных
стран.
Ключевой вопрос. Что такое национальная валюта страны?
Основные понятия: обмен, деньги, бумажные деньги, валюта,
национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
Личностная установка: повышение уровня практических знаний в области финансов.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-умение правильно использовать термины: обмен, деньги, бумажные деньги, валюта, национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
-умение объяснять причины обмена валюты;
-умение считать наличные деньги;
-умение приводить примеры валют;
-умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчетами.
Метапредметные результаты:
-формирование компетенции постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
- формирование компетенция соотношения знаний из курса «Окружающий мир» (о странах) с новой информацией;
- формирование компетенция проявления познавательной и творческой инициативы при выполнении поисковых заданий;
- формирование компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой деятельностью.
Личностные:
- понимание того, что деньги- не цель, а средство обмена.
- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- воспитание самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки в области финансов;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Описание учебного процесса
Этап | Продолжительность | Действия экспертов | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
| 15 минут | Учитель создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!), а эксперты готовят работу станций. | Подготовка к усвоению нового знания. |
| 40 минут | Учитель выступает в роли организатора при делении детей на группы. Выбирает ответственного в каждой группе и вручает маршрутные листы. | Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном занятии, зарабатывают «валютики». |
III. Рефлексия | 5 минут | Организует рефлексию по «Плюс-минус-интересно» и самооценку деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Оценивают и корректируют работу друг друга. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
V. Подведение итогов игры | 3 минуты | Организует подсчет «валютиков», вручает грамоты. | Подсчитывают «валютики» в группах. |
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I. Оргмомент. | Развивающая технология: словесный, наглядный методы. | История чеканки монет Жеребьёвка |
II. Основная часть | Работа в группах, практический, словесный, наглядный, проблемный и проектный методы. | Игра-квест |
III. Подведение итогов урока | Словесный, наглядный методы. | Подсчет «валютиков» и награждение победителей. |
IV. Рефлексия | Технология критического мышления, словесный, наглядный методы. | Заполнение карты: «Плюс-минус-интересно». Самооценка учебной деятельности. |
- МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
Педагогические технологии:
Игровые
Кейс-технология
Информационно-коммуникационная технология
Технология критического мышления
Методы проведения мероприятия:
- Проблемный;
- Практический;
- Творческий;
- Проектный.
- Наглядный
- Словесный
Методические приёмы:
- Решение финансовой задачи;
- Создание валюты будущего;
- Установление соответствия между страной и валютой;
- Восстановление купюры-пазла.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов – рефлексия «Плюс-минус-интересно» и самооценка собственной учебной деятельности. Определение домашнего задания для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:
А) найти из дополнительной литературы интересные факты о деньгах;
Б) Найти материал о денежных единицах разных стран мира.
РЕФЛЕКСИЯ:
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Краткое описание игры-квеста:
Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.
Для проведения игры необходимо:
- создать 4 команды по 5-6 человек;
- подготовить просторный зал, лучше школьные рекреации, на которых будут размещены Старт, 5 точек-станций, Финиш;
- разработать маршрутные листы , где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;
- подготовить « ВАЛЮТИКИ» и листы с заданиями по каждой станции;
- подготовить наградной материал по итогам игры;
- назначить 6 ведущих (учеников 10-11 классов или учителей): по 1 ведущему на каждую станцию. У ведущих будет комплект заданий, критерии и монетки, которые заработают команды;
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу):
1. Станция «Познавательная»
2. Станция «Строительная»
3. Станция «Творческая»
4. Станция «Обменная»
5. Станция «Туристическая»
Ход занятия
1.Организационный момент
Сказка в гости к нам пришла,
В мир финансов позвала.
Всё про деньги мы расскажем
Свои знания покажем.
2.Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, на прошлых занятиях мы говорили об истории денежной системы.
Какая денежная единица в нашей стране? (Ответы детей).
- Правильно, рубль.
- А как называется денежная единица любой страны? (Ответы детей).
- Валюта-это денежная единица любой страны. И сегодня на занятии мы
будем говорить о денежных единицах разных стран и об истории монет в
разных странах.
3. Обсуждение темы
- История чеканки монет в странах дальнего зарубежья, конечно, своя,
отличающаяся от российской.
Монеты можно рассматривать как «путеводитель» по истории государств.
-Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей).
-На монетах изображены великие личности, легендарные здания, памятники,
героические эпизоды и т.д.
В разных странах существует и развивается наука, которая называется
«Нумизматика». Чем же она занимается? (Ответы детей).
- Наука «Нумизматика» изучает монеты, их происхождение и связь с
историей развития того государства, которому эти монеты принадлежат.
Археологи постоянно пополняют музеи найденными на раскопках
монетами, которые представляют большой интерес.
Отмечая, что с точки зрения художественных достоинств самыми
красивыми считаются африканские, французские и бразильские деньги.
Например, на купюре 50 франков изображен с одной стороны Антуан де
Сент Экзюпери, а с другой его аэроплан, с обеих сторон его знаменитый
Маленький Принц.
-А как вы думаете, что изображено на африканских деньгах? (Ответы
детей).
- Африканские деньги очень экзотичны, ярки, необычны, как и люди этих
стран.
Деньги являются социокультурным явлением, играют весьма активную роль
и могут выступать активным проводником национальной идеи страны.
Приведу некоторые примеры:
«Не завидуем никому на свете» - написали на воле всегда довольные своей
жизнью корейцы.
На советском рубле в 1927 году было написано: « Пролетарий всех стран,
соединяйтесь!»
Что бы это значило? (Ответы детей).
- Потому что это была национальная идея и украшала наш рубль до 1992 года.
«Каждый смертен» - эта надпись была на двухпенсовой монете.
Как вы думаете, о чем говорит эта надпись? (Ответы детей).
- Эта надпись говорила о многом и в первую очередь об уверенности в своих
чувствах к Богу и королеве Англии.
«Свобода превыше всего» - было вычеканено рядом с гербом Испании на
деньгах и монетах по инициативе Франко.
- О чем это говорит? (Ответы детей).
- Ребята, а какая валюта до 2002 года, была валютой № 1 в мире? (Ответы
детей).
- Американский доллар. « С нами бог»- это великая национальная идея Америки.
Посмотрите на картинку и скажите, что же изображено на американских
долларах? (Ответы детей).
- На американских долларах изображен первый президент Америки.
Правда, 2001-2002 годы показали, что нет ничего вечного, т.к. евровалюта
активно начинает вытеснять доллар.
- Ребята, какая валюта вам известна? (Ответы детей).
Организатор квеста проводит жеребьевку среди участников игры,
участники делятся на 4 команды по 5-6 человек.
Участникам разъясняются правила игры, раздаются маршрутные
листы.
- Игра «Квест»
Приглашаем принять участие в игре - квесте "Что такое валюта?». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки «ВАЛЮТИКИ". Желаем успеха!"
Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.
Создание оригами – кошелька.
Станция « Познавательная»
Игра «Где живут купюры»
Цель: Учить детей определять принадлежность денежной купюры стране, где она используется.
Ответы (соответствующие буквы) впиши в таблицу.
Установи соответствие между страной и её валютой.
а) Соединённые Штаты Америки 1) рубль
б) Франция 2) доллар
в) Россия 3) фунт стерлингов
г) Италия 4) евро
д) Великобритания
е) Германия
1 | 2 | 3 | 4 |
Станция «Строительная»
Пазл «Угадай валюту»
Цель: учить дифференцировать денежные знаки России и других стан по внешнему виду. Развивать аналитическое мышление, память.
Станция «Творческая»
Цель: актуализировать опорные знания по теме «Валюта». Развивать творческое мышление.
- Внимательно рассмотрите современные деньги (валюта) и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем?
- Нарисуйте, пожалуйста, денежную единицу США , России, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.
Станция «Обменная»
Цель: формировать умение переводить одну валюту в другую по заданному курсу.
- Если 1 доллар стоит 80 доллар, сколько долларов должен поменять приехавший в Россию Кристофер, чтобы купить 3 матрёшки по 200 рублей?
- Семья Ивановых отправилась в путешествие в США. На личные расходы они решили потратить 70000 руб.
Определи, в какой валюте будут производиться расчёты на территории данного государства ?
Какую сумму в национальной валюте данного государства получит семья? (Примерный валют: 1 доллар=80 рублей).
У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.
Ответы на табло
Вопросы:
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:
«Малыш и Карлсон» (9)
«Три мушкетера» (7)
«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)
«Приключения Пинноккио» (2)
«Остров сокровищ» (3)
«Али-Баба и 40 разбойников» (6)
«Незнайка на Луне» (8).
Станция «Туристическая»
Цель: формировать умение составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью
Задание.
Представь, что ты приехал в гости к другу в Лондон. У тебя есть некоторая сумма, на которую ты можешь посетить достопримечательности города.
Бюджет:32000 рублей
Курс фунта стерлингов: 100 рублей за 1 фунт стерлингов
Стоимость на 1 человека.
- Экскурсия в Лондонский Тауэр………………………………10
- Билет на Тауэрский мост……………………….…………… 10
- Экскурсия на Небоскреб «Осколок»………………………. .27
- Билет в музей Мадам Тюссо…………………………….……30Собор Святого Павла ………………………………………...17Экскурсия в дворец Элтем…………………………………….24Одна поездка на метро………………………………………….5Завтрак в «Макдональдс»……………………………………….4
- Завтрак в ресторане «Вилла»………………………………… 15Обед в столовой около моста Тауэр……………………………25
- Обед в столовой дворца Элтем…………………………………26
- Ужин в кафе «Прованс»…………………………………………17
- Ужин в кафе около дома……………………………………… .13
План на день:
Время | Место | Цена на 1 | Всего | |
Утро | Завтрак | |||
Проезд до места | ||||
Развлечение | ||||
День | Обед | |||
Проезд до места | ||||
Развлечение | ||||
Вечер | Ужин | |||
Проезд до места | ||||
Развлечение | ||||
Проезд до дома | ||||
ИТОГО |
- Рефлексия:
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
7. Подведение итогов: подсчет набранных «ВАЛЮТИКОВ» в каждой группе, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Финансовая грамотность». Тема: "Путешествие рубля". 2 класс
В современном мире просто необходимо быть финансово грамотным человеком. И давать азы этой грамотности можно и нужно уже с начальной школы. И именно поэтому одним из направлений внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс
Занятие в игровой форме учит как грамотно распоряжаться деньгами. Цель занятия:Создание условий для начального представления о правильном распределения расходов и степени их необходимости.За...
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...
Конспект внеурочного занятия по направлению "Финансовая грамотность. Учимся для жизни"
Данная методическая разработка занятия по функциональной грамотности поможет в проектировании занятия с позиции формирования УУД. Может быть полезна как молодым специалистам, так и учителя...
Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....