Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Титова Елена Викторовна

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. Подрастающий ребёнок  в любом случае отталкивается от своего жизненного опыта и, конечно же учится считать деньги. Для лучшей адаптации и правильного напраления в современном мире  подрастающее  поколение необходимо учить азам финансовой грамотности. Предлагаю Вам внеурочное занятие по этому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта 39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: занятие внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»

Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись»

Класс: 2

Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

Задачи:              - рассмотреть выгоды обмена;

                            - объяснить неудобства бартера и причины появления денег;

                            - познакомить учащихся с историей денег.

Компетенции:  - объяснять выгоды обмена;

                            - описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;

                            - объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами;

                            - описывать ситуации, в которых используются деньги;

                            - сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Усвоение понятий по теме: деньги, обмен, товар, ликвидность, продажа, покупка.
  2. Знание видов денег.
  3. Овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в обществе;  умение характеризовать виды и функции денег; проследить процесс развития денег от примитивных форм до современных.

Познавательные:

  1. Использование сбора информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
  2.  Освоение способов решения проблем поискового характера
  3. Овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Регулятивные:

  1. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
  3. Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.

Коммуникативные: 

  1. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
  1. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых ситуациях.
  2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Основные понятия и термины: товар, деньги, покупка, продажа, ликвидность, драгоценные металлы, монеты, бумажные деньги, банкноты, купюры.

Форма обучения: групповая

Авторы: учителя начальных классов МОБУ «Лицей» г.о. Рошаль Московской области Титова Е. В. и Данилова С.Е.

Этапы занятия

(по характеру деятельности учащихся)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задача этапа

Способы взаимодействия

(методы)

Задача этапа

Регулятивные действия

Познавательные действия

Коммуникативные действия

I этап

Эмоционально установочный

(эмоциональное включение)

Организация межличностного взаимодействия

Коммуникативная ситуация

Предлагает учащимся разделиться на четыре группы по цвету жетона.

1 группа:  

МУМБА

2 группа:

ЮМБА

3 группа:

У-ГУ-ГУ

4 группа:

ХРУМ-ХРУМ

Побуждение  

-Посмотрите отрывок из мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=rV6byzXOcEI

- Какое слово не знал Незнайка?

 - А знаете ли Вы, что такое деньги? Подберите ассоциации к слову «деньги»

Чтобы вы хотели узнать о них?

Составление кластера на доске:

Что такое деньги?

Как они возникли?

Откуда они взялись?

- Какова цель нашего занятия?

Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

Применяют установленные правила в планировании способа решения; преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Записывают ассоциации на цветных стикерах и прикрепляют к   «Корзине ассоциаций».

Обрабатывают

информацию (определение основной и второстепенной информации); самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Определяют тему и цель занятия.

Определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; строят понятные для партнёра высказывания.

Распределились по группам, сев за парты согласно своему жетону, который  выбрали.

II этап

Пропедевтический

(подготовительный)

Создание

условий для успешного включения в деятельность

Показ коллекции монет

Демократическая беседа:

- Кто знает, какими были деньги до появления монет? Давайте разберёмся и  отправимся в музей.

Слайд 1

  Долго люди искали то, что было бы деньгами. Для этого подошли драгоценные металлы: золото и серебро… Драгоценные камни тоже дороги, редки и красивы, как золото и серебро. Почему их не стали использовать люди?

Слайд 2

Потом на эти кусочки стали наносить надписи и картинки – название страны, города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты… Как вы думаете, почему в древности не делали монеты из дерева?

Слайд 3

А знаете ли Вы, что первая монета на Руси называлась «грош» – это монета две копейки. Почему так иногда говорят: нет ни гроша за душой?

Слайд 4

…Так в Китае примерно тысяча лет назад появились первые бумажные деньги. Их называли летающими, т.к. они были гораздо легче ожерелий из монет. Кто знает, как называются современные бумажные деньги?

Как возникли деньги и где,  думаю Вы запомнили.

- Как Вы думаете, были ли деньги у первобытных людей?

Предлагаю отправиться в прошлое и поиграть.

Сюжетно-ролевая игра «Обмен»

Представьте, что Вы древние люди разного племени. Вот вам предметы (рыба, лук и стрелы, ожерелье)

 У вашего племени очень хорошо ловилась рыба, а у вашего отлично получались лук и стрелы. Каждому племени захотелось иметь такие предметы. Что Вы сделаете? Проходит год, вы опять встречаетесь. У вас опять есть много рыбы, а у вас много лука и стрел. Второе племя хочет покушать рыбу, а вот лук и стрелы первому племени уже не нужны. Они у них есть, зато они хотят ожерелье, которое есть у 3 племени. Что же делать???

. . .

Почему люди обмениваются? Всегда ли это удобно?

Подготовка к мотивационной

деятельности и выбор способов её реализации.

Применяют установленные правила в планировании способа решения; различают способ и результат действия.

Слушают рассказ экскурсовода, рассматривают музейные экспонаты.

Постановка проблемы, работа с предметами

Поиск решения.

Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности

при решении

проблем

различного

характера

Извлекают новое из рассказа экскурсовода.

Рассматривают, анализируют и отвечают на вопросы.

Используют жизненный опыт, делают выводы о выгоде обмена, правилах бартера, свойстве денег и их назначении.

Формулируют собственное

мнение

и позицию;

Вступают

в диалог

с учителем.

Задают

встречные

вопросы

на уточнение

и понимание.

Решают практическую задачу по обмену предметами.

III этап

Деятельностный

(исследовательска изобразительная, конструкторская…)

Скрытое

руководство

деятельностью

Организует обсуждение в каждой группе.

Если бы Вы обменивались игрушками, например, фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становилась бы самой ценной? Почему?

В таком случае говорят, что эти фигурки обладают высокой ликвидностью. Товар, ликвидность, деньги, бартер…

А что про них говорится в словарях?

Работа в группах:

1 группа найдёт объяснение слову «товар».

2 группа – «деньги»

3 группа – «бартер»

4 группа – «ликвидность»

Мы с вами узнали, что такое деньги, их виды. А были ли деньги в древнем мире? Давайте обратимся к учебнику. Откоем стр. 8.

1 группа найдёт про Индию.

2 группа – про Эфиопию.

3 группа – про остров Санта-Крус.

4 группа – про остров Яп в Тихом океане.

Моделирование: смоделируйте из предложенных карточек ответ на вопрос:

А были ли деньги в древнем мире? и заполните полученную таблицу.

Дискуссия

Посмотрите на эту картинку и скажите: сколько «соляных» денег (плиток соли) вам придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки?
Сколько рыб пришлось бы для этого ещё поймать?

Разгадывание кроссворда:

  1. Продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

(товар)

  1. Метллические и бумажные знаки.

(деньги)

  1. Товары, которые хорошо обмениваются, обладают …

(ликвидность)

  1. Прямой безденежный обмен товарами или услугами

(бартер)

  1. Передача товара  кому-нибудь в собственность за плату.

(продажа)

Последователь-ная реализация

компонентов групповой деятельности

Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; используют речь для регуляции своего действия.

Изучают материалы учебника с. 8-15. Составляют рассказ о видах денег в древнем мире и их свойствах.

Решают логическую

задачу.

Решают

кроссворд

Моделируют, т.е. выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Используя словари  дают определение основным понятиям :  товар, деньги, бартер,  ликвидность.

Представляют отчет о проделанной работе в виде моделирования слов и картинок.

Проверяют решение задачи по эталону

Проверяют решение кроссворда по эталону

Проявляют активность

во

взаимодействии

для

решения коммуникативных

и

познавательных

задач; аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;

сравнивают

разные точки

зрения и

находят

лучшее

назвние.

Выступление групп

IV этап

Эмоционально-рефлексивный

(оценочный)

Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия  

Какую цель ставили?  Что такое деньги? Как Вы думаете, может ли вода служить в качестве денег?  Почему?

Продолжите фразы:

Я научился…

Я открыл для себя новое…

Меня удивило…

Меня огорчило…

Мне хочется еще узнать… Молодцы!

Презентация результатов деятельности и отношения к ним

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; построение рассуждения, обобщение.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

ИТОГОВОЕ  ОЦЕНИВАНИЕ:

1 уровень: фактологический

2 уровень: описательный


     

           

3 уровень: доказательный

4 уровень: творческий

Учебно-методическое обеспечение

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.

Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.

         Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Программно-методическая разработка внеурочной деятельности " Математика и конструирование"

В целом спец курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования прост...

Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема: «Многоугольник»

Методическая разработка  внеурочной деятельности по математике Тема:«Многоугольник»...

Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

Методическая разработка внеурочной деятельности "Клуб Логомир"

1.В клуб входят ученики 1 класса.2.Клуб носит необязательный характер посещения, ученикам дается право на выбор (посещать его или нет)3.Встречи проходят раз в неделю (понедельник: 13.30)4.Занятие длит...