Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.
статья

 Татьяна Валерьевна Смирнова

В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся  начальной школы

Слайд 2-9

1. Это – средство обращения,

Это – средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

2. Каким словом можно назвать все то, что вы видите на экране?

Что можно сказать об этих деньгах?

Это тоже деньги, но деньги разных стран.

3. Как по-другому называется денежная единица страны? (ребус валюта)

4. Москва – 100, Ярославль – 1000, Архангельск – 500. Хабаровск – 5000. О чём речь?

5. Как вы думаете, что изображено на этой фотографии?

6. Что объединяет все эти предметы?

7. Какие ассоциации вызывает у вас слово деньги? Такой вопрос я задала своим четвероклассникам.

Вот что получилось: денежная купюра – 6, покупки – 6, подарки (кому-то) – 5, копилка – 2, монеты – 2, развлечения, зарплата, наличные, родительские, карманные, банковские, банк, банкомат, банковская карта, игрушка, бюджет, расходы, оплата, кризис, радость, ум человечества.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Сегодня мы говорим о деньгах, а точнее, если говорить словами тетушки Совы из развивающего мультфильма для детей «Азбука денег», Как помочь ребёнку вырасти богатыми.

Слайд 10-11

Итак, тема моего выступления «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы».

С введением в образовательный процесс обновленных ФГОС изучение финансовой грамотности становится обязательным. Пока что это касается в начальной школе только 1 классов, но со следующего года станет обязательным для всех.

Учебного предмета «Финансовая грамотность» в начальной школе не предусмотрено, поэтому изучение финансовой грамотности может быть организовано по следующим направлениям:  

Слайд 12

– Внедрение элементов финансовой грамотности в предметы обязательной школьной программы (это обязательное требование обновленных стандартов). Согласно обновленным стандартам темы по финансовой грамотности интегрируются в предметы: математика, окружающий мир. К сожалению, обновленных учебников пока нет, поэтому сказать, как это представлено в учебниках, нельзя.

Слайд 13-18

– Курс внеурочной деятельности. Курс «Функциональная грамотность» с этого года появился в 1 классе. Этот курс рассчитан на 4 года. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

Посмотрим одно из занятий (1 класс)

Слайд 19-20

В рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» были разработаны Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций. Найти все эти материалы можно на сайте Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» по адресу https://fmc.hse.ru/ Во вкладке Учебно-методические материалы есть все, что нужно по каждому УМК.

Для начальной школы были разработаны:

– УМК «Финансовая грамотность» (автор С. Федин) для 2-3 классов;

– УМК «Финансовая грамотность» (авторы Ю.Корлюгова, Е.Гоппе) для 4 классов.

В комплект для 2-3 и 4 классов входят:

  1. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы общеобразовательной организации.
  2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.

Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять.

  1. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-3 классы общеобразовательной организации.
  2. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-3 классы общеобразовательной организации.
  3. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразовательной организации.

В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Слайд 21

Также для школьников начальных классов по заказу Банка России был создан комплект УМК «Введение в финансовую грамотность» под общ. ред. Е.Л. Рутковской.

В комплект входят учебное пособие, практикум, методические рекомендации для учителей и комплект рабочих тетрадей для школьников 1-4 классов.

Учебное пособие состоит из 4 частей, в которых рассматриваются основные темы из мира финансов:

  • «Зачем нужны деньги и как они появились»;
  • «Доходы и расходы семьи»;
  • «Учимся копить и тратить»;
  • «Осторожно! Финансово опасно!»;
  • «Своё дело».

Все темы и задания к ним имеют свою цветовую разметку. В рабочих тетрадях и практикуме приводятся задания для работы в школе и дома. Все темы разработаны с учетом реальных ситуаций, с которыми встречаются дети младшего школьного возраста.

Комплект УМК размещен на портале Банка России «Финансовая культура». Скачать УМК можно по ссылке: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

УМК предусматривает возможность встраивания содержащихся в нем тем по финансовой грамотности в уроки по таким предметам, как «Окружающий мир», «Математика» и «Технология», а из предложенных учебных материалов учитель может составить как сценарий целого урока, так и его фрагмента.

Слайд 22

Также по заказу Банка России подготовлен Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности».

Сейчас довольно много интернет-ресурсов с играми по финансовой грамотности, с готовыми материалами. Которые можно брать и использовать.

Слайд 23-24

Мультфильмы:

  • Мультфильмы «Смешарики» из серии «Азбука финансовой грамотности», где герои объясняют детям, как разумно обращаться с деньгами.
  • Мультфильм «Азбука денег» из серии «Уроки тётушки Совы», где детей научат, что важно знать и как посчитать, чтобы вырасти богатым.

Слайд 25-30

В стандартах 2009 года о финансовой грамотности не упоминается, но, тем не менее, в наших учебниках и рабочих тетрадях по математике и окружающему миру есть темы, которые позволяют формировать финансовую грамотность. В основном это касается таких предметов, как математика и окружающий мир.

Слайд 31

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Таким образом, главная задача – заложить основы знаний, умений и навыков в сфере финансов, необходимых для дальнейшего более углубленного освоения финансовых вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"

Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...